http://mama-zima2013.livejournal.com/131722.html - часть 1. Мама.http://mama-zima2013.livejournal.com/132432.html - Часть 2. Отец. http://mama-zima2013.livejournal.com/132621.html - Часть 3. Продолжение.
Алексей появился в нашей школе в тот год, когда ввели совместное обучение (1956). До этого он учился в другой школе. Их класс 10"В" считался неблагополучным. Классной руководительницей у них была учитель физкультуры Галина Петровна. Она свой класс любила и в обиду не давала. На перемене парни из этого класа всегда толпились у окна, все рослые, шумные. Парень из нашего подъезда Генка Карев учился в этом классе и дружил с Алексеем. Я училась в 9"Б". . Как мы познакомились, я не помню. Все шло постепенно: то сталкивались в гардеробе, то на катке смотрела, как он выписывает круги на своих "ножах". В апреле 1958 мы стали встречаться. Гуляли по улицам, ездили в Парк культуры и отдыха им. Горького фотографироваться. Он заходил за мной по воскресеньям. Родители постепенно начали волноваться, в школе моя классная руководитель Нелли Эмильевна Гашек тоже говорила мне, что это первый хулиган школы. Я ничего хулиганского в нем не видела, наоборот, наблюдала даже некую стеснительность. Мне хотелось его воспитать, заставить читать книги, но вдруг оказалось, что он уже читал Ремарка, что у него неплохая подборка книг по истории Второй мировой войны, что он по определенным числам ездит покупать журнал "Америка" в "Союзпечать" на Котельнической, что у него неплохая коллекция пластинок. Мне он показывал Москву. Мы бродили часами по московским улицам, рассматривали старинные особняки. Оказывается, он любил архитектуру, старые церкви. Уже тогда он делал модели танков и кораблей, но я этого еще не знала.
Жили они в переулке Обуха, дом 6, напротив института мозга. Сейчас в этом доме представительство ООН. Переулок начинался прямо за нашим домом и располагался между нашим домом (№ 46/48) и "серым" домом (№ 48а).
Пер. Обуха, 6 - наши окна - слева на втором этаже.
Так как мы упорно продолжали бродить по Москве, родители и учителя начали волноваться: "Как же так комсомолка, спортсменка, отличница и хулиган". Волнение достигло предела, со мной беседовали, он меня спрашивал:" Ты теперь не будешь со мной встречаться?"...Сейчас я уже не помню, как именно это было, но когда Наташа пошла в эту школу в первый класс, родители других детей говорили мне:" А мы помним как начинался ваш роман".
1958 - 1959.
Поженились мы в 1960. Из папиной квартиры я переехала в коммуналку. Мне страшно понравилось, что здесь можно общаться с другими людьми, не покидая квартиры. Наверно, тогда я была общительнее. Готовить я умела, а так как в этот момент в институте лабораторные занятия были во вторую смену, то я успевала приготовить обед к приходу свекрови и мужа. Жители коммуналки были разные, некоторые мое появление приняли настороженно: уж очень восторженная девочка.
5 ноября 1960 года. Слева от меня стоит свекровь, дальше - одноклассница и сокурсница Таня Мартынова. Маму не видно, а папа стоит рядом с Аликом ( моего
мужа Алексея его отец звал Аликом). Так его в семье и зовут до сих пор.
Отец Алика, Николай Алексеевич Соколов (1914 г.р.), был сыном рабочего Прохоровской мануфактуры (красильщик) Алексея Николаевича Соколова (г.р. 1879) и Елены (1882 г.р.) . Оба были рослые, красивые, но Елена обладала властным характером, когда я вошла в семью, ее называли не иначе, как "бабка Лена" У них было трое детей: старший (г.р. 1902), Мария (г.р. 1911) и Николай (1914). Про старшего мы ничего не знаем, только что он погиб в войну 1941 - 1945. Мария была красивой женщиной, тоже с характером, я хорошо помню и ее, и ее мужа. Дочь у них была очень больна и находилась в специальной больнице.
Алексей Соколов, хотя и был красильщиком на фабрике, но имел свой дом прямо напротив фабрики на Красной Пресне. Таких домов было 7 или 8. Повидимому, дирекция фабрики строила эти дома для рабочих, кто хотел, покупал. В 1914 началась Первая мировая война, дед Алика пошел воевать, ему было уже лет 35, и у него было двое детей. В 1917 произошла революция, его семью стали уплотнять, оставили две маленьких комнаты на пятерых (родился Николай). Дед ходил к какому-то начальнику, повздорил с ним, и уехал снова воевать. Больше о нем никто ничего не слышал.
Дед Алексея, тоже Бабушка Алексея, Елена Соколова с внучкой (слева) и
Алексей Соколов. внуком в эвакуации, 1942.
Николай выучился на техника, работал на ул. Авиамоторной в НИИ - 5, где разрабатывали радиолокаторы Во время войны в группе сотрудников получил орден за разработку первого советского корабельного радиолокатора. В этом НИИ - 5 он проработал 50 лет, часто ездил в командировки, причем лет в 55 он закончил институт и получил диплом инженера, хотя уже давно работал руководителем группы. В апреле 1988 ему сделали операцию, все было хорошо, но оторвался тромб, и Николай Алексеевич умер. Сотрудники его отдела были потрясены его смертью, ведь он был всегда собранным и энергичным.
Родители Алика развелись во время войны. Война их развела.
