Я-то тетя насчет морей опытная, потому как в так нехорошо многими вспоминаемом советском детстве мои родители-инженеры каждое лето возили меня на это или соседнее море. Потом на море я была в восьмом классе, на экскурсии, организованной нашей классной руководительницей (два дня в поезде, три дня на море, два дня в поезде). На море я была в девятом классе, осенью, в лагере Орленок. Была на море незадолго до рождения Игоря, одна, на конференции...
Но остальные четверо членов моей семьи на южном море не были никогда. Они уже успели увидеть Балтийское море со всех сторон, Северное море в Норвегии, но теплых южных морей - не видели никогда. И это предвкушение встречи потрескивало статическим электричеством внутри машины, сгущалось облаками нетерпения, а начавший почему-то отказывать мотор автомобиля добавлял градусов стресса.
Нет, не то чтобы я сильно волновалась, что мы останемся без машины за три тысячи километров от дома, в крайнем случае нам хватило бы денег на то, чтобы вернуться домой, но даже это был совершенно фантастический сценарий, потому что Макс может справиться с чем угодно. Однажды под Вологдой, когда маленькому Даниле было 4 года, у нашего первого автомобиля порвался ремень ГРМ. Нет, не начал протираться и свистеть, а порвался на ходу. И за два с чем-то часа, пока мы с Данилой мирно решали на заднем сиденье Ломоносовскую школу, Макс разобрал внутренности Опеля и склеил ремень. Да так, что мы проехали на нем почти 700 километров до Ладожского озера, и там уже купили новый. В общем, и за это наше путешествие я не волновалась, хотя машина ехала все медленнее и медленнее, реагировала на нажатие педали газа все неохотнее и неохотнее, звучала все жалобнее... Сначала мы останавливались у каждой интересной елки, рассматривали и фотографировали, например, льняное поле:
Растение поближе:
Поле с чем-то похожим на цветущий чеснок, но мы так и не разгадали, чем конкретно:
Поближе:
Но потом Макс сказал, что останавливаться больше нельзя, потому что после каждой остановки автомобилю все хуже, и надо ехать вперед. Проехали Батайск, Азов, выехали почти на берег моря и начали движение в паре километров от берега, параллельно ему. Очень хотелось попросить завернуть направо и посмотреть на море, которого было не видно за степными кустами и крышами поселков, но мы боялись отвлекать Макса. Тем не менее, где-то в районе села Круглого он понял, что если мы поедем дальше так же медленно, то до места ночевки не доберемся, и решительно повернул к берегу. Чтобы выгрузить нас у воды, и пока мы развлекаемся, посмотреть, в чем проблема. Надо ли описывать, какими метрономами стучали сердца моих сыночков по мере приближения зеленого кружочка на навигаторе к голубой зоне? Вот-вот покажется море, вот сейчас, ещё чуть-чуть... Вот оно!
Море! Море в паре метров по горизонтали и... в 50 метрах по вертикали. К сожалению, мы оказались на высочайшем и крутом обрыве над водой. Обрыве, поросшем ивами и абрикосовыми деревьями, отвесно спадающем вниз, в заросли камыша (или как там называется эта травка), которые колышет такое близкое и такое недоступное море:
На фото эти кустики - это высокие деревья. Я стою на краю обрыва и фотографирую почти вертикально вниз. Ну что ж, Макс отвел машину подальше от выбранного нами для болтания ногами над пропастью места и начал диагностику, а мы сидели, смотрели на абрикосы, зреющие под нами, слушали жужжание множества неизвестных насекомых, смотрели на блики солнца в камышах и за ними, дышали морским воздухом. Чуть позже из одного из домов поселка вышла бабушка, расспросила нас, кто мы такие и чего хотим, а убедившись, что мы хорошие, рассказала, что 50 лет назад они с мужем, вчерашние студенты, приехали сюда молодыми, поселились в этом доме, и каждый вечер, пока позволяло здоровье, спускались по почти вертикальной тропинке вниз, проходили камышовые заросли, увеличивающиеся с каждым годом, и, купаясь, чувствовали себя счастливыми. И ни разу не пожалели, что бросили перспективную карьеру в промышленном сибирском городе ради простых и уютных должностей в небольшом городке. Теперь мужа уже нет, но к бабушке каждое лето приезжают многочисленные внуки, и вот прямо сейчас в доме спит трехлетняя младшая девочка, которую родители привезли на недельку. Бабушка накормила нас яблоками из сада, выдала Максу немного воды, поиграла с Василисой, рассказала, где находится ближайшее место, где можно купаться - Чумбур-коса, а потом её девочка проснулась и позвала свою бабу обратно.
