Савелий Сорин (1878, Полоцк - 1953, Нью Йорк)
С 1899 до 1907 Сорин учился в Высшем училище живописи и архитектуры при Академии художеств. Он был выпущен со стипендией и правом оплаченной поездки за границу, как талантливый студент. Так он побывал в Голландии и Франции. Но, еще будучи студентом, он показал свой талант, и с подачи Ильи Репина Сорину предложили участвовать во Всемирной выставке в Сент - Луисе, США. Там в 1904 году экспонировалась его картина - портрет Максима Горького, тогда еще в Америке неизвестного. Портрет привлек внимание, и был куплен богатым коллекционером. Сейчас он выставлен в Музее Юнга в Сан - Франциско.
С. Сорин, 1902 г.
Тогда же был написан замечательный портрет жены М. Горького, Екатерины Пешковой.
Портрет Екатерины Пешковой. 1902 г.
Портрет Ахматовой. 1902.
После революции 1917 г. Сорин жил сначала в Ялте, потом перебрался в Тифлис. А 8 мая 1920 г. он вместе с художником Судейкиным уехал на пароходе из Батума в Париж. Он был далек от политики, просто то, что творилось в Москве и Петербурге, мешало ему работать.
Только у немногих художников имеется исключительная связь между родившимся в голове образом и рукой, держащей карандаш или кисть. Стоит такому мастеру только подумать, например, что это должно быть лицо счастливого человека, как из под его руки на бумаге или холсте появляется не только очень похожее лицо, но еще и каждому видно, что оно излучает счастье. Сорин был именно таким художником. Но у него был еще один талант, не менее важный: он умел "проникнуть в душу" человека, которого он в данный момент писал. Это был уже "талант от бога", уметь понять тонкие, подчас скрытые нюансы личности этого человека.
В ранней юности Сорин ушел из дома и бродяжничал, зарабатывая себе на кров и хлеб рисунками. Вот тогда он и понял, как это важно, понять того, кого ты рисуешь. Тем более, что тогда от этого зависело будешь ты сыт или бит.
Делая наброски, Сорин непрерывно разговаривал с человеком, которого рисовал, улавливая мимолетное выражение глаз, улыбку, понимая его настроение. Тогда и получался достоверный портрет.
Тамара Карсавина в балете "Сильфида", 1910.
Многие художники поступают так как Сорин, этому их учил И. Репин, но у всех получаются разные результаты. Вера Судейкина, жена художника Судейкина, как - то рассказала, что ее портреты одновременно писали и муж, и Сорин. У мужа она получилась как солдатка, а у Сорина - аристократка.
В Тифлисе в 1919 году Сорин писал много портретов людей, которые приехали тогда сюда, не приняв революцию.
Уехать из Тифлиса в Париж посоветовал Сорину и Судейкину Зиновий Пешков, который был в это время представителем Франции в Грузии.
Портрет Веры Тищенко. Тифлис. 1919.
Портрет молодого офицера князя Сергея Оболенского. 1919. Тифлис.
Картон.
Портрет князя Оболенского. Сорин дружил с этим неординарным
человеком.
Портрет жены князя Оболенского - Авы.
Портрет княжны Элисо Дадиани. Тифлис. 1919 г.
Княгиня Чолокаева - Мелита Чолокашвили. 1927 г.
Маргарет Кан. Дочь банкира и мецената.
Портрет балерины Анны Павловой.
Портрет жены художника Анны Степановны Сориной. После смерти мужа она передала в дар России значительную часть его картин.
Elizabeth Bowes-Lyon, Queen consort of the United Kingdom (мать королевы Елизаветы II).
Портрет Принцессы Елизаветы, 1949.
http://artforspb.ru/biografiya/epilog/ - интересно.
http://artforspb.ru/metod-s-sorina/ - про Савелия Сорина (интересно).
https://history-of-art.livejournal.com/1035069.html - картины
http://artforspb.ru/biografiya/krym/ - еще интереснее.
https://krapan-5.livejournal.com/704068.html