Я не зануда, но обязана объясниться. Или о раннем обучении чтению

Nov 06, 2015 12:17

Не буду сейчас искать тот пост, просто поясню свою позицию, почему я не вижу необходимости обучать ребенка чтению сильно заранее, если последний им особо не интересуется.

Сразу скажу, что мой личный мальчик 5 лет от роду очень интересуется чтением, письмом и прочей математикой, но как только дело доходит до рутинных занятий, чтение и письмо отваливаются сами собой - ему резко неинтересно. Математику под настроение осваивает, а я под это дело впихиваю каллиграфию и познавательное (мной-ему) чтение. Из всего обучения чтению у нас, преимущественно, языковые игры по дороге, иногда читает вывески и рекламные слоганы, дома вообще не пристаю.

Старший с младенчества таскал мне алфавит в большой такой картонной книжке, тыкал пальцем в букву и вопрошал "этошо?" - так он вызубрил буквы. Ну, не могла же я отказать ребенку?! В 2 года у него воспалились аденоиды, родилась младшая сестра и в целом, случился откат из-за ревности и частых болезней. Кое-как дожив до 4х лет, мы отправили мальчика на фигурное катание. Буквально через неделю после того, как он поехал на коньках (научился держать равновесие, улучшилась координация, сократились аденоиды), он сообразил, что если назвать знакомые буквы подряд и быстро, то получится слово. Мир для него засиял новыми красками. "Ага!", - тут же закричала радостная бабушка - "Не упускай шанса, учи его читать!" "Ага!", - тут же ответила я, - "Как бы не так!". И начались наши бодания в стиле "чтотызамать" - у  маринванны ребенок уже на трех языках до 150 считает назад и вперед. Чтобы успокоить бабушку и минимизировать критику в свой адрес, недомать скупила всякие калякалки и прочую ересь - учу же!

Так вот.
Подспудно я понимала, что ребенок устроен так, что ему сначала нужно развить какие-то физические навыки и способности и только потом переходить к интеллектуальной составляющей гармоничного развития. До кучи, оформляя карту в сад, спросила у офтольмолога по поводу чтения (матушка уже тогда мне мозг выедала ложечкой), она категорически запретила, ну и хирург напутствовал о физической активности.

Дальше я вполне бездумно серфила по интернетику и то тут, то там натыкалась на подтверждение моей теории - сначала здоровье и физическое развитие, а потом все остальное.

Вот две интересные статьи на эту тему М. Озеровой.