Макс определил проблему, а также тот факт, что для её не временного, а окончательного решения нужно больше времени и больше воды, и мы поехали на упомянутую косу, дальше по маршруту. И вот они - мои дети в море!
Азовское море - мелкое по большей части. Но особенно мелкое оно тут, в районе Чумбур-косы. Мы не доехали до самого мыса, остановились недалеко от основания косы, и на фото мои дети так далеко ушли, но глубина моря едва доходит Игорю до середины бедра!
Этот участок берега - один из немногих песчаных, основной тип Азовского пляжа - ракушечник. Песок на берегу - это очень комфортно, но зато дно самого моря, как и прилежащие к нему обрывы, глинистое. Этот факт является причиной того, что вода кажется мутной. На самом деле мутная она только у берега, где камушки и ракушки, катаемые прибоем, заставляют глину всплыть, а также в тех местах, где прошли люди. Однако, если остановиться и замереть, то уже через несколько секунд поднятая глиняная муть оседает, и можно видеть дно.
В тех же местах, где дно ракушечное, вода прозрачная даже у берега:
Вдоль кромки воды проложены камни в сетке, это для укрепления берега:
Вода, ввиду мелкости, температурой напоминает чай с молоком. Который бабушкин: полстакана кипятка, полстакана молока. Оно в самом деле такое теплое. Представьте себе эйфорию северянина: теплый воздух перемещается вдоль почти горячей воды теплым ветром, и ты стоишь по колено в этой воде, и на плечи падает солнце! Эх! Я прожила это путешествие трижды. Сначала - когда планировала его, составляла буклет, искала информацию, представляла нас пятерых в том или другом месте. Потом - во время реализации. И теперь - вспоминая, описывая, перебирая фотографии... С фотографиями, кстати, интересно: наступил момент, когда в текст будут попадать лишь малая толика снятых фото, потому что в первые морские дни мы снимали все подряд: крабика так, крабика эдак, крабика уползающего, крабика, перевернутого волной, крабика недовольного, крабика, которого унесло, море, которое унесло крабика и так далее... Выбрать из этого списка одну-единственную фотографию крабика очень сложно, но я буду стараться. Но небо все-таки покажу. В порыве восторга я сфотографировала небо. Просто небо. Вот такое:
Но возвращаемся к купанию. От папиных включений-выключений мотора просыпается третий купальщик:
Братья в это время барахтаются как могут, взбили вокруг себя глинистую взвесь, и нипочем им:
Взъерошенный Данька доволен как стадо слонов. Жизнь удалась. Море достигнуто.
Игорь ждет Василису, чтобы вовлечь её в общее барахтанье:
Я показываю Василисе воду, опускаю её в волны пяточками, она уверенно встает на глинистое дно и... начинает идти вглубь, держа меня ручками. Это первые шаги Василисы. Мы были уверены, что в этом путешествии она пойдет сама, но процесс так и застопорился по шаганию за руку и непременно в воде. Сделав несколько шагов так, что вода достигает попы, Василиса стремительно наклоняется и делает глоток воды. Я ничего не успеваю сделать. К счастью, никаких последствий у этого демарша не было, видимо, вода Азова не такая негигиеничная, как принято считать...
К этому времени Макс наконец заканчивает промывать детали, пострадавшие от некачественного бензина, машина весело урчит и готова нести нас дальше. Макс тоже окунается в горячие полметра воды, и командует забираться по местам.
Что касается окружающих красот, то берег в районе Чумбур-косы, кстати, совсем не туристический. Недостроенные чьи-то коттеджи, заброшенные гаражи, бетонные блоки, оставшиеся от строек...
Палатку здесь ставить негде, да и с глубиной все-таки проблемы, вода-водой, но хочется не только окунуться, но и поплавать, поэтому как только Макс дает команду забираться в машину, все радостно её выполняют. Мы едем на Долгую косу, где выбрали место для ночевки. Там все будет по другому.
Резюме: Чумбур-коса - отличное место для остановки по дороге из Должанской в Ростов или наоборот. С целью перекусить на берегу ли, или, как мы, в результате вынужденной остановки. Но не место для длительного пребывания: магазинов нет, красоты на берегу особой нет (по сравнению с другими местами), дно глинистое, море мелкое.