«Мультфильмы: вред и польза». Беседа с детским психологом Ириной Рябковой.

Nov 09, 2013 11:30




За последние несколько лет привычные для ребенка занятия: совместные игры, рисование, слушание сказок уступили такому виду деятельности, как просмотр мультфильмов. Раньше, время, проведенное у экрана, составляло в среднем около 3-5 часов в неделю, т.е. 5% свободного времени или те самые 30 минут в день, которые официально разрешены дошкольникам Всемирной Организацией Здравоохранения.
По данным социологов, современные дети проводят около телевизора или компьютера от 20 до 40% всего свободного времени ребенка. Это на порядок превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми.
Мы не собираемся вас пугать, просто хотим разобраться вместе с вами на что же тратят наши дети так много своего драгоценного времени.
Вопросы детскому психологу Ирине Рябковой задавала Ирина Филиппова, проект «Мама мамам».


В каком возрасте появление мультфильмов в жизни ребенка можно считать своевременным?

Медики советуют ограждать детей от телевизора до трёх лет, потому что нервная система и вся физиология ребёнка пока ещё требуют активного, практического освоения мира, то есть непосредственного взаимодействия с предметами, беганья, прыганья, лазанья и так далее. Любая виртуальная реальность для ребёнка пока что не ощутима и поэтому не является источником познания, а мультфильм - это ещё и произведение искусства, и как таковое он требует понимания сложных смыслов.
Из разных мультфильмов, из разных передач ребёнок может поймать какие-то отдельные действия и достаточно простые микросюжеты. Например, он видит и понимает, что кто-то идёт, или кто-то упал, или кто-то вымазался, ест и так далее. То есть всё, что ребёнок уже прожил в своей жизни и хорошо знает, к чему он сознательно относится, он, конечно, воспримет на экране, но если в мультфильме заложено больше, чем поел, поспал, пошёл, вымазался и так далее, то поймать и осмыслить, понять это будет уже очень сложно.

Мультфильм - скорее развлечение, или в нём есть какая-то развивающая составляющая? Зачем он нужен? Что это за деятельность - просмотр мультфильма?

Я услышала два вопроса. Первый - развлечение или развитие, и второй - зачем вообще нужен. Мне кажется, что в такой области, как искусство, изначально с самых древних времён лежит какое-то развлекательное побуждение, ведь помимо всего обрядового и мистического было очень много «простого развлечения» - того, что позволяет оторваться от обыденности. На самом деле, развлечение - это не так плохо, потому что мы, опять же, не знаем, что это такое. Что такое кататься на американских горках? Зачем это нужно? Почему это так привлекательно? Что это за игра ощущениями, которая так привлекает, эти попытки понять, что происходит с моим телом, где мне комфортно, а где некомфортно? Что это вообще такое: отдыхать, глядя какой-то простой, динамичный фильм? Ведь взрослые тоже так делают: смотрят какой-нибудь простой сериал, с довольно предсказуемым сюжетом, или шоу типа «За стеклом». Очень многие взрослые люди делают это при всей своей культуре и двух высших образованиях, и мы не понимаем, что это за механизм отдохновения. То есть я хочу сказать, что развлечение - это, мне кажется, вещь, которую не надо давить, затаптывать, а нужно просто находить ей место и время. У него, как и у многих других вещей, тоже есть какое-то назначение в жизни, просто не нужно погружаться в него с головой, как, впрочем, и в совершенно любую деятельность. Нужно просто находить ей какое-то место в своей жизни, и всё будет в порядке. То есть не надо всё время развлекаться, но иногда можно и развлечься, вот о чём я говорю.
А вот про то, что развивает: как вообще, наверное, любое искусство, это всё-таки сфера человеческих чувств, и когда я говорю о чувствах, то имею в виду не простые эмоциональные реакции, а сложные социальные чувства, которые очень трудно сформулировать простым односложным словом. Например, когда мы смотрим кино (скажем, сейчас очень популярны «сенсационные!» документальные фильмы), и нам показывают какую-нибудь сложную, катастрофическую социальную ситуацию (например, алкоголиков, бомжей, убийц и так далее), это вызывает у нас очень простые, однозначные эмоциональные реакции: отвращение, ужас, страх, - всё это называемые вещи, назвать их очень легко. Когда мы имеем дело с каким-то глубоким, многопластовым произведением, как раз с предметом искусства, обычно нам не хватает слов, чтобы выразить всё, что мы почувствовали по этому поводу. Мы очень много думаем об этом и не можем выразить одним словом, нам нужно «много букв», чтобы сказать всё, что у нас срезонировало и откликнулось. Это как раз про то, что чувства развиваются, и они увязываются с мыслями человека, с его представлениями о жизни, они переворачивают мировоззрение. То есть это очень сложная область, и с восприятием искусства развивается именно она. Мультфильмы тоже задействуют к работе эмоциональную сферу личности и способствуют развитию сложных социальных чувств.

