Николай Николаевич Попов - один из самых неизвестных русских художников.
Н.Н. Попов (1888 - 1953)
Николай Николаевич ПОПОВ родился 16 апреля 1888 г. в старинном русском городе Самаре в многодетной семье учителя. Получив аттестат о среднем образовании, Николай Попов поступает в Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селиверстова, где учится у самого Ивана Горюшкина-Сорокопудова. Его одноклассником был один из основоположников российского футуризма, Владимир Бурлюк, брат Давида Бурлюка. Еще будучи студентом Н.Попов стал одним из создателей «Волжского союза», который объединял «левую» художественную молодежь. Начиная с 1914-го и по 1916-й год «Волжский союз» устраивал выставки в Пензе, Самаре, Казани, Оренбурге.
Красная чашка (Потрет Екатерины Петровны Поповой, жены художника). 1918 г. Дерево, левкас. 44х44 см. Собрание семьи художника. Смещенная композиция и дискомфортная поза героини создают ощущение ее непонятной отчужденности от зрителя.
После училища в 1918 г. Попов поступает в Петроградский Вхутемас, после возвращается в Пензу и пишет великолепное панно "Заговор Брута" (не сохранилось).
В эти годы он пишет много замечательных женских портретов, но время было суровое, а его портреты несли в себе черты женственности западного типа, т.е. откровенно буржуазную.
Портрет жены в 1923 году.
Портрет женщины в синей шляпе.
На портрете изображена несколько вульгарная девушка из средних городских слоев нэпманских лет. Ее облик контрастирует с изысканным розово-голубым колоритом, по своей чистоте и воздушной «прозрачности» напоминающим фрески Боттичелли и Фра Анжелико. Лаконизма добавляет беспредметный недетализированный фон с одной стороны, и откровенная плоскостность с другой. Несколько необычен и формат картины - это почти ровный квадрат, своего рода фото.
Работа ВХУТЕМАСа в Москве и Петрограде понравилась представителям власти, и они захотели организовать курсы в Самаре. В 1919 г. Николай Попов возвращается на родину в Самару, увлекается авангардным искусством, работает в области агитационно-массового искусства. Совместно с приехавшими из Москвы художниками Самуилом Адливанкиным и будущим апологетом соцреализма Георгием Ряжским становится одним из организаторов Самарского отделения ВХУТЕМАСа. Курсы просуществовали до 1921 года, когда от голода и тифа Попов уезжает в Москву.
Портрет дочери Ирины Поповой. 1947.
Портрет сына 1946.
Автопортрет Н. Попова в 1925 г. Николай Попов никогда не стремился к славе. Это - одна из причин, почему имя этого талантливого художника было забыто. Часть его картин хранится в семейном собрании Мессереров.
Портрет женщины с зелеными глазами (Актриса Ансель Алексеевна Судакевич - мать художника Бориса Мессерера).
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post429118348/ https://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/zhivopisec-nikolai-popov.html