По плану нас там быть не должно было. По плану мы должны были потратить 20 минут на поход к Словенским ручьям мимо крепости, чтобы пополнить запасы пресной чистой воды, но уверенно двигаясь мимо с пятилитровыми банками, мы обнаружили, что с момента нашего последнего посещения произошли грандиозные изменения. Отреставрирована и открыта для туристов почти четверть стены, появились новые объекты, такие, как колодец и оружейный подвал... В общем, это не могло нас не заинтересовать, и мы зашли внутрь. И застряли там часа на два.
Дело в том, что в 2012 у Изборска было что-то вроде юбилея, 1150 лет со дня первого упоминания в летописях, и городу было выделено много денег на реставрационные работы. Это нам билетер рассказала.
Википедия говорит, что якобы из этих денег пятая часть была украдена (правда, как именно подсчитали, не говорит), но нам показалось, что вложено в Крепость было действительно много, и от этого произошло много пользы. Достаточно в той же
Википедии посмотреть, как выглядела она до реставрации, и как - после:
На первом фото вид на крепость со стороны реки Смолки (которая превращается дальше в Городищенское озеро), на втором - звонница Церкви Сергия Радонежского и Никандра, на третьем - церковь с другой стороны. Если бы вы видели, какая она была 9 лет назад, когда мы первый раз увидели Изборск... Она была удивительная внутри, и там в свечной лавочке сидел замечательный дедушка, который нас провел внутри от иконы к иконе, все рассказал и потом долго расспрашивал про Петербург и Павловск, в котором, оказывается, бывал. Но снаружи, снаружи эта церковь выглядела совсем не так, как на моих фото этого года.
На четвертой фотографии - вид на Никольский Собор, что находится за стеной, он же, но уже взглядом с другой стороны стены - на шестой и седьмой. А на пятой - дорожка, что ведет к башне Луковке от кассы.
Еще до принятия решения о том, что мы задержимся, старого сына унесло на стены:
На следующих фото - виды стен, очищенных и укрепленных. На пятом - колодец для набора воды в режиме осады. Вода там есть и сейчас, не очень чистая на вид, но проходящий мимо дяденька, имеющий по его словам отношение к истории, утверждал, что во времена расцвета крепости кристальной чистоты воды люди не требовали, была бы пресной, да не тухлой. Дальше можно видеть брусчатку внутри крепости, вид на отреставрированную и открытую для посещения стену, и Данилу у кассы. Данила нашел кошечку и не смог пройти мимо. Кошечка нашла усердного чесальщика за ушком и с удовольствием позировала телефону.
И вот мы купили билеты и забрались все впятером на стену между башнями Колокольной и Луковкой:
Уже просто подниматься по древним лестницам, смотреть в окна-бойницы на пейзажи псковской земли и гулять по прохладным коридорам - непередаваемое удовольствие, но нас опять ждал сюрприз - в конце открытого пространства стены была выставка-житие Александра Невского. Того самого, о котором мы совсем недавно слушали в Самолве. Выдержки из жития и картинки, а также исторические справки помещены на стилизованные щиты и развешены вдоль прохода (что можно увидеть на последних двух фотографиях серии). NB! Прочесть внимательно целиком житие Невского, а также поэму Симонова "Ледовое побоище", цитаты из которой тоже присутствуют на тех щитах. Заинтересовали.
Идем дальше. Башня Луковка - единственное, что было открыто внутри Крепости в 2008 году. И наверху её по прежнему находится смотровая площадка. На втором фото - вход к лестнице, на третьем - вид изнутри, на четвертом - катапульта у подножия, на пятом - вид из оружейного подвала, что под башней, а на шестом, разумеется, кошечка. Уже другая, но тоже очень дружелюбная и смелая.
Конечно, мы поднялись и повторили легендарное семейное фото "Данила на руках у Максима, смотрящий вдаль с высоты", открывшее в 2008 году летопись наших путешествий. Только вместо Данилы теперь фигурирует Игорь, а возраст и выражение лица такое же. Третье фото серии, обратите внимание. Остальные фотографии - остальные члены семьи и прекрасные виды со смотровой площадки:
Идем дальше?
С северной стороны крепости - выставка инструментов палача. Данила тестирует.
Два последних фото - пронзительно синие цветы на краю крепостного вала и высота стены со стороны озера.
Что же касается Словенских ключей, то было совершенно невозможно выбрать лучшие из фотографий (но я справилась). Было ужасно жаль не показать и ту, и эту, но я наступила себе на руки и постаралась собрать в две серии фотографии, может быть даже не самые качественные с точки зрения фотографа, но показывающие этот природный памятник со всех ракурсов и сторон. Вот они. Сначала как мы шли (вид на дорогу к ключам и вид с той же точки на крепость). Потом - как мы на деревянный пирс к озеру ходили уже у ключей и лебедей смотрели (а на другой стороне озера, между прочим, если приглядеться, можно заметить второй пирс, около которого утром стояла наша палатка). А дальше - ключи. Которые водопады:
Словенским ключам более тысячи лет. Температура воды - 8 градусов (холодно! мы проверили). Минерализация - 200-340 мг/л, а мощность - 3,5 литра в секунду. Ещё виды ключей:
Сначала на фото много воды, текущей по отвесным стенам и камням у их подножия, потом внезапно - Данька на стене, а дальше - остатки мельничного комплекса (это где каменные стены на заднем плане и мостик через ручей, в который собираются все ключи, чтобы впасть в Городищенское озеро. А последнее фото - корни дерева, отчаянно пытающегося (успешно) удержаться в этом текущем и меняющемся мире.
Набираем воду, вдоволь гуляем по ручью и озеру босиком, умываем детей - на улице уже становится жарко - и идем обратно в крепость. По дороге покупаем пирожков с экзотическими начинками, меда в сотах и... мешочек пыльцы. Попробовать её мы рискнули только дома - сладкая, очень интересный вкус.
В крепости пытаемся попасть в Николаевский Собор, но он закрыт - фотографирую окно, Даньку в притворе и ещё раз - церковь Сергия и Никандра за пределами стены:
И уезжаем. По дороге съедаем пирожки и мед. Следующий пункт - Пушкинские горы. Тоже место из списка "давно хотели, но не складывалось".