Когда взрослый человек смотрит на ситуацию, которую ты описала: про больных, бомжей и так далее, он имеет некий чувственный опыт переживаний, и он знает, как их назвать для себя, что это такое. Для ребёнка зачастую всё это впервые: многие моменты, сюжеты, которые он видит в мультиках, он вообще не может соотнести ни с каким своим опытом. Что здесь происходит?

Если происходящее на экране не находит в ребенке отклика, но он смотрит, то, скорее всего, благодаря экранной динамике ребенок находится в трансовом состоянии.



Мне хочется усилить мой вопрос о развлечениях и развеять миф о том, что за мультиками ребёнок ничего не делает и отдыхает. Всё-таки восприятие - это довольно сложная деятельность для ребёнка. Ты можешь немного пояснить и рассказать, что это за деятельность - просмотр и переживание - с психологической стороны?

Любое искусство адресуется к аффективной стороне личности. Аффективная сторона личности развивается всю жизнь - так же, как когнитивная (интеллектуальная). Недоразвитие сферы чувств ничем не лучше интеллектуального недоразвития. Мне хочется подчеркнуть этот момент, потому что сегодня мы все чаще сталкиваемся с тем, что он игнорируется.
Самый частый запрос общества к образовательным системам - интеллектуальное развитие, при этом, как ни парадоксально, жалобы от родителей чаще всего связаны с эмоциональными проблемами детей. Однако эти жалобы идут рефреном, т.е. не как основной запрос, а в виде «тяжело, конечно, но это, наверное, неисправимо? Он просто такой человек, да?» и помощь при этом не ожидается. То есть подразумевается, что внимание, память можно развить, а инфантильность чувств (капризность, эмоциональную лабильность, поверхностность эмоций и тому подобное) - это что-то от нас независящее.
Конечно, зависящее! Общество во многом определяет развитие человека. Помимо различных образовательных (читай - направленных на сферу познания) методик, энциклопедий, научно-популярных передач, обществом создано множество предметов искусства, которые призваны пробуждать и поддерживать человеческие чувства (те самые сложные социальные, потому что простые эмоции у нас общие с животными, и не требуют каких-то особых усилий для их развития).
Поэтому, коротко говоря, просмотр и переживание мультфильмов - это деятельность, обогащающая мировоззрение ребенка.

Ира, что происходит в тот момент, когда ребёнок с одинаковым интересом, с одинаковой увлечённостью, поглощённостью в сюжет пересматривает один и тот же мультфильм? Разве не достаточно посмотреть один или два раза? То же самое происходит со сказками и историями, когда взрослый читает ребёнку книгу.

Не знаю, может быть, прорастают и укрепляются связи в мозге, ведь ребёнок запоминает. Взрослые люди тоже пересматривают или перечитывают затронувшее их произведение, правда, делают это более осознанно, избирательно. Наверное, это связано с потребностью пережить волнующий опыт, еще раз почувствовать то же и, опять-таки, запомнить это чувство. Затем к нему можно возвращаться - в своих мыслях, в своем воображении - и это несомненно оставляет глубокий след в личности человека, обогащает его.
Ребенок отличается меньшей осознанностью, однако, желание пересматривать один и тот же мультфильм, думаю, имеет схожие со взрослыми побуждения.

Как лучше выбирать мультфильм для ребенка? Полагаясь только на свой выбор, но ведь у ребенка тоже есть какие-то предпочтения?

Конечно, лучше, чтобы выбирали вы, взрослый человек, потому что у взрослого человека, как мы считаем, сформирован вкус и он может отобрать то, что будет хорошо.
Однако бывает, ребёнку что-то очень нравится, и он очень просит, а вам это не нравится вовсе. Посмотрите этот мультфильм вместе с ребёнком, обращая его внимание на какие-то определённые вещи, обсуждая по ходу просмотра. Конечно, не стоит болтать всё время в процессе просмотра - только обращать внимание: «О, смотри…!», «Ну, надо же, как он…». После просмотра, в течение дня, например, занимаясь чем-то вместе, вы можете вспоминать, обращаться к этому мультфильму и обсуждать его. То есть лучше всё-таки не оставлять ребёнка один на один с таким сложным культурным объектом, желательно обсуждать его. Обсуждая, мы учимся размышлять о том, что увидели. Ребёнок нуждается в том, чтобы учиться анализировать, что он увидел, понять, что он почувствовал, что ему понравилось или не понравилось и так далее.


Может быть, ты подскажешь нам, какие критерии нужно иметь внутри себя, чтобы выбрать хороший мультфильм? Теорией мы всё равно полностью не овладеем, но нужна некая шпаргалка, чтобы мама не просто говорила: «А, это старый советский мультик, и я буду его показывать!» Вообще, насколько нужно перед просмотром мультика посмотреть его самой, что там нужно увидеть и понять?

Мне кажется, главный критерий - это когда вы видите, что с главным героем происходит внутриличностная трансформация: у него есть какая-то проблема личностного характера, которую он решает весь мультфильм.
Конечно, есть разные типы мультфильмов, например, созерцательные (в которых очень мало действия) или с большим количеством персонажей, но часто все же есть герой, с которым можно идентифицироваться и проживать его путь развития. В хорошем произведении, на мой взгляд, герой всегда развивается, трансформируется, с ним обязательно происходит нечто, заставляющее его измениться. Какой ни возьмите мультфильм или книгу, фильм, сначала герой был таким-то (например, невежей и хулиганом), а потом вырос над собой и стал хорошим мальчиком, прилежным учеником. Или был слабым, а стал сильным; был обычным, стал волшебником. Это не обязательно положительное изменение - бывает, напротив, герой обретает отрицательные качества. Но в любом случае, герой всегда переживает какую-то трансформацию, и мы вместе с ним, и это как раз заставляет нас развиваться.
На технические характеристики тоже стоит обращать внимание. Например, скорость видеоряда очень важна. Посмотрите мультфильм и прислушайтесь к себе: легко ли вам было воспринимать происходящее в этом темпе? Или какие-то моменты становились понятными позже, потому что вы не успевали их понять? Мелькающий экран, слишком высокий темп подачи кадров и/или микросюжетов затрудняют восприятие.
Эстетика визуального и звукового рядов - это дело вкуса, тут трудно что-то рекомендовать. Однако, выразительность движений (когда даже без звука понятно, что испытывают герои) и речи, музыкального сопровождения - все работает не только на красоту, но и на понятность содержания, т.е. обеспечивают осмысленность восприятия.



Почему ребёнок ассоциирует себя с главным героем, почему так происходит?

