Этот музей совсем новый - открыт в январе 2017 года, то есть, когда мы там были, ему было меньше месяцев, чем нашей Василисе, чуть больше полугода. И это один из самых красивых, цивилизованных и продуманных музеев нашего маршрута. Логичный сценарий экспозиции, отличное освещение как для разглядывания, так и для - о счастье - фотографирования даже на телефон, аудиогид, рассказывающий о каждом экспонате по желанию, а не обо всем зале сразу в стиле "подойдите к номеру шесть, поверните голову налево", удобное здание, оформленное пространство вокруг:
Но что я его словами рекламирую, давайте пойдем внутрь и будем смотреть фотографии.
Откуда есть пошла бронетанковая техника? В первом зале макеты древнейших средств передвижения и атаки, укрепленных с целью сохранения жизни перемещаемых. Боевой паланкин:
Черепаха с тараном Гегетора:
Её броня из кожаных подушечек поближе:
Боевая колесница:
Осадная башня:
Стенобитное орудие, таран. Под прикрытием навеса могло находиться до ста солдат:
Гуляй-город - телега, укрепленная щитом. При желании стену, составленную из множества таких телег, можно было переместить в нужное место: "город" гулял.
А это не летающая тарелка, а один из первых в истории танков, макет танка Леонардо да Винчи:
Ему можно внутрь заглянуть и посмотреть, как устроен:
Бурав Диада, древнегреческое изобретение. Говорят, был хорош против стен из необожженного глиняного кирпича:
Доспехи московской рати на Куликовом поле. А что? Передвигается? Передвигается. Броня есть? Есть. Значит, танк:
После древнейших бронированных средств рассказывают про бронированные автомобили. Вот пулеметный бронеавтомобиль Мгебров-Пирс-Арроу, созданный на основе гоночного. Единственный экземпляр был изготовлен на нашем Ижорском заводе в 1915 году. Мог везти экипаж из 5 человек и был оборудован двумя Максимами. Семимиллиметровая броня по бокам, пятимиллиметровая - на крыше:
Пушечно-пулеметный бронеавтомобиль Руссо-Балт, тип 1. Создан тоже в 1915 году в мастерских Добролюбова. Укреплен хромоникелевой броней, она лучше и поэтому тоньше, примерно 4-5 мм со всех сторон. В этот автомобиль помещаются 6 человек и 3 Максима:
Ещё один Руссо-Балт, тип Д. Говорят, улучшенный тип 1, но все параметры такие же, кроме мощности двигателя, и экипаж - 5, а не 6 человек:
Руссо-Балты на интерактивном экране:
Эта штука - танк Менделеева. Но не Дмитрия, конечно, а Василия. Дмитриевича. Разработан в 1911 году. Толщина брони - 15 и 10 сантиметров! 120-миллиметровая пушка. Подача снарядов с помощью подвесного монорельса. 8 членов экипажа. Однако, в металле так и не был исполнен, остался в чертежах...
Вездеход Пороховщикова:
Царь-танк, похожий на увеличенный лафет. Очень сильно увеличенный: передние колеса 9-метровые, заднее - 1,5-метровое. Весил 44 тонны, мог развивать скорость 17 км/ч. В 1915 году был построен опытный образец и проведены испытания. Неудачно - колеса застряли, и в изготовление промышленное танк не пошел.
Вероятные противники тоже времени не теряли, ставили свои эксперименты над железом, многие из них пошли в серийное производство:
Танк Марк 1 "Самец":
Танк Вотан - первый серийный немецкий танк:
Танк Рено - первый серийный французский танк:
А это наш Т-26, однобашенный, легкий танк:
Т-27, трехбашенный, средний:
Танк КВ-1, тяжелый, предназначенный для штурма и прорыва через укрепленные районы противника:
Это поразительно, но прямо в музее, прямо за рабочим столом стоят и придумывают танки легендарные инженеры-конструктора Кошкин и Кучеренко!
В кабинете - кульман с чертежом:
Стенд с биографиями и достижениями выдающихся конструкторов рассказывает о Петрове Федоре Федоровиче (8 образцов, разработанных до 40 года, принято на вооружение и использовалось в боевых действиях, в том числе гаубицы, пушки для самоходных установок и пушка для ИС-2), Морозове Александре Александровиче (участник разработки прототипов Т-34 - танков А-20 и А-32, а потом под его руководством Харьковское КБ создало Т-64), Кучеренко Николае Александровиче (второй участник проектов А-20 и А-32, один из создателей Т-34 и БТ), Кошкине Михаиле Ильиче (помимо огромного количества прочих проектов, именно он создатель и первый главный конструктор танка Т-34), Грабине Василии Гавриловиче (не только конструктор, но и организатор производства, автор метода скоростного проектирования и книги "Оружие победы"), Котине Жозефе Яковлевиче (глава почти всех проектов тяжелых танков, а после войны - заместитель министра оборонной промышленности).
