Недавно обсуждали, что делать с ребенком, который рвет обои.
Мне очень понравилась книга Масару Ибуки и эта цитата, мне кажется, будет полезна всем:
"Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. "Ты поиграешь мне?" - спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка: "Замечательно, замечательно", - и добавил: "А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?" - "Получится", - ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше.
Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если не порицать их, а хвалить.
Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали, то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам, можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать, вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует положительно. "
Масару Ибука "После трех уже поздно"