Это какой-то очень глубокий человеческий механизм. Не очень понятно, где именно он находится - может быть, в зеркальных нейронах, - но в любом случае человеку свойственно идентифицироваться с другим и сопереживать ему. Мы всегда, даже неосознанно, реагируем друг на друга и во многом переживаем то, что переживает другой человек, мы как бы приписываем ему чувства (кто-то делает это точнее, кто-то, может быть, больше ошибается - тоже не очень понятно, по каким причинам). Но, в общем, человеку просто свойственно сопереживать другому, и поэтому в произведениях главное для нас - герой, у которого обязательно есть проблема. Если это близкое нам произведение, то эта проблема нас сразу волнует, заставляет нас идентифицироваться с главным героем и потом проживать разрешение проблемы, внутреннего конфликта и развиваться вместе с ним.

Просматривая мультфильм, ребёнок обязательно ассоциирует себя с главным персонажем, или всё-таки какие-то качества этого персонажа должны быть близки к человеческому или хотя бы узнаваемому образу (животное или какой-то вымышленный, но легко узнаваемый персонаж)? Насколько ребёнок должен идентифицировать себя внешне?

Поскольку это глубокий биологический механизм, то ребёнок легко идентифицируется буквально со всем, что его хоть сколько-нибудь взволновало: он может идентифицироваться с листиком, с камешком, ветром, то есть не обязательно, чтобы это было что-то живое и похожее на него. Именно поэтому разные достаточно плоские мультфильмы, точно так же «цепляют», и дети с легкостью идентифицируются с героем, и «залипают» на эти мультфильмы, то есть в таких мультиках просто задействован механизм идентификации.
Чем старше и опытнее зритель, чем более притязателен его вкус, тем более глубокое, сложное, многопластовое произведение он желает смотреть. Т.е. простой идентификации уже недостаточно для того, чтобы зритель досмотрел фильм и хотел вернуться к нему.



Сейчас очень много развивающих мультфильмов, которые можно смотреть с пелёнок, которые рассказывают не только о каких-то практических вещах, но и об устройстве вселенной. Насколько это работает, если это не имеет связи с реальными действиями ребёнка?

Это не работает, а будет работать только тогда, когда у ребёнка есть практический опыт. Ничего не поделаешь, это закон психического развития: от внешних развернутых действий к умственным (внутренним) и свернутым (схематичным).
Очень хороший познавательный мультфильм - это «38 попугаев». Там, кстати, в каждом сюжете тоже есть главный герой, и он вначале всегда «глуповат», чего-то не знает, не понимает, задаёт какие-то странные вопросы, а потом, в конце мультфильма, находит ответ. Этот мультфильм познавательный, поскольку происходящая с героем трансформация связана с познавательной деятельностью.



Скажи, пожалуйста, это сложившийся стереотип, что современные мультфильмы невыносимо смотреть: нет ни сюжета, ни художественного исполнения, ни морали, которую они должны в себе нести, - или всё-таки этот стереотип можно развеять и выделить из современных популярных мультфильмов действительно те, которые могут заменить любимые советские? Вообще, это правильно, что советские - всегда хорошие, а современные - плохие?

Нет, это неправильно: среди советских тоже много «странных». Да, многие думают, что советское - это знак качества, и действительно, советские мультфильмы часто гораздо лучше современных, хотя не очень понятно почему. Может быть, потому, что когда есть жёсткая цензура, люди очень стараются? А может быть, это связано с тем, что воспитание чувств было не менее важной задачей, чем интеллектуальное развитие, поэтому помимо «политических агитаций» были востребованы просто мультфильмы, пробуждающие и укрепляющие те самые сложные социальные чувства.
Не очень понятно, почему многие современные мультфильмы адресуются детям, хотя дети совершенно не понимают их содержания, либо понимают, но оно настолько плоское, что никак не способствует их развитию.
Советские по большей части всё-таки лучше, чем современные: бывает, новые очень красиво сделаны, но при этом всё равно не выдерживают линии развития главного героя либо чрезмерно динамичны и фрагментартны - так, что не успеваешь прочувствовать происходящее.