Несколько правил обучения чтению

1. Любой нормально развитый ребенок в читающей семье рано или поздно выучивается читать. (Желательно, чтобы процесс был максимально самостоятельным, а не зубрежка). Стимулировать его к этому в год-два-три совершенно не нужно (более того, это отнимает драгоценное время от более первоочередных задач в раннем возрасте).
2. Знакомство со знаковыми системами (буквы, цифры, ноты) должно идти от ощущений и кинестетики, а не наоборот - от символов. То есть, правильно: различать звуки, слышать определенные звуки в конце или начале слова, уметь "играть в слова", понимать ритм, развивать чувство ритма, развивать слух и т.п. и только "на десерт" запомнить буквы. К сожалению, сейчас многие делают наоборот: заглушая все естественные способности ребенка, зубрят с ним буквы по кубикам, таблицам и прочему, не давая развиваться всем тем мыслительным операциям, которые должны развиваться в процессе. Знаковые системы - это как бы визуализация всего того, что ребенок усвоил и понимает, а не просто некие символы, которые он должен заучить без всякой ассоциативной связи с действительностью.
3. Пропорция в познании должна быть такая: как можно больше процентов действий с объектами познания, а не количества объектов. То есть, не надо спешить, чтобы ребенок как можно скорее начал читать - это всего лишь воспроизводящее механическое действие. До этого нужно уделить внимание всему тому, что предшествует: чтобы у ребенка появилось чутье языка, "вкус" слов, интерес к распознаванию символов (это не обязательно могут быть буквы, вообще подумайте, как можно "нарисовать" письмо? придумайте какие-то домашние условные обозначения, покажите ребенку разные письменности, рассказывайте этимологию, изучайте иностранный язык)
4. Для того, чтобы ребенок в дошкольном возрасте овладел каким-то умением, он должен видеть практическое его применение. То есть, чтобы захотеть научиться писать и читать, ребенок должен ощущать в этом потребность: просто так писать в прописи это не выглядит жизненной потребностью, это из разряда "задали - обязан выполнить", поэтому постарайтесь придумать практические задания: подписать бабушке открытку, выложить свое имя необычными материалами (ракушками на берегу моря?), написать письмо-сюрприз папе, поздравление другу.
5. В школах и в садиках представляют, что чтение и письмо это непересекающиеся области. Мы учимся читать на одном уроке, писать на другом. Очень логично? Ребенок должен видеть связь между этими действиями. Поэтому гораздо эффективнее не показывать ребенку буквы в букваре (на карточках и прочем), а попросить его изображать букву разными способами, а потом уже прочитывать - если делать упор на моторной памяти и двигательном восприятии, усвоение будет глубже. Если мы опираемся только на визуальный канал (показали - запомнил), мозг работает менее интенсивно. Напиши букву (слово), и прочитай, а не наоборот - прочитай, а потом запиши.
6.  Чтение и письмо (и вообще интеллектуальные занятия) в дошкольном возрасте не должны вытеснять куда более важные занятия - свободное творчество, подвижные и сюжетные игры, наблюдение за окружающим миром. Ребенок лучше всего развивается в игре и творчестве, и если у него хорошо развит интеллект за счет этой деятельности, освоить грамотность ему не составит труда перед школой, и займет куда меньше времени, чем "натаскивание" в раннем детстве в ущерб креативному развитию.
Про обучение чтению по слоговым таблицам или кубикам
Чтение - сложный психический процесс, основанный на понимании смысла письменной речи. Чтение включает в себя такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Соответственно, требует достаточного уровня их развития.
1) восприятие данных слов,
2) понимание содержания, связанного с этими словами,
3) оценку прочитанного.
способность к осмысленному чтению напрямую зависит от общего развития личности, от развития воображения и богатства личного опыта (для ребенка, как мы помним, важнейшим является эмоциональный и эмпирический опыт).
Ребенок не только говорит предложениями, а у него полностью сформирована речь.
Достаточно развит фонематический слух. Ребенок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.
У ребенка нет логопедических проблем (имеется в вмду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).
достаточно развита пространственная ориентация. Ребенок не путается в понятиях "право", "лево", "верх", "низ" и т.п.
На основании этого вы сами можете проанализировать любую методику (в том числе и Зайцева), ее целесообразность и эффективность.
из описания методики Зайцева:
"Уже давно замечено, что младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги". (на этом строится принцип обучения по слогам (складам, как сказано в описании))
Младенец никогда не начинает говорить слогами! Первое, что он произносит - гласные звуки (гуление)! Только потом он соединяет два, а затем более звуков (лепет).
Второй основополагающий принцип методики Н.А. Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал, компактно выраженный, сведен в таблицы, которые на занятии размещаются на стене.
Один из основных дидактических принципов для любого обучения - двигаться от простого к сложному, не давать весь объем информации, а вводить его постепенно.
Дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного, не могут «переработать» информацию. Одно из основных правил при обучении чтению: необходимо давать ребенку текст более легкий, чем он способен воспринять. То есть, «мама мыла раму» с этой точки зрения подходит, к тому же, там чрезвычайно легкие фонетические сочетания. Тексты, которые предлагает методика слогового чтения, не адаптированы. При слоговом методе ребенок «заучивает» сразу слоги. Обратите внимание на то, что ребенок не анализирует слово, не раскладывает его на мельчайшие составляющие. В будущем это может вызвать дисграфию. Кроме того, у детей не развивается фонетический слух, который необходим не только для успешного обучения, но и для развития мышления в целом! Чтение само по себе требует аналитико-синтетической деятельности. До 5-6 лет (минимум!) она у ребенка не развита, и опираться на неразвитую систему невозможно. Поэтому ребенок просто заучивает слоги, как попугай. Что же должно происходить на самом деле: ребенок видит символ (визуальная система), идентифицирует его (зрительная память), соотносит с соответствующим звуком (аудиальная система, оперативная память), и произносит (моторная память). Это мыслительный процесс, а не просто заучивание!
Восприятие символов формируется у детей после 5 лет, если интенсивно развивать его раньше, то страдают другие функции (память, наблюдательность, воображение, эмоциональная сфера). В отличие от умения распознавать буковки, этого развития не вернешь!
Мои личные наблюдения: у детей, которых учат читать слишком рано и по слогам, не автоматизируется навык. Что это значит? Вы не можете посмотреть на слово, хотя бы мельком, не прочитав его. Навык автоматизирован. Вам не нужно каждый раз его «включать». Я много раз проверяла таких детей - пока им не скажешь прочитать то или иное слово, они будто его не замечают! К тому же, родители не достигают главной своей цели - многие дети, которых рано научили читать, не любят чтение в дальнейшем. Наоборот, все дети, которые научились читать самостоятельно, любят это занятие.
Мнение профессионального логопеда:
«если бы была такая возможность, я механизмы обучения чтению на каждом столбе бы написала.
Мне тяжело слышать про слоговые таблицы над кроватями младенцев и восхищенные мамочки:"он так радуется, когда я показываю ему "ба" и "па"!" и прохождение  в средней группе букв под лозунгом "а деткам так нравится". Хотя сад наводнен детьми с недоразвитым фонематическим слухом :( мои комментарии к «восхищенным мамочкам»: дети нас любят, что бы мы с ними не делали. Ребенок счастлив, когда мама с ним играет и занимается. Поэтому он согласен терпеть любое дело, в том числе занятия чтением в год и т.п., он будет стараться изо всех сил угодить маме.
Часто говорят: он сам выучил буквы! Это «сам» бывает разное. Например, постоянно во время чтения ребенок вас спрашивает, и незаметно запоминает. Или вы ему один раз произнесли весь алфавит (знаю такие случаи), и он все усвоил. Но если ребенку с рождения (я не утрирую!) вешают во всех комнатах буквы, каждый день подсовывают кубики и таблицы, а потом говорят, что он случайно их запомнил - извините, какое тут «сам»?
Отдельно про алфавиты с рисунками, настенные таблицы, и прочее:
При обучении чтению надо идти от ЗВУКА, а не от БУКВЫ! Это главный принцип. То есть, все строится на развитии фонематического слуха. При заучивании букв с кубиков, алфавита с картинками, и т.п. ребенок усваивает визуальный образ. И если на «А» был нарисован арбуз, у него этот арбуз застрянет надолго. Опять же, из личного опыта: спрашиваю детей, какой слово начинается на «А», допустим. Все кричат «арбуз», «аист» и прочее, что там у них нарисовано дома на кубиках и плакатах. Спрашиваю, какой звук мы слышим в начале слова «Айболит» - ноль ответов! Это не развит фонематический слух - основа чтения.
У детей, которых обучали читать по слогам, падает скорость чтения в средней школе. спросите любого учителя математики - он может рассказать, что восьмиклассники не в состоянии понять текст условия задачи с первого раза, даже с трудом прочитывают его вслух. это привычка "фотографировать" текст
Ну и немного умных слов из научного исследования на заданную тему.
На основании анализа первичных данных о состоянии здоровья наблюдаемые были разделены на три группы. Первую группу составили дети (10%), у которых среднегрупповые показатели физической подготовленности по всем тестам выше, чем у детей второй группы (78,4%). Самые низкие среднегрупповые показатели зафиксированы у детей, имеющих хронические заболевания в состоянии компенсации и отнесенных к третьей группе здоровья (11,6%). Таким образом, результаты физической подготовленности можно считать своеобразным индикатором, отражающим состояние физического здоровья ребенка.
Сопоставление результатов диагностики интеллекта с группой здоровья также позволило выявить некоторые взаимосвязи. В частности, среди детей, отнесенных по состоянию здоровья к третьей группе, не было зафиксировано ни одного высокого показателя развития вербального, невербального или общего интеллекта. Среднегрупповые данные отмеченных параметров в этой группе дошкольников значительно ниже соответствующих показателей у детей первой и второй групп здоровья (рис. 4).
Вероятно, наличие хронических заболеваний может стать значительным препятствием для развития интеллектуальных способностей детей на этапе дошкольного детства, а вот отсутствие заболеваний у детей первой группы здоровья не является гарантией наличия высоких показателей интеллекта. В этой группе, так же как и у детей второй группы здоровья, фиксируется большой разброс индивидуальных результатов тестирования.
Таким образом, в результате проведенного исследования была установлена связь показателей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с демонстрируемыми результатами физической подготовленности и состоянием здоровья, что позволяет сделать некоторые прогнозы и наметить варианты использования полученных данных в практике воспитания и образования дошкольников.
Полностью тут.

В общем, товарищи родители, живущие в России, не гоните лошадей. Развивайте ребенка в соответствии с его темпом, научить читать в 6-7 лет значительно легче, чем в 4-5, когда ему это еще не особо надо.

У меня все. И, да, имхо, как говорится. А может, тег такой сделать? ;)

5-6 лет, 6-7 лет, читать/писать, развивающие методики и игры, 4-5 лет, подготовка к школе

Previous post Next post
Up