Книга как путь к детской душе. Интервью с Анной Тихомировой.

Oct 22, 2013 12:57



У нас всегда огромное уважение вызывают социальные проекты, которые действительно делают жизнь вокруг лучше и интереснее, а социальные проекты, сделанные качественно, актуально, интересно, вызывают восхищение. Таким проектом, несомненно, является детский книжный магазин-автобус "Бампер". Прежде всего, "Бампер" предоставляет интересную, качественную литературу для детей, но помимо этого команда автобуса организует много различных социальных инициатив: фестивали, встречи с писателями, издателями в школах, детских домах, совместные чтения вместе с известными музыкантами, поэтами и т.д., автобус путешествует по всей стране, привозя в каждый город, в каждую школу праздник чтения, знакомя детей, родителей и педагогов с новой литературой, показывая, как книга делает нашу жизнь увлекательнее, делает наши отношения в семье лучше, ведь ничто так, как книга и совместное чтение родителей с детьми, не сближает. О книгах, о современной литературе, о том, как это - руководить социальным проектом, обо всем об этом мы поговорили с создателем и руководителем проекта "Бампер", детским психологом и мамой троих детей Анной Тихомировой.



Ирина Филиппова, "Мама мамам" (далее Ирина): Аня, давайте сразу начнем с вашего проекта «Бампер». Это не просто книжный магазин-автобус, это проект, который реализует много социальных инициатив. Почему вам важно было заниматься не просто бизнес-проектом, а именно социальным проектом?
Анна Тихомирова (далее Анна): Для меня вопрос так не стоял: заниматься бизнесом или социальным проектом. Я всю свою жизнь работаю в социальной сфере, этот выбор мною был давно осуществлен. Мне важно понимать, что и зачем я делаю, мне никогда не было интересно просто деньги зарабатывать. А вот проект «Бампер» возник вместе с идей хоть как-то денег заработать, это была попытка выйти из абсолютно социальной сферы, реализовать проект, который является и бизнес-проектом.
Ирина: До «Бампера» вы занимались проектом «Перекресток», это был тоже социальный проект?
Анна: «Перекресток» - центр социально-психологической адаптации подростков, это общественная организация, которая существует до сих пор, она работает в проектном режиме. Под каждый проект ищутся деньги, гранты, и моя работа в этой организации помимо управления проектами заключалась еще и в том, чтобы найти деньги под каждый конкретный проект. В какой-то момент мы нашли ресурсы под проект у государства, и это стал уже государственно-бюджетный проект. Но бюджетное финансирование очень консервирует любую деятельность, добавляет бюрократии. Мы продолжали реализовывать часть проектов через общественную организацию. «Бампер» же - как раз совершенно другая история, это тоже социальный проект, но построенный на бизнес-идее. И такая модель позволяет не быть в качестве просителя денег. Моя идея была в том, чтобы проект сам себя окупал. Мы не просим денег: «Дайте нам денег, и мы спасем мир». Мы сами зарабатываем деньги и на них же спасаем мир.
Евгения Ганиева, "Мама мамам" (далее Евгения): Проект «Бампер» справляется с обеими этими задачами: коммерчески успешен тоже?
Анна: Нет, конечно, нельзя сказать, что он коммерчески успешен, важнее, что он коммерчески не убыточен. «Бампер» живет на самоокупаемости: сотрудники получают зарплату, на прибыль мы реализуем социальные инициативы, но мы не зарабатываем деньги проектом, нет такой цели.
Евгения: А в чем основная цель проекта «Бампер», как вы ее видите?
Анна: Для меня это идея делиться тем, что мне интересно: книги полезны, важны, и я хочу делиться этим с другими, мне очень хочется, чтобы книги и чтение стали интересны бОльшему количеству людей. Я когда ушла в декрет из «Перекрестка», когда была беременна третьим ребенком, я вообще не хотела ничем больше заниматься, хотела дома сидеть, быть просто мамой. Но выяснилось, что я все равно так не могу, мне важно чем-то заниматься, чем-то увлекаться. Еще важно то, что этот проект «Бампер» я придумала вместе с моими детьми, с моими старшими дочерьми. Мы вместе смотрели фильм «Вам письмо», и появилась идея, стали вместе обсуждать, вместе рисовали первые рисунки магазина. Для меня в проекте «Бампер» много семейного. Мои старшие и средняя дочери много помогают мне в автобусе, я им рассказываю, чем я занимаюсь, им это понятно и близко, они участвуют в наших мероприятиях. Например, ежегодно весной мы проводим «Передвижной детский книжный фестиваль» во время библио-ночи в разных городах. Задача фестиваля - чтобы дети из региональных городов увидели какое-то масштабное высокоуровневное в плане содержания мероприятие. Мы организуем фестиваль так, чтобы привезти в регионы звездный состав издательств и писателей, художников, ученых, музыкантов, чтобы вдохновить регион, детей на создание традиций. Мы составляем программу, совместно с региональными партнерами, ищем спонсоров. И обязательно берем своих детей тоже, потому что программа действительно очень интересная. В этом году фестиваль проходил в Воронеже, я показывала дочерям программу, обсуждала ее с ними, я брала их с собой, они помогали, участвовали.


Ирина: Расскажите, что в автобусе происходит еще полезного?
Анна: У нас много разных программ для детей, которые проходят в автобусе. Это встреча с писателями, чтение вслух, мастер-классы, обсуждения. И еще сама по себе продажа книги иногда превращается у нас в психологическое консультирование. Иногда у меня разговор с мамой про книгу переходит в полноценную консультацию, мы обсуждаем ситуацию и то, что делать с ребенком и какая книга может помочь пережить ребенку определенную семейную проблему, например. Книга - это возможность поговорить, как вход в консультацию.
Ирина: Далеко не каждый родитель понимает, что книга может стать решением проблемы.
Анна: Да, по-разному бывает. Иногда мама упирается: «Нет, нам эту книгу не надо, у нас все хорошо».


Евгения: А вы пойдете дальше, будете пытаться объяснить что-то этой маме?
Анна: Нет, конечно. В этой ситуации мы просто продавцы литературы и это очень обидно, особенно, когда ты видишь, что в семье есть проблема, и что действительно можно было бы помочь. Или на программе у нас побыл ребенок и видно, как он меняется за два часа занятия, потом за ним приходит мама и понимаешь сразу, что ситуация не сдвинется, потому что надо работать с мамой, а в рамках нашего проекта это невозможно. Но с другой стороны, очень много мы получаем и позитивной обратной связи. Это то, за счет чего мы морально выживаем. Наша цель - открывать людям хорошую литературу, помочь тому, чтобы ребенок начал читать, и мы видим отдачу, мы видим перемены.
Евгения: Анна, расскажите, как организовано пространство в автобусе?
Анна: Что касается самих книг, значально мы хотели делить их по смыслу: например, книжки под настроение: грустные, для задумчивого чтения, веселые истории, или, например, полка про крокодилов. Но в работе это неудобно, книга может быть про разное, мы хотели раскладывать по разным полкам, но в работе, в учете, это очень неудобно, поэтому мы вернулись к простой возрастной классификации. Но иногда мы делаем какие-то тематические полки все равно: например, полка книг про мышей, полка книг зеленого цвета. Основное, что отличает пространство нашего автобуса, - это зона, где проходят занятия с детьми, это совместное чтение, встречи с писателями и издательствами, мастер-классы и тд.


Ирина: Вы еще в детские дома ездите, да?
Анна: Мы собираем книги для детских домов и передаем их. Хотя чтобы была отдача в детском доме, надо ездить в один и тот же детский дом раз в месяц, потому что книги там никто с детьми не читает. Все растворяется в этой серой неповоротливой системе. А мы приезжаем через полгода и не можем даже найти те книги, которые мы привозили в прошлый раз. Такая же ситуация и с нашей работой в «Перекрестке»: тренинги, которые мы проводили, меняли ситуацию лишь ненадолго, потом система возвращала все опять, система затягивает, для больших перемен нужны изменения в системе.
Евгения: А вы участвуете в каких-то круглых столах или других мероприятиях на более высоком уровне?
Анна: Иногда участвуем, если это как-то связано с продвижением чтения и изменением ситуации культурного развития детей. Мы являемся учредителями фонда «Культура детства», мы участвуем в такого рода мероприятиях через него.
Евгения: С какими бюрократическими проблемами вы сталкиваетесь при работе с проектом «Бампер»?
Анна: Я стараюсь минимизировать столкновение с государством. Но, так или иначе, оно есть. Во-первых, формально мы не можем работать на улицах Москвы, для этого нам нужно специальное разрешение, которое выдается только на конкретную территорию, точку и чтобы его получить, нужно провести месяц в согласовании. Поэтому мы работаем только на чьей-то территории: парка, школы, детского центра и т.д.