А дальше - зал технической истории, рассказывающий о том, как, почему, из чего были сделаны наши танки. Вот, например, формула брони:
Имитации цехов заводов очень яркие, а манекены, изображающие сотрудников, практически живые, у них разные лица. Эта работница стоит в не самой естественной позе, но у неё правильное, живое и усталое выражение лица:
Почти все работники - женщины. Это логично, все мужчины на фронте:
Токарь Косарева Барнаульского котельного завода:
Кроме женщин - дети и старики:
Этот мальчик совсем не похож на 12-летнего... Может быть, он наврал насчет возраста, чтобы его взяли работать, а может, остановился в росте из-за голода первых лет войны?
Есть много интерактивных зон, детям разного возраста интересных. Данька смотрит в прицел:
И пытается освоить станок:
Разные заводы взаимодействуя, производили детали, необходимые для постоянного производства боевых машин:
В этом зале стоит масштабный макет заводских цехов в разрезе, его можно рассматривать бесконечно, там столько деталей:
Все работники чем-то заняты, у всех разные позы, на полочках лежат крошечные инструменты:
Идет маркировка изготовленных башен:
Что у танка внутри? Дизельный двигатель УТД-20:
Или вот такой (номер не сфотографировался):
Или вот такой (Василиса устала и спит):
Есть в музее выставка и описание снарядов всех калибров для разных танков и орудий:
В конце зала экипаж танка с надписью "Мы с Уралмаша" занимается погрузкой боеприпасов:
Под руководством своего командира:
Рядом стоит командир взвода и стратегически думает, глядя в пространство, но положив руку на карту:
Он уже успел получить боевые медали:
Целый информационный стенд с фотографиями за этой инсталляцией рассказывает, как именно бронетехника готовилась к бою. Была целая инструкция, которую нужно было исполнять неукоснительно, особенно зимой... Есть стенд с хронологией главных танковых сражений войны. Рядом стенд с биографиями и подвигами танковых асов, среди которых:
- Анатолий Григорьевич Ачкасов, участник боев Курской дуги, боев за Украину, Польшу, Чехословакию, участник Парада Победы 1945 года, и... ему 94 года и он живет в Белгороде! И кто-то ещё будет говорить, что празднование дня Победы уже никому не нужно?
- Василий Павлович Брюхов, уничтоживший лично 28 немецких танков, успешно реализовавший несколько ключевых операций, руководя своей 170-й танковой бригадой.
- Василий Яковлевич Стороженко, участник битвы под Москвой, Воронежско-Ворошиловградской операции, Курского сражения, освобождения Украины, 6 раз горел, уничтожил 29 танков противника
- Владимир Александрович Бочковский, на счету которого 36 единиц бронетехники врага, даже тяжелое ранение в бедро и приговор врачей "Комиссовать!" его не остановили, после этого он не мог забраться внутрь танка и... воевал на броне.
- Дмитрий Федорович Лавриненко, "самый результативный танкист", уничтоживший 52 вражеских танка... за два первых месяца войны. В декабре 1941 года он погиб, а звание героя было присвоено ему посмертно лишь в 1991
Есть и истории героев-танкистов послевоенного времени, например, Сергея Вчерашнего:
Последние залы полупустые, как мы поняли, музей ещё в процессе развития. Время наше заканчивается, музей закрывается и мы выходим на улицу. Одно из музейных зданий само напоминает танк, я только выйдя из музея бронетехники это замечаю:
Красивые клумбы у входа, а в стеклах отражаются орудия:
Перед зданием - памятник экипажу танка:
А на стене - рельеф с изображением всех, кто оставался за кадром, но без кого экипаж не выехал бы в бой: механики, инженеры, рабочие заводов:
На площадке за музеем - ещё одна выставка бронетехники, вот 152-мм гаубица 45-года:
Разные танки (и частично - наша Наташа в яркой шляпе):
Ещё танки:
Солнце бликует на металлических поверхностях:
Оно ослепительное:
Мои неутомимые дети устраивают прятки-пятнашки:
Поняв, что они не устали, решаем вернуться к реконструкции блиндажей и результатов сражения у музея Ратной Славы:
И ещё некоторое время изучаем лабиринты окопов:
И детали боевых машин:
Мирно лежащие в полевых цветах:
Сквозь орудийные стволы проросли одуванчики:
Здесь детали не только нашей, но и немецкой техники, это настоящие фрагменты, найденные на Прохоровском поле:
Рядом - не замеченная нами ранее пара экспонатов, военные машины, легковая командирская:
И грузопассажирская:
Они тоже бронированные, но местами:
Рядом блиндаж:
И наша Хонда, последняя машина на парковке, которая уже устала ждать и бьет копытами, хочет ехать в Белгород:
Не будем заставлять её ждать, тем более, что ехать в самом деле уже пора, если мы собираемся успеть разместиться на берегу присмотренного водохранилища до темноты. И последнее фото опять ботаническое. На сей раз это дуб. Дуб всем известен, но смотрите, какой он тут особенный, глянцевый, плотненький: