Аксель Вальдемар Галлен (1865 - 1931)
Псевдоним: Аксели Галлен Каллела.
При жизни художник Аксели Галлен-Каллела вызывал особое восхищение в финских националистических кругах. Визуальный стиль, известный как национально - романтический, был, прежде всего, творением Галлен-Каллелы. Широкой публике он стал известен как иллюстратор выдающихся произведений финской литературы - «Калевалы» и «Семеро братьев». Представители нового, «современного» искусства 1920-х гг. уже не ценили творчество Галлен-Каллелы, однако, позднее его разносторонность вновь стала вызывать восхищение.
Аксель был третьим ребенком от второго брака его отца Петра Галлена. он стал вдовцом в 1855, оставшись с пятью детьми на руках. Во втором браке родилось еще семеро детей, так что семья была большая. Мать художника Матильда Галлен была умной и талантливой женщиной, увлекалась живописью, так что призвание сына она поддерживала.
В то время в Финляндии уже можно было получить хорошее образование, не уезжая в другие страны. Аксель с двумя братьями учился в Хельсинки в Шведском лицее, потом перешел в художественную школу, а после окончания ее учился у Адольфа фон Беккера в частной университете.
В 1884 году Аксель приехал в Париж и начал учебу в академии Жюльен. Там он познакомился со Стриндбергом, мастером натуралистической живописи. Он уже давно был под влиянием Стриндберга и Бастьен - Лепажа: правда ценнее красоты.
Это отразилось в его первой серьезной картине " Старуха и кошка".
1885 г. Старуха и кошка. Картину встретили неоднозначно, в академии она не понравилась, в отличие от либералов.
В 1887 Галлен решил приступить к изображению сцен из эпоса "Калевала". Это давно его интересовало.
В 1890 Аксель Галлен женился, а в 1891 выиграл конкурс на иллюстрирование эпоса "Калевала", но в конкурсе на настенную роспись университета был вторым. В это время он еще пишет реалистичные картины:
Крестьянская жизнь, 1887
Вид на Северное побережье, 1891
Мальчик-пастух из Паанаярви, 1892
Эпос "Калевала":
«Отъезд Вяйнямёйнена»
Ковка Сампо. Защита Сампо от старухи Лоухи (волшебницы)
Cправка : Сампо - в карело - финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником
счастья (onnen), изобилия. В "Калевале" - это мельница.
Выдающимся событием этого, «монументального» периода Галлена стала работа над мавзолеем Сигрида Юселиуса в Пори в 1901-1903 гг., спроектированного Йозефом Стенбеком. Темой стала победа смерти над материей. Главными сюжетами основной темы были «Весна, Здание, Осень, Разрушение, Зима» и сюжет «По реке Туонела».
Аксель Галлен с помощником создает свои фрески по эпосу "Калевала".
На реке Туонелла 1903 г. Национальная галерея, Хельсинки.
Туонелла - река забвения, как Стикс, Ахерон.
Аксель Галлен с помощниками заканчивает свою фреску "Весна".
В 1901 г.
Галлен стал создавать фреску "Уход Кулерво на битву".
Фреска "Проклятие Кулерво". 1890
Уход Кулерво на битву. 1901.
Фреска "Братоубийца". Месть Йоукахайнена.
Фреска "Весна"
До нашего времени часть фресок не сохранилась, но их восстановил по рисункам отца его сын Йорма Галлен-Каллела.
https://scandinews.fi/culture/story/1869-akseli-gallen-kallela-18651931-finskij-xudozhnikhttp://nordic.space/finland/persons/162-finskij-xudozhnik-akseli-gal%C2%ADlen-kal%C2%ADle%C2%ADla.htmlhttp://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/20461-akseli-gallen-kallela-18651931-235-rabot.html