Перевёл, пожалуй, самое большое и лучшее из того, что я переводил. Интервью с мусульманином, анархистом, веган стрэйт-эджером, рэпером из Португалии S-1:
1. Как тебе удаётся согласовать своё веганское мировоззрение и Ислам с жертвоприношением баранов на праздновании Курбан Байрам? Какие факторы позволяют твоему разуму согласовать эти две явно противоположных области?
Я понимаю, что это один из самых сложных вопросов для людей. Особенно для тех, кто придерживается такого образа жизни без жестокости, как веганизм. Когда речь идёт об Исламе, чтобы быть совершенно честным перед вами, это было лишь моей проблемой, в то время как я полагался на знания других людей, чтобы сделать свои собственные выводы. Замечательно, что у нас есть возможность учиться у людей, которые знают лучше, чем мы о конкретной теме, но ничто не сравнится со знаниями, полученных на собственном опыте. Знания, которые мы рано или поздно получаем от других людей, не лишены создания условий. Ошибочно рассуждать, что все знания, которые мы получаем от других людей, не могут отражать в некотором роде их собственный опыт, их собственные идеи и их самих. Имея это в виду, и, чтобы мне совмещать веганизм и мою религию, без необходимости делать какие-либо выводы, которые вы упомянули, чтобы избавиться от явной несовместимости, я изучал историю и факты, связанные с Исламом и откровениями Аллаха (субханаху ва тааля) к Пророку Мухаммаду (саллялаху алейхи уа саллям), и это дало мне знания, которые я должен был понять, не только что веганизм и Ислам не являются противоположными областями, но и что Ислам укрепляет то, как всё должно происходить в равновесии с Природой и, наконец, что если бы общество не тормозило, тогда естественно нам бы ненужно было бороться за освобождение Природы и животных.
Я рассматриваю веганизм как необходимый шаг для того, чтобы дать отпор корпорациям, которые эксплуатируют Природу и животных. Я не считаю, что это естественный путь для человека, но это скорее крайняя мера против чрезвычайной эксплуатации окружающей среды и неуважении к жизни, которые происходят в современном мире. В естественном состоянии существования все существа равны, а средства существования истощаются во всём мире, и я знаю, что есть некоторые общины, которые не могут не убивать животных, чтобы выживать. Взять, к примеру, племена американских индейцев, которые находятся ближе к естественности, чем мы, и они не веганы, да и не должны быть, потому что они живут в соответствии с теми же самыми природными законами, которые наше общество не уважает. Поэтому они не должны быть веганами, как мы. Потому что они не живут так, как живём мы. Это ключ к пониманию того, что я собираюсь объяснить.
Когда Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду (саллялаху алейхи уа саллям), более 14 веков назад на Аравийском полуострове, условия жизни отличались и до сих пор отличаются от тех, которые нам знакомы. На протяжении веков эта область становится всё более пустынной и менее пригодной для обработки почвы, так что выживание людей в значительной степени зависит от животных. Более 14 веков назад Аравия жила во времена тёмных веков, в период, когда коррупция и слабые нравы управляли обществом, когда царили разврат и хаос. Мужчины женились на своих матерях и дочерях. Отцы живьём хоронили своих дочерей. Человеческая жизнь не имела никакой ценности в те времена, и тем более жизнь животного. Именно тогда Всевышний Аллах показал стихи, в которых говорилось, чтобы люди доброжелательно и с уважением относились к животных, поскольку животные такие же, как люди.
“И нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, - ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, - а потом все они будут собраны перед своим Господом" (Коран, 6:38).
Можно только вообразить воздействие таких слов на жизни людей. Так что это действительно важно. Очевидно, что Коран не запрещает употребление в пищу мяса, запрет не имел бы смысла, потому что тогда это был единственный способ выживания людей, но Писание говорит нечто большее, чем то, что животные подобны людям, они так же образуют сообщества как люди и так же должны вернуться к Творцу. Коран также ясно говорит, что если нужно убить животное, то нужно делать это, осознавая ценность жизни, которую вы забираете, с упоминанием имени Аллаха (субханаху ва тааля), ибо только по Его милости всё существует, и только Он даёт и отбирает жизнь. Так что совершенно ясно, что убийство животных было ограничено не только тем, что должно совершаться только на серьёзном основании, средствах выживания, но и что нужно руководствоваться строгими правилами. Задумайтесь, как низко ценилась жизнь (даже человека) до принятия Ислама и как она стала высоко цениться после откровений.
