Художники по вторникам. Эдуард Мане и Берта Моризо.

Jun 06, 2017 00:05

Это  история  про  долгий,  страстный  роман  двух  замечательных художников,  который   происходил  не  в  каком - то  определенном    городе, а  в  головах   Эдуарда  Мане  и  Берты  Моризо.  Они  не  могли  быть вместе,  связанные  обязательствами  перед  другими  людьми,  но  они   сумели  создать  художественное  пространство,  в  котором  были  свободны и  могли  сказать  друг  другу  о  своей  любви.



Существовала  легенда,  озвученная  биографом  Мане  Анри  Перрюшо,  о том,  что   Мане  увидел  картину  начинающей  художницы  Берты  Моризо
"  Вид  Парижа  с  холма  Трокадеро"  и  решил  написать  такой  же  вид  с  этого  холма,  как  бы  предчувствуя  их  встречу.  Но,  как  оказалось,  Мане  написал  свою  картину  на  пять  лет  раньше  Берты  Моризо.


Берта  Моризо.  Вид  Парижа  с  холма  Трокадеро.  1872.
Эта  картина  кажется  пасторальной,  но  она  написана  в  1872  году,  еще все  помнят  осаду  Парижа,  войну  1871  года,  прошло  всего  несколько месяцев  после  подавления  Парижской  коммуны.  Берта  поместила  группу женщин  за  забором,  отделенных  от  войны,  от  бизнеса,  от  мира  мужчин.
(Искусствовед  Кэтлин  Адлер).



Эдуард  Мане.  Всемрная  выставка  в  Париже.  1867  ( Написан  вид  Парижа  с  холма  Трокадеро).

А  другая  легенда  гласила,  что  Мане   обратил  внимание  дилера  на  эту  картину   Берты: тот  был   потрясен  тем,  что  известный  художник  и  начинающая  художница  написали  в  чем-то  схожие  картины  и  быстро  продал  картину  Берты  коллекционеру   Э.  Ошеде.
Первая  встреча  Мане  и  Моризо  произошла  в  1868  году:  Мане  был  женат  и  воспитывал  сына,  а  Берта   не  думала  о  замужестве  и   пугала  мать  своим  свободомыслием.   Берта  с  сестрой  Эдмой  пришли  в  Лувр,
где художник  Анри  Фантен - Латур познакомил  их  с  этим  скандальным  и  гениальным  Мане.  Он  уже  был  в  то  время  кумиром  всех  молодых  художников:  весь  Париж  говорил  о  его  картинах  -  "Завтрак  на  траве"  и  "Олимпия".  Увидев  Берту,  Мане  сразу  понял,  кого  он  будет  писать  в  своей  картине  "Махи  на  балконе".


Э.  Мане,  Балкон.  1868.
Он  сразу  предложил  Берте  позировать  ему  для  его  новой  картины.  Берта  с  радостью  согласилась:  бывать  в  его  мастерской,  наблюдать  за  его  работой,  что  может  быть  лучше  для  начинающей  художницы.
На  сеансы она приходила,  конечно  же,  с  матерью.  Мадам  Моризо сидела  в  сторонке  и  вязала,  наблюдая  за  художником:  "Он  похож  на сумасшедшего"  -  как-то  заявила  она.  А  он  с  каждым  днем  все  больше
волнуется,   ему  нравится  каждое  движение  Берты,  ему  нравится  ее  писать.
 Когда  картина  появилась  в  Салоне,  все  стали  шептаться:  "  роковая  женщина".  Почему-то  на  картине  Берта  показалась  всем  некрасивой,  но  Сама  Берта  считала,  что  скорее  странная,  чем  некрасивая.
Берта  -  образованная  и  умная,  сдержанная  и  молчаливая,  независимая и  талантливая.  Она  нашла  свой  стиль  и  уже  никто  не  может  повлиять  на  нее,  а  Мане  только  направляет  ее.  А  он  уже  не  может  без  нее.
В  1870,  1872  и  1873   он  пишет  портреты  Берты.




Портреты  Берты  Моризо.  1870   и    1872.         Портрет  с  фиалками.


Эдуард  Мане.  Портрет  Берты  Моризо. 1873.
Чтобы  доказать  себе,  что  он  может   найти  себе  другую  натурщицу  и  музу,  Мане   приглашает  к  себе  в  мастерскую  молодую  художницу  Еву  Гонсалес.  Но  ее  портрет  не  удается ,  в  нем  нет  естественности.  Но  он  продолжает  писать  ее  портреты  и  хвалить  ее  картины,  это,  конечно,  злит  Берту.  Она  ревнует,  когда  он  пишет  портреты  других  женщин.  Но  Берта  чувствует, что  ему  нравится  ее  стиль,  а  хвалит  он  только  тех,  кого  любит.


Берта  Моризо.  Порт  в  Лорьяне.  1869.
Мане,  увидев  эту  картину,  похвалил  Берту  за  умение  вписать  в  пейзаж фигуру  человека,  и  она  подарила  эту  картину  ему.
Берта  Моризо  была  единственной  женщиной  в  "банде"  Мане (так  называли  молодых  художников,  бросивших  вызов  Салону  и  Академии).
Берта  не  могла  ходить  с  ними  по  вечерам  в  кафе,  где  они  спорили  до  утра  о  задачах  искусства,  но  она  с  удовольствием  принимала  их  в  родительском  доме  и  ходила  с  ними  на  пленэр.
В  1870   началась  франко - прусская  война,  в  Париже  царили  голод  и  болезни.  За  этот  период Мане  и  Моризо  ничего  не  написали.
Вечерами  художники  собирались  в  ее  доме,  больше  говорили  о  войне,  чаще  стал  приходить  брат  Эдуарда  -  Эжен  Мане.  Ему  нравилась  живопись  Берты,  и  он  всегда  готов  был  выполнить  любую  ее  просьбу.


Э.  Мане.  Портрет  Берты  Моризо  с  веером.  1872.

В  1873  Берте  исполнилось  32  года,  она начала  задумываться  о замужестве,  причем  она  увидела  рядом  с  собой  очень  надежного человека   и  тоже  Мане  -  Эжена.  Разговоры  о  свадьбе  звучаит  все  громче.  Эдуард  понимает,  что  его  роман  завершается,  так  и  не  начавшись,  и  он  пишет  картину  "Фиалки".  На  ней  фиалки  и  веер  с  портретов   Берты  (1872).  Мане  как  бы  напоминает  Берте  об  ушедшем  счастье.


Э. Мане.  Букет  фиалок. 1872.
После  свадьбы  в  1874  Мане  пишет  последний  портрет  Берты.  Её  рука  как  бы  отстраняется  от  него:  Берта  ставит  точку  в  их  отношениях.


Сестре  Берта  написала,  что  вышла  замуж  за  прекрасного  честного  человека,  что  она  долго  гонялась  за  иллюзиями,  но  теперь  у  нее  началась  настоящая  жизнь.



Берта  Моризо.  Эжен  Мане  с  дочерью.  1881.



Берта  Моризо. Эжен  Мане  с  дочерью  в  саду.  1883.

И  все  же  Берта  попала  в  число  художников,  у  которых  Мане  заимствовал  мотивы.  Раньше  это  были  только  великие  мастера.


Берта  Моризо.  Женщина  с  ребенком  на  балконе. 1872.



Эдуард  Мане.  Железная  дорога.  1872.

https://artchive.ru/publications/1168~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Berta_Morizo_i_Eduar_Mane

#Берта Моризо, #живопись, #Эдуард Мане

Previous post Next post
Up