Нет ничего вкуснее, чем блюда из детства, особенно приготовленные бабушкой. Я совершенно не расстраиваюсь заранее на тему, что еда моей мамы будет вспоминаться во взрослой жизни намного вкуснее для моих ребят, чем моя. В этом есть какой-то мистический закон. В этом законе присутствует и Бабушкина любовь, которая совсем другая, чем любовь родителей, может быть не более сильная, но совершенно точно более заботливая. И собственно свои детские воспоминания, которые ещё не омрачены никакими взрослыми проблемами, и которые все были первыми в жизни, и поэтому так ярко заполнились...
Я живу в доме моей бабушки.
Этот дом построил её муж, мой дедушка, вместе с мужем её сестры. Следующее поколение, а если быть точнее 2 поколения, перестроило совместно этот дом, когда родился Данька. Но ещё до перестройки, въехав в него, с туалетом на улице, с отсутствием горячей воды и телефона, с огромным допотопным газовым котлом для отопления, беременная и почти босая - я в первый же год смело взялась на Пасху за бабушкины традиционные пирожки (классическая форма с яйцом и капустой, квадратная с рисом и яйцом и зелёным луком, розочки вертушки с маком и корицей). И в первый же год, со второго раза, но в тот же день, что первый раз, они у меня получились. Первый раз не получился потому, что я не рассчитывала, что эти странные квадратные брикетики вырастают в тёплом молоке настолько стремительно и взрывоопасно: они просто у меня убежали, пока я готовила остальные ингредиенты, и в итоге их не хватило для хорошего теста...
Рецепт пирожков я уже должна была много раз тут написать, поэтому не буду. Но пирожки это не единственное, что делала бабушка, и с чем связаны мои самые лучшие гастрономические воспоминания детства. Почти всё, что она делала ещё, и что я помнила, я начала готовить в этом доме в первый же год. Вот самое яркое:
1. Сейчас это называется в наших широтах скандинавскими бутербродами. Бабушка никак их не называла, Но каждый раз приготовление этого блюда было праздником. Берётся миска, наливается молоко, в это молоко, много молока, разбивается одно яйцо, высыпается 1-2 столовых ложки сахара, и всё это качественно перемешивается. А зачем нарезанные куски булки или даже хлеба тщательно вымачиваются в получившейся смеси и жарятся на сковородке. Лучше на сливочном, но и на подсолнечном неплохо получается.
2. Вареная яичница. Это любимое блюдо деда, Он хотел его каждый вечер, и лишался только в те дни, когда до вечера кончались яйца. Ну и мне она очень нравилась, и родившемуся маленькому Даньке в его самые ранние годы, начиная примерно с полутора, и до сих пор, это блюдо очень нравится. Готовить это блюдо я научила его чуть ли не первым делом, в пять лет, сразу после заварной каши. Берётся столько яиц, сколько нужно. Разбивается в миску так, чтобы они заполняли всё дно. В эти яйца наливается молоко, примерно так, чтобы сами яйца были едва-едва видны под поверхностью молока, выражаясь геометрически, они должны поверхности молока касаться снизу. И потом ещё немножко воды, совсем чуть-чуть, это какая-то химия, я не буду вдаваться, но 1 полной столовой ложки полностью хватает на яичницу из 3 яиц, а без воды не получается. Потом всё можно посолить по вкусу, хорошо перемешать до однородности и прямо в этой миске поставить вариться на медленный огонь. Если миска пластиковая, наверное можно поставить на водяную баню. У бабушки для этого блюда было столько алюминиевых мисочек, сколько членов семьи. Мы пробовали делать это в микроволновке в чашке, тоже неплохо получается, только чашка трудно отмывается. Результатом является воздушная, с застывшими внутри пузырьками, какого-то совершенно необычного вкуса яичница с запекшейся корочкой на поверхности.