Кроме того, даже притом, что потребление мяса было единственным средством выживания, в Коране нигде не сказано, что Бог поощряет употребление в пищу животных. Наш пророк Мухаммад (саллялаху алейхи уа саллям) ел мясо, но только в очень редких случаях, и это тоже очень важно, потому что Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи уа саллям) был и остаётся образцом для подражания для всех мусульман и всего человечества, он подавал всем пример для следования.
Теперь по поводу жертвоприношения животных. Священный Коран не был ниспослан целиком, а по частям, и на это ушло 22 года, и многие из этих откровений имели дело с конкретными ситуациями, происходящими в то время и место, поэтому мы должны это принимать во внимание, а не смотреть на это как будто мы имеем дело с той же ситуацией сегодня. Это говорит о том, что мы должны знать, как арабские общины жили до Корана, так, чтобы мы понимали слова в их правильном контексте. В то время жертвоприношения животных были действительно обычным делом, как дань богам в арабских языческих ритуалах и т.д. Даже монотеисты делали это, как евреи, так и христиане, чтобы угодить Единому, и просили прощения за свои грехи.
Однако, в Коране Аллах (субханаху ва тааля) делает весь акцент на добровольную (т.е. необязательную) покорность и преданность Ему в жертву, которую Он хочет, чтобы мы предложили. Коран в целом ни в одной суре не поощряет жертвоприношения животных, но признаёт тот факт, что это жест огромного благочестия и доброй воли, чтобы поблагодарить и угодить Аллаху (субханаху ва тааля). Снова мы должны помнить, как эти люди жили в то время, они были очень бедными и не имели никаких материальных благ. Во всяком случае, у них было несколько животных, чтобы обеспечить себе средство для существования, и животные были "самым ценным", что они имели. Так что понятно, почему этот жест был действительно одним из важных форм благочестия. Возможно это трудно понять большинству людей, живущих в западных капиталистических странах, действительную размерность жертвы того малого, что у вас осталось, но если они должны понять жизнь в перспективе, менее упрощённой и основанной на стандартах, кроме материалистического, они должны, по крайней мере, попытаться прочитать это с открытым сердцем и без предвзятых мнений или предрассудков.
"Ни мясо, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не доходят до Бога. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Бога за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро" (Коран, 22:37).
Кроме того, в самой социальной структуре, эти жертвы имели большое значение, потому что мясо было (и остаётся) пожертвованием для беднейших слоев населения общины и для своих семей. Коран говорит о жертвоприношении как об очень важном для каждого человека, но то, как мы видели в стихах, становится ясным, что это не кровь и мясо животных, которых Аллах (субханаху ва тааля) хочет. Таким образом, мы также понимаем, что арабские племена жили в то время, когда животные воспринимались как жертвы, потому что к этому они привыкли, а также были, по их мнению, наиболее важным "богатством", которым они обладали, чтобы пожертвовать в знак памяти и благодарения Всемогущему Богу.
Понятна роль жертвы животных в арабском обществе в контексте этого слова, а также понятно, что мы больше не живём в то время, таким образом, идея того, что мусульманин должен приносить животных в жертву, связана больше с традициями, чем с религией. Нигде в Коране не сказано, что нужно делать, чтобы быть мусульманином, но чтобы быть мусульманином есть не только Коран, но и примеры Пророка Мухаммада (саллялаху алейхи уа саллям), чтобы быть сострадательными по отношению ко всей жизни, благочестивым и почтительным по отношению ко всем созданиям.
"Семь небес, земля и те, кто обитает там, славят его. Нет ничего, что не славило бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он - кроткий, прощающий" (Коран, 17:44).
Коран ниспослан людям, чтобы понять образец сравнения между существами Аллаха (субханаху ва тааля), говорится, что животные на самом деле являются мусульманами, потому что они покорны законам Аллаха (субханаху