Ирина: Как по вашим наблюдениям, не перестали дети читать сейчас?
Анна: Сейчас не перестали читать. Кто читал, тот читает, кто не читал, тот не читает. Мы иногда приезжаем в такие школы, где дети читали всё, что у нас есть. Все зависит от семьи, от социальной среды. Читают там дети, где родители читают. Но часто родители выбирают то, что читали сами в детстве и ориентируются на классическую литературу: Барто, Маршак, Чуковский, Носов. Но сейчас дети немного другие и им нужна и другая литература в том числе.
Евгения: А какие дети сейчас? Что меняется для них в восприятии классики, той литературы, на которой их родители выросли?
Анна: Какая-то классика не выдерживает проверки временем и перестает быть классикой, например, вся советская подростковая литература, которая была классикой. Она просто нечитабельная. Слова даже не понятные - «ушат», например. Я согласна, что все равно эти книги прекрасны, но в какой-то моменты мы перестанем читать и Чуковского. Но при этом появляются новые авторы, например, Эдуард Шендерович, у которого стихи по ритмике ничем не уступают Чуковскому, а по смыслу и словам они ближе современным детям.
Ирина: При этом у вас книги советской классики все равно есть в магазине?
Анна: Да, конечно, но у нас не весь Маршак, не вся Барто. Сейчас очень много изданий, которые их издают, и очень много с совершенно ужасными иллюстрациями. Мы берем эти книги у издательства «Мелик-Пашаев», например, потому что они используют старые хорошие иллюстрации.
Ирина: Как вы выбираете издательства?
Анна: Мы ориентируемся на свой вкус. В первую очередь, я на себя ориентируюсь, я детский психолог, хотя у нас есть в ассортименте книги, которые мне не очень нравятся, но они считаются хорошими и мои сотрудники их выбирают. У нас порядка 40-50 издательств, есть издательства, у которых мы берем, например, только одну книгу. Бывают издательства очень разношерстные, бывают издательства, у которых я могу взять любую книгу, это, например, «Компас-Гид», «Самокат» и «Розовый жираф». Есть издательства, которые растут на глазах, у которых мы берем все больше хороших книг.
Евгения: Издательства к вам приходят или вы к ним?
Анна: Сейчас уже они к нам. Кому-то нам приходится отказывать. Но до сих пор мы и сами ищем интересную литературу, и если находим книгу, которая нам нравится, мы идем в издательство сами.
Ирина: Вы можете охарактеризовать, что происходит с индустрией детской литературы у нас в стране сейчас?
Анна: Мощное развитие. Это при том, что книжный рынок в целом падает. В связи с развитием электронных книг, люди перестают читать обычные книги. Но при этом детского рынка эта тенденция не касается. В России особенно, так как очень много приходит переводной литературы, причем не только новой, но и классической, которая ранее не печаталась, которую мы пропустили в Советское время. Например, «Розовый жираф» на этом специализируется. И из-за этого и наши авторы активизировались, стали появляться новые любопытные современные авторы, процент интересных российских книг растет.
Евгения: При этом растет процент и качественных, и некачественных книг?
Анна: Да, процент некачественных книг растет давно, но качественных и интересных сейчас становится все больше.
Ирина: Можно сказать, что «Бампер» - ориентир на качество?
Анна: Да, но я рада, что это уже не только нам так кажется, мы слышим отзывы от покупателей, которые говорят: «Спасибо, что вы за нас это сделали - отобрали хорошие книги».
Евгения: Отличается спрос в Москве и регионах, то, какие книги покупают?
Анна: Да, конечно, даже в разных районах Москвы спрос отличается. В парке "Сокольники" - одно, в "Музеоне" - другое. Так и в любом другом городе, от района даже спрос отличается. Например, в Воронеже, один день мы были у парка, другой - у библиотеки. У парка была такая реакция покупателей: «А нормальные книги у вас есть? Что за странные книги вы привезли?», а у библиотеки у нас были хорошие продажи, сопоставимые с Москвой.


Евгения: Есть у ваших продавцов задача консультировать покупателя, давать советы по литературе?
Анна: У нас нет продавцов, все, кто у нас работает в магазине - это члены команды, которые книги отбирают, которым интересна детская литература, которые в ней разбираются.
Евгения: Расскажите подробнее про команду, пожалуйста.
Анна: У нас сейчас в команде девять человек, она была собрана постепенно. И каждый уникален. Например, наш водитель: он у нас один, он знает, куда и как заехать, потому что у нас все-таки большой автобус, при этом он может и книжки продавать, и консультацию по ним давать, лучше других знает, где что лежит, он работает и на кассе у нас, единственный, кто знает, что как правильно вбить в компьютер. Он читающий, много читает. То есть нельзя сказать, что в команде у каждого своя узкая функция, это команда единомышленников. Такой проект не может жить просто бизнес-задачей, это просто не работает у нас. В рамках социального проекта только команда единомышленников успешна, мы вместе составляем планы, куда двигаться, вместе принимаем решения. Это как семья. И я не могу сказать, что мы из-за этого теряем эффективность, в бизнесе даже есть такое понятие - «управление по ценностям». Наверное, это наш подход.
Евгения: Анна, у вас было какое-то бизнес-прошлое?
Анна: Нет, совсем нет.