3. Это очень простое блюдо, но готовить его нужно правильно и из правильных ингредиентов, иначе вкус получается вообще не тот. Берутся советские длинные макароны с дырочкой посередине, трубы. Сейчас такие можно найти в магазине. Но это не должна быть итальянская пшеница твердых сортов, а должны быть такие желтосеренькие грубые макароны. Как раньше. Макароны эти отвариваются, и следить нужно внимательно, чтобы не склеивались. Повторяю, это не пшеница твердых сортов, склеиваться они любят. Потом эти макароны выкладываются на сковородку, в них нарезается совсем немножко колбасы, близкой к советской. Ближе всего по моим ощущениям докторская колбаса великолукского комбината, Не сочтите за рекламу. Это всё немножко жарится, лучше на сливочном масле, но можно и на подсолнечном. А потом добавляется яйцо, штуки три на сковородку, и всё это ещё непрерывно перемешивается до тех пор, пока в сковородке не останется жидкости. Этот вкус совершенно волшебен! Когда лето, бабушка ещё могла добавить туда зелени и свежих помидорок из огорода
4. Ещё мне очень запомнилась пшенная тыквенная каша. Но готовить я её никогда не решалась. Потому что я в принципе не очень умею обращаться с кашами, и те немногие опыты, когда я пыталась самостоятельно варить маленькому Даниле манку или овсянку, заканчивались очень печально
5. Кисель из брикета. Этот кисель бабушка варила очень часто. Он никогда у неё не получался с пенками. Каюсь, у меня первый раз получился. Но уже со второго раза я знала, что нужно делать, как правильно, и варила кисели успешно. А потом родились младшие дети, и выяснилось, что кисели им не нравятся. Поэтому сейчас я их больше не готовлю пока
Это не все бабушкины блюда, а самые яркие, вместе с пирожками, которые запомнились мне лучше всего. Прошло много лет с тех пор, как мы впервые въехали в этот дом. Если быть точными, то 15. Теперь я умею готовить намного больше, чем раньше. Но все бабушкины блюда, кроме каши, я продолжала что часто, что изредка вспоминать и делать.
Недавно, примерно дня четыре назад, я наконец решила попробовать давно замеченный в дружеской ленте рецепт чиабатты. Меня смущало в нём только одно, использовались сухие дрожжи. Я не умею работать с сухими дрожжами. Ни один рецепт, который я пробовала, не получался, если в нём были сухие дрожжи. Я пробовала дрожжи разных фирм. Пробовала разные вспомогательные методики, в которых не вижу смысла, потому что если сухие дрожжи нужно так специально подготавливать, то обычные намного быстрее и проще. Но у этой чиабатты кроме рецепта была фотография батонов, приготовленных руками подруги. Я решилась.
Вполне закономерно дрожжи не взошли, тесто не поднялось, вместо пышной булочки получился очень вкусный, но лаваш. Он был съеден в тот же день. На следующий день заинтересовавшийся процедурой муж взял дело в свои руки. Он вычитал, что дрожжи не должны контактировать с солью. Поэтому засыпал соль в самом конце. И сделал дрожжам подготовительную методику, растворил их в тёплой воде до появления пузырьков. Результат на следующий день был примерно тот же. Но было вкусно, съели в тот же день. На третий день муж решил попробовать другие дрожжи, повторив всё досконально по рецепту. Разумеется, результат получился тот же.
И вот я смутно вспоминаю, как однажды бабушка перед пасхальным вечером была очень расстроенной, почти плакала. Ей кто-то посоветовал как раз сухие дрожжи, они тогда уже начали появляться, и тесто у неё не взошло. Разумеется, она не позволила трагедии совершиться, ранним утром, еще до похода на кладбище, в советское время на Пасху можно было ходить только на кладбище, она встала и испекла пирожки с нуля с правильными дрожжами. Но сам факт.
И вот, после 3 безнадежных попыток внедрить вражеский продукт в наш исконно русский дом, я в отчаянии решила смириться с тем, что мы по этому рецепту будем готовить лаваш, но попробовать сварить наконец бабушкину пшённо-тыквенную кашу.
И что вы думаете? Получилась с первого раза, Да такая вкусная, что за завтраком большую кастрюлю каши съели целиком, каждый по две порции!
6. Пшенно-тыквенная каша. Берётся около 500 г тыквы, натирается на крупной тёрке. Заливается тремя обычными стаканами молока и варится где-то 15 минут, разумеется, постоянно мешая, потому что молоко пригорает. Потом засыпается пол чайной ложки соли, целая чайная ложка сахара, этого хватит, и один стакан пшена. Варится всё это ещё 20 минут, с помешиванием. А потом еще раз хорошо перемешивается, закрывается крышкой и ставится в заранее разогретую, но выключенную духовку ещё на полчаса.