Почему частый и долгий просмотр мультфильмов влияет на поведение ребенка не самым лучшим образом, ребенок становится заведенным, возбужденным, иногда просто неуправляемым?

Потому что не сформирована иерархия мотивов, нет волевой регуляции. То есть так: «Я посмотрел, завёлся, а теперь должен успокоиться, а успокаиваться я ещё не умею».
Когда я маленький ребёнок, я вообще не умею останавливать своё побуждение, своё влечение. Именно поэтому мы не разрешаем детям казино, алкоголь, курение и всё прочее, что вызывает зависимость. Наверное, я зря привела пример с алкоголем и курением, потому что это ещё и физиологическая зависимость, но психоэмоциональная зависимость формируется тоже очень легко: ребёнок вовлекается в ситуацию, а затормозить себя не может, ему надо ещё и ещё.
Недооценивать психологическую зависимость не стоит: многие наркотики в первую очередь формируют ее и именно от нее сложнее всего избавиться, в то время как физиологическая зависимость достаточно легко и успешно снимается.

Как формируется процесс торможения, только с развитием мозга?

Важно помнить, что мозг - это сложная система, и существует не отдельно от среды, его развитие во многом обусловлено средой, и поэтому он, естественно, «впитывает», преобразовывает влияния среды. По идее, культура воспитания должна быть построена так, чтобы к семи годам у ребёнка сформировалась произвольность. Физиологическая основа произвольности - это когда связи в мозге покрываются жировой оболочкой, благодаря чему нервный импульс проводится очень быстро, и поэтому процесс торможения становится доступен ребенку.
Однако без соответствующих средовых влияний развитие произвольности может запаздывать.

Есть ли какие-нибудь секреты, как правильно выводить ребёнка из просмотра мультфильмов, чтобы он посмотрел не 150 раз, а хотя бы 100? Уговаривать, или просто выключать, и всё, или заранее предусмотреть, чтобы он смотрел только такое количество времени, чтобы обошлось без истерики?

Вы знаете, я не вижу ничего страшного в том, чтобы уверенно говорить: «Всё, десять минут», а по истечении указанного срока выключать экран. В чём проблема? Да, сила «хочу» настолько превалирует, что сложно остановиться, но это пассивное времяпрепровождение, которое ведёт к чрезмерному возбуждению, а от такого ребенка желательно оберегать.
Главное - помните, что сознательная работа всегда требует большого количества энергии, поэтому, как бы ни была она привлекательна, мы устаем от нее и хотим отдохнуть. Поэтому, если мультфильмы смотрятся сплошным потоком, без хорошей передышки, то о сознательной работе говорить уже не приходиться, зато о пресыщении сенсорной стимуляцией - да.



Я хотела бы ещё провести параллель: например, прочтение книги сказок и просмотр тех же сказок. В чём разница восприятия, и есть ли она вообще?

Да, разница есть - это разные виды деятельности. Когда вы читаете, вы каждый раз по-разному интонируете, расставляете акценты, останавливаетесь в каких-то местах, обращаете внимание на иллюстрации, может быть, даже подыгрываете - тут же, по ходу чтения. У ребёнка складывается объемный образ услышанного, состоящий из многих тончайших колебаний текста и настроений. А в мультике ему предлагают уже готовые варианты, с неизменными, раз и навсегда данными картинками, голосами, ходом событий. Мультфильм не изменен, поэтому чтение, как процесс, в большой степени влияющий на умственную работу, на создание внутреннего мира, приоритетен - особенно в младшем возрасте. Соответственно, прочтение сказки гораздо лучше для развития, чем просмотр мультфильма. Чтение должно быть первоочерёдным (мультфильм - следующий этап знакомства с текстом), поскольку важно, чтобы сначала был собственный опыт построения воображаемой реальности. Тогда мультфильм отзовется в ребенке должным образом, тогда он будет работать. Иначе, это простое «залипание» на бессмысленную динамику.

мультфильмы, беседа со специалистом

Previous post Next post
Up