Николай Алексеевич Соколов (1914 - 1988), отец Алексея.
Свекровь моя Татьяна Егоровна была женщиной уникальной: любила собирать гостей, ходила в походы, каждый месяц ездила по "горящей" путевке отдыхать в Подмосковье, брала с собой лыжи. Тогда в доме наступала тишина. Мы не были такими жизнелюбивыми, мы собирались в столовой или у телевизора, что-то обсуждали и возвращались каждый к своим любимым делам.
Таня с мамой, около 1932.
Свекровь звали Татьяна Егоровна, но она больше любила называть себя Георгиевной. Свекровь прекрасно шила, одевала сына лет до 18, шила себе пальто, платья, костюмы. Меня научила шить. Лет в 60 увлеклась вязанием и связала себе костюм из белой и красной шерсти с рисунком, правда, на мой взгляд, немного пестрый. Из еды у нее лучше всего получались торты. Правда, нам всегда доставался торт с отрезанными для друзей кусками. От нее мы узнали, что ее дед Матвей (г.р. приблизительно1860), когда умерла его жена, женился на цыганке, и она родила ему Егора и Полину. Так что ее отец - Егор Матвеевич (г.р. 1892) был наполовину цыган. Сама Татьяна Егоровна любила цыган, их танцы и пение, и в старости говорила, что ей снится, что она идет с табором. У Полины (г.р. 1896) было очень красивое лицо, но она была горбатенькая. Жила она в Ленинграде с сестрой Ангелиной - дочерью Матвея от первого брака. Сестры пережили блокаду, а муж сестры умер. Он был дьячком в церкви. После смерти сестер свекровь привезла из Ленинграда великолепную икону Божьей матери, Одигитрию.
Когда Татьяна Егоровна родилась (19.01.1916), ее родители жили в Риге. Егор Матвеевич работал приказчиком в магазине. Таня росла в деревне у дедушки и бабушки под Гжелью, Кармановский уезд. Ее мама - Анна Андриановна (г.р. 1896) была (по версии свекрови) из крымских татар, привезенных еще в потемкинские времена в Россию. Двоюродная сестра Татьяны Георгиевны (Егоровны) Фая ( Фаина Кузьминична) с этим утверждением не соглашалась. Но к 1916 году привезенные в XVIII веке татары уже обрусели.
Прадед Алексея, Андриан Семья Адриана Прохоровича, 1904.
Прохорович в армии, 1888. Здесь и прапрабабушка Алексея присутствует.
Дед Егор, Рига, 1929. Слева - Анна и ее муж Егор, справа сестра Анны - Мария
и ее муж Кузьма, 1915.
Егор Матвеевич (1892 - 1961) и Анна Андриановна (1896 - 1973) Карченковы.
Егор Матвеевич был очень сильным физически, хотя ростом был невелик. Эту силу он передал своей дочери, а она своему сыну. Дед долго работал кузнецом на заводе им. Войтовича.
Дед Егор в кузнечном цехе. Алик с дедом Егором Матвеевичем. 1949 - 1950.
Татьяна Егоровна Соколова (январь 1916 - 9 сентября 2005 ).
Все-таки в свекрови была какая-то харизма, как и в ее сыне, который все больше становится похожим на мать, не внешне, а внутренне.
Алик в 1944 году ( 5 лет) Алик с мамой, 1950 год. Москва.
Алексей, 1979. Москва. Алексей и Ирина, 2010, Торонто.
Две сестры бабушки Алика - Анны Андриановны, еще до революции уехали с город Станислав (Ивано - Франковск). Там вышли замуж, их дети иногда приезжали в Москву в гости. После войны Алик с мамой каждое лето ездили туда отдыхать. Это были 1947 - 1949 годы, жили там сытно, но тревожно. Очень часто по городу шли траурные процессии. Хоронили советского бойца или офицера, убитого бандеровцами. Там он научился плавать: его столкнули с лодки местные мальчишки. Мог утонуть, но выплыл.
В Москве из родственников самой близкой была тетя Фая - Фаина Кузьминична.
Мы ее звали просто Фая. Она была дочерью одной из сестер Анны Андриановны. Фаина Кузьминична Куликова (г.р. 1916 - 1999) проработала всю войну медсестрой в санитарном поезде, потеряла любимого человека, всю жизнь прожила одна в большой комнате в коммунальной квартире. От отдельной квартиры отказалась. Мы ездили к ней в гости, она жила около Ботанического сада. Были еще племянницы Татьяны и Фаины, дочери их двоюродной сестры по материнской линии. С одной из них, Верой, я какое-то время общалась У нее были взрослые дети, и внучке было уже лет двадцать.
Алексей (г.р. 25 декабря 1939) после школы пробовал поступить в архитектурный институт, не получилось. Он закончил электро - механический техникум уже работая конструктором в КБ, там же работала его мама. Потом он перешел в другое КБ, занимающееся оснащением военных кораблей. Муж с 15 лет был предан флоту, делал модели военных кораблей, собирал историю русского и советского флотов. Он оказался очень талантливым конструктором, как говорится "от Бога". В начальники он не стремился, был руководителем сектора, осваивал новые технические веяния, по сути дела, он образовал себя сам. У меня в семье было два эрудита - папа и муж. Второй эрудит каждое утро сообщает мне международную обстановку, что нового в России произошло за ночь. Я не перестаю удивляться ему и открываю в нем все новые, раньше не увиденные мной грани.