На гибель «Курска»

Aug 12, 2014 00:01

По теме: Она утонула, они сгорели, их взорвали…

«Мам, ты только не волнуйся, «Курск» на дне»
Корреспондент «Русской планеты» поговорила с родственниками моряков, погибших 14 лет назад на подлодке «Курск»

В дверях недавно открывшегося небольшого кафе меня встречает невысокая приятная женщина. «Вы - журналист?». Отвечаю утвердительно. Мы выбираем столик, заказываем чай, знакомимся. Валентина Старосельцева - мама погибшего на АПРК «Курск» матроса Дмитрия Старослельцева - выглядит от силы на 50 лет. Ясный открытый взгляд и не менее открытая улыбка. В мае 2001 года она выступила в роли организатора Совета семей членов экипажа в городе Курске. Спокойным и мягким голосом Валентина Сергеевна начинает рассказывать о себе и своей жизни, о том, почему решила заниматься общественной деятельностью. ©
~~~~~~~~~~~



Памятник морякам, погибшим на АПЛ «Курск»
«Началось все с аллеи березок»

- Нас пригласила одна фирма на отдых на теплоходе, курсирующем от Москвы до Санкт-Петербурга, были все родственники погибших и офицеры Северного флота, - рассказывает Валентина Сергеевна. - Когда мы познакомились, нам пришла идея, что нужно создать организацию по регионам. Даже если бы я не начала эту деятельность сразу, тогда, в любом случае я бы занималась этим, потому что когда Дима ушел, у меня сразу была мысль оставить свою работу. Я поняла, что все равно буду заниматься общественной работой, какой - еще не знала. А потом, когда уже приехала в Курск, поняла, что буду делать - увековечивать память о нашем экипаже.

По образованию Валентина Сергеевна - медик. Около 30 лет она проработала лаборантом в бывшем мединституте в Курске. Потом - старшим лаборантом в шестой поликлинике. За четыре года до пенсии перевелась на завод АПЗ-20, в кабинет лечебной физкультуры, но после 2000 года все время стала отнимать работа по сохранению памяти о членах экипажа подводной лодки «Курск».

- Началось все с аллеи березок, как сейчас помню, это было 11 апреля 2001 года. Мы посадили 118 берез на Майском бульваре. Потом памятник. Наш скульптор Криволапов Николай Петрович выиграл всероссийский конкурс в 2003 году, и через пять лет была закончена фигура ангела. Она находится на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. Потом была установлена мемориальная доска в Михайловском храме, он еще называется «Морской храм», это был 2005 год. В этом же году на аллее берез был установлен памятный знак из фрагментов нашей лодки, в этом нам помогал директор бывшего 19 училища Белугин Алексей Иванович. В этом училище, сейчас это Автотехнический колледж, был создан музей. Еще один музей был создан в 18 школе, у нас там кадеты, которые тоже помогают, мы дружим. Очень поддерживала на протяжении всех 14 лет администрация города. С помощью таких людей, которые нам помогают, не забывают, мы выжили и живем. В 2010 году было очень много гостей у нас со всех округов. Люди помнят наших ребят, не просто так пришли, и это как бальзам на рану. Вот говорят, что время лечит, но нет, время скорее расставляет все по своим местам.

После четырнадцати лет работы сделано много, но планы на будущий год все равно имеются - к 15-летию гибели подлодки создать фотоальбом, своего рода хронику памяти, о музеях, мемориальных досках, обо всем, что именно в Курске и области было сделано для увековечивания памяти об экипаже. Работа сложная, кропотливая, трудоемкая.

- Не будем загадывать, - говорит Валентина Сергеевна, и вспоминает о еще одном важном событии. - В 2013 году была привезена в Курск икона, сейчас она находится в Никитском храме. Она была написана к годовщине гибели нашего экипажа, и находилась в Видяево, это поселок под Мурманском, в часовне. Очень хотелось привезти ее сюда, в Курск, очень много сил на это ушло, но вот через 12 лет она все-таки к нам пришла.

В 2012 году родственники погибших из Санкт-Петербурга, Москвы, Подмосковья и других регионов страны при содействии Северного флота получили возможность посетить место, где затонул ракетоносец «Курск». От города Североморска - девять часов дороги. Возложили на воду венок, цветы.

- Мы не могли разговаривать друг с другом, просто разошлись, каждый со своими мыслями. Одна мама из Подмосковья стояла на берегу, прилетела стая чаек, они около нас так покружились, и одна села около нее, и она долго разговаривала с ней, и та не улетала. Может, это символично, может это нам просто так кажется… Но это великое дело, что мы туда съездили. Там же была и икона, в Видяево, и вот, к 70-летию победы в Курской битве удалось ее привезти в Курск.

