ВНИМАНИЕ! Совпадение внешности спарринг-партнера Путина с Баракой Обамой является случайностью и не носит никакого политического подтекста! Выступление Президента России В. Путина по случаю подписания Договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России можно определить как знаковое и переломное. И это при том, что Владимир Владимирович старался уходить от слишком жестких формулировок.
Во-первых, сам факт оперативного, без затяжки времени положительного ответа на запрос Крыма и Севастополя, состоявшегося несмотря на всю истерику Запада, продемонстрировал - Россия, отстаивая свои интересы, готова действовать без оглядки на бывших партнеров, чьими усилиями была развязана гражданская война на Украине.
Во-вторых, произошло то, что было ясно еще во времена, когда США бомбили и деструктурировали Югославию по надуманному поводу, а затем и под не менее надуманным прдлогом вторгались в Ирак. Тогда я утверждал, что времена меняются, сильные слабеют, а слабые усиливаются, но созданные прецеденты становятся частью международного права (даже если при этом предыдущее международное право разрушается). Сегодня Россия показала США, что готова трактовать международное право на основании созданных США прецедентов. На мировую арену вернулась вторая сверхдержава, которую можно остановить только силой оружия. Но это означало бы ядерную войну, в которой США точно не выживут (они разрушенный ураганом Новый Орлеан с трудом перенесли). Сегодня, пусть в урезанных границах и под другим именем, восстановлен Советский Союз - произошло то, чего так боялся Вашингтон и чему своей безумной политикой все время способствовал.
В-третьих, Россия сделала заявку на защиту всего Русского мира, при этом не очертив его границы. Поскольку фраза о восстановлении единства трех братских народов (России, Белоруссии и Украины) и фраза о защите Русского мира прозвучали в разных местах выступления, термин Русский мир можно трактовать расширительно (шире, чем три братских народа). И, очевидно, только руководство России будет решать, где начинаются и где заканчиваются подлежащие защите границы Русского мира.
В-четвертых, в очередной раз прозвучавшее обещание не покушаться на остальные области Украины никак не отменяет принятого на себя Россией обязательства защищать Русский мир. Тем более, что и о Крыме Путин сказал: "войска туда не вводились, они там находились". При том, что технически нарушение договора об условиях пребывания ЧФ на территории Украины было налицо. Если вспомнить утверждение Владимира Владимировича на недавней пресс-конференции: "если у Вас революция, то это значит, что Вы уничтожили старое государство и создали новое, а значит все договоры утратили свою силу", - и отказ России признавать легитимность киевского правительства, то выходит Путин оставил себе руки развязанными для любых действий. Не предвосхищая ни характера этих действий, ни сроков, в которые они могут быть совершены. Мяч на поле Киева, и он находится теперь перед выбором - либо резко снизить воинственную риторику и пойти на российские условия урегулирования, либо наращивать давление на Юго-Восток и идти по пути вооруженных провокаций.
Конечно, все решения российского руководства будут приниматься с учетом общей международной обстановки и, скорее всего, они будут далеки от радикализма и оформляться исключительно как ответные и вынужденные меры. Но, еще раз подчеркну, Путин оставил себе руки развязанными для любых действий и при этом продемонстрировал, что если решение принято, то никто и ничто не может остановить его реализацию.
Я бы трактовал сегодняшнее выступление и сопровождавшие его действия как последнее предупреждение Западу, последнее предложение образумиться и начать действовать вместе, склеивая остатки международного права во взаимоприемлемую новую конструкцию, ускоренными темпами разрешая украинский кризис.
Ростислав Ищенко,
президент Центра системного анализа и прогнозирования