Если ребенок вдруг упал или ударился или опрокинул на себя что-то (т.е. пострадал по своей же инициативе) и расстроился, то нужно спокойно пожалеть и подбодрить малыша, объяснив, причину неприятности с ним произошедшей. Например, суть такая: «Я понимаю, как тебе неприятно (больно), сейчас пройдет»..и далее «ты бежал и задел стульчик, будь внимательнее и все будет хорошо».
Для того, чтобы ребенок научился анализировать свои поступки и избегать неприятностей в дальнейшем.
Если же отреагировать крайне эмоционально, когда из груди вырываются ахи и вздохи, ужас на лице и в голосе, то ребенок подумает, что произошла трагедия и расстроится еще больше и надолго, отвлечь и успокоить его будет сложнее. Это может привести к таким крайностям, как:
- или это может войти в привычку и ему всегда будет нужна группа поддержки (фанклуб), отчего захочется преувеличивать, чтобы так обратить на себя неподдельное внимание, если больше ничем не научится.
- или же скрывать истинные эмоции, чтобы не пугать окружающих, что иногда очень не полезно как для психики, так и для здоровья.
Иногда бывает, что мамы успокаивают своих малышей тем, что понарошку шлепают и наказывают, допустим, стул или игрушку, которая причинила боль (а может и вовсе не при чем), и приговаривают при этом «плохой стул, плохой» и ребенок начинает как бы повторять и усваивать это действие, но он не понимает что это понарошку для того, чтоб его отвлечь, он вовлекается в наказание невиновного, не предполагая своей вины.
В других, более серьезных, случаях он будет искать виноватых в своих проблемах, и пытаться кого-то подстрекать к наказанию (в сильно отрицательной ситуации - творить зло чужими руками), избегая самостоятельных и справедливых решений проблемы. Самокритичность снижается, человек становится деспотичным.
Взято из книжки Джона Грея "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе"
"Подумайте, прежде чем помогать"
Прежде чем бросаться на помощь ребенку, попавшему в затруднительное положение, приглядитесь и определите, а что пытается сделать ваш малыш (если ситуация не опасна). Поддержите и поощрите действия ребенка, позвольте малышу самостоятельно сделать то, на что он способен. Помогите советом, но не делайте за него все. Например, ребенок залез под кофейный столик и начал кричать. Вместо того чтобы тут же вытаскивать ребенка из-под стола, оставьте его лежать на полу и скажите: "Я вижу ты застрял", - после чего осторожно помогите ему вылезти. Подобные ситуации возникают довольно часто и учат ребенка решать проблемы самостоятельно.
а это из чудесной книги "365 игр с малышами"