Евгения: При этом проект «Бампер» выглядит очень маркетингово правильным, красиво "упакованным". Это все вы сами делали или все-таки обращались за бизнес-консультациями?
Анна: Нет, мы все делали сами. Да, у нас изначально идея красивая, художника удачного мы нашли. Все у нас хорошо. К нам несколько раз приходили бизнес-консультанты, сами приходят, предлагают нам помощь, развитие, 20 автобусов, франчайзинг. Они начинают нас учить жить. Но через двадцать минут разговора я понимаю, что они просто не понимают сути проекта. Бизнес-решения, которые они предлагают, у нас просто не работают. Франчайзинг не будет работать, потому что в этом проекте нет прибыли, ее просто не может быть, потому что любая прибыль уходит на другие социальные инициативы в рамках проекта. Нет прибыли, которая распределяется между участниками. Кому нужна такая франшиза? При этом эти консультанты приходят уже с рейтингом того, что как продается и предлагают изменить ассортимент. И это, правда, я отдаю себе отчет, что если мы изменим ассортимент, у нас будет больше продаж. Но мы никогда не сделаем этого, потому что весь смысл проекта сразу меняется.
Евгения: А какую задачу все-таки выполняют книги, которые плохо продаются?
Анна: Это информирование людей, донесение того, что есть и такая литература. Надежда, что мама снимет с полки и хотя бы посмотрит. До кого-то удается донести, чем эта книжка хороша, как она работает. Потом купили одну книгу, прочитали, увидели реакцию ребенка, увидели изменения, которые произошли с ребенком, пришли за следующей. В этом и заключается работа нашей команды - объяснить, чем книга хороша.
Ирина: У книжного автобуса «Бампер» есть конкуренты?
Анна: Сами издательства если только. Они активно сами продают свои книги и, конечно, они это делают чуть дешевле, чем мы. А у знатоков детской литературы это принято уже - покупать книги в самом издательстве.


Евгения: Анна, расскажите, пожалуйста, про вашу семью. У вас ведь три дочки? Сколько им лет?
Анна: Да, три дочери: старшей 20 лет, средней - 12, младшей - 5.
Евгения: Что для вас важно во взаимодействии со своими детьми?
Анна: Время на совместные процессы. На любую совместную деятельность с ними.
Евгения: Дочки гордятся вами?
Анна: Гордятся - неправильное слово, но точно у меня есть какой-то авторитет, я знаю, что они меня уважают. Это очень важно. Это способ преодоления подросткового кризиса, потому что во время него самое сложное - потеря авторитета родителей. Если подросток видит авторитет родителя, для него он работает и помогает в преодолении многих проблем подросткового кризиса. Старшая дочь со мной советуется, приводит друзей, для меня это ценно.
Ирина: Это может быть советом любой маме, что реализация для женщины - это определенное вложение в отношения с ребенком, особенно в подростковом возрасте, так?
Анна: Несомненно. Я это поняла еще, когда с подростками в «Перекрестке» работала. Для детей очень важно не терять авторитета родителей, потому что подростки уже ориентируются на социальные вещи. Но при этом ведь есть и другой перекос, когда мама работает и все отдает работе, не замечая ребенка, в этом случае происходит потеря контакта. Авторитет плюс контакт - это возможность преодоления подросткового кризиса. А еще чтение вслух - это одна из основных вещей по созданию контакта. Потому что когда мама читает ребенку, она полностью погружена в эту совместную деятельность. Это чуть ли ни единственная совместная деятельность, когда мама и ребенок вместе полностью погружены в эту деятельность.
Евгения: Есть такой миф, что у психологов нет проблем с собственными детьми, это так?
Анна: Нет. Но иногда нужен посредник, и психологу проще потому, что он знает, к кому можно пойти, чтобы помочь решить проблему.


Ирина: Материнство для вас помогает или мешает организовывать свое дело?
Анна: Это сложно так ответить, в чем-то помогает, в чем-то мешает.
Ирина: Вам знакомо чувство вины?
Анна: Да, да, иногда я разрываюсь, я его часто испытываю. Я не знаю, как с этим бороться, потому что ты все равно каждую секунду делаешь выбор: идти на работу или съездить куда-то с ребенком. Хорошо, что у меня получается иногда это совмещать, когда я беру на работу детей с собой и при этом им есть чем интересным там заняться. Конечно, это не всегда так происходит.
Ирина: У нас есть вопрос, который мы задаем всем нашим мамам, что бы вы пожелали нашим читателям, другим мамам, есть ли у вас ответ на вопрос, как сохранить гармонию между своим материнство и реализацией?
Анна: Этот выбор для любой мамы происходит каждую секунду. Важно осознавать, что со мной сейчас происходит, в какую сторону я сейчас смещаюсь. Важно сохранять баланс, не допускать перекосов, нельзя позволять себе ни в одну, ни в другую сторону уходить. Реализация важна для любого человека, и детям важно видеть, что их родители реализованы и успешны.
Ирина: Анна, спасибо вам огромное! И удачи вам во всех ваших проектах!

всем мамам мама

Previous post Next post
Up