Валентина Сергеевна рассказывает про свое настоящее: продажа двух квартир, покупка дома, любимая дочь, любимый зять, семья, работа. Она выглядит человеком, который пребывает в мире - с собой, с окружающими, с прошлым.

- У меня была жизнь до 2000, теперь - жизнь после, - говорит Валентина Сергеевна. - Совсем по-другому смотрю на жизнь, на людей, конечно, была переоценка, и ценности у нас стали другими. Некоторые меня встречают, говорят: «Ты стала другая». Конечно, другая… То, что волнует других, меня не волнует, это земное. Я не понимаю людей, я не осуждаю их, а просто не понимаю: на разных мелочах люди тратят не только свое время, но и здоровье.

«Все были равны, потому что все приезжие»

Когда создавался Общественный совет семей членов экипажа АПРК «Курск», Валентина Старосельцева работала с родителями погибших ребят, а Любовь Калинина - преимущественно с вдовами, однако строгого деления никогда не было. Любовь Калинина родом из Украины, в Курск переехала из Видяево в декабре 2000-ого года. На АПРК «Курск» остался ее муж.

- Когда приехала сюда, младшей дочери было три годика, а теперь уже семнадцать, а старшая университет заканчивает в следующем году. Столько лет прошло, а как приедешь туда, на Мемориал, кажется вот оно - как вчера было. Пока горе не коснулось, думала - время лечит, притупляется эта боль, но нет.

В Курске она проработала несколько лет социальным работником, а потом перешла в другую организацию. С особой теплотой Валентина Афанасьевна вспоминает о своей жизни на севере.

- 11 лет прожили в Видяево. Все-таки люди изменились, немножко мы зачерствели. Там мы были все равны, может, потому что все приезжие. Всегда друг друга выручали, дружили семьями, потому что ребята по четыре месяца уходили в плавание, морскую женскую дружбу не отнять, такого, наверное, уже никогда не будет.

Переезд из Мурманска дался нелегко.

- Можно было там остаться, но в первое время тяжело было, для детей тяжело психологически. Там же военные все, моряки, выходишь - форма эта черная, так что мы решили уехать. Конечно, какой ценой нам это досталось, жили бы там, в однокомнатной. А сейчас все вроде бы есть, а все равно тяжело. Молодые, 30 лет…Только бы жить и жить.

Валентина Афанасьевна рассказывает, что сейчас в Курской области живут 18 семей подводников. Когда сюда приезжают родственники моряков из других городов, они всегда удивляются их дружбе и сплоченности.

- Мы собираемся 12 августа, 6 ноября тоже, это день захоронения, когда через год ребят подняли. Мы созваниваемся постоянно, но встречаемся реже, чем в первое время. Обжились, дети выросли, проблем стало меньше, но когда кому-нибудь нужна помощь, мы всегда готовы ее оказать. Есть у нас такая выручка, дружба морская.

«Чем дальше - тем тяжелее»

Надежда Шалапинина - мама самого молодого из погибших на АПРК «Курск» матросов. 9 августа 2000 года ему исполнилось 19 лет, а 12 августа всех, находившихся на борту, признали погибшими.

- Узнала я об этом, приехав с работы. Вышел сын старший, сказал: «Мам, ты только не волнуйся, «Курск» на дне». У меня муж подводник, поэтому он сказал сразу, что такой корабль не может ложиться на дно, и в общем, что это все очень серьезно.

Вместе с другими родственниками подводников Надежда Петровна каждый год в августе посещает Мемориал павших.

- Мы все собираемся в этот день, весь город очень хорошо помнит наших ребят, чтит их память, всегда присутствует много людей. Возлагают цветы. В Курске не забывают наших ребят.

Надежда Петровна живет в Тиме, это районный центр в Курской области. В городе была переименована улица - теперь она называется «имени Некрасова» - в честь ее сына. Открыты мемориальные доски: на стене дома, в школе.

- По прошествии стольких лет это все равно тяжело, и чем дальше - тем тяжелее. Когда говорят, что пройдет определенное время, родятся внуки, все забудется, нет - никогда ничего не забывается. Для каждого отведено свое место. И естественно, место наших ребят никто никогда занять не сможет.

12 августа в Курске ежегодно проходит торжественное возложение венков к месту захоронения моряков на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. Сюда приходят родственники погибших подводников, ветераны, представители общественности, руководство города и области, чтобы почтить память членов экипажа, трагически погибших в Баренцевом море.

Алина Ярхамова
«Русская планета», Курск

катастрофы и катаклизмы, семья, женщины, воспоминания, общество и население, военные, армия, смерти и жертвы, города и сёла, история, флот, память, россия

Previous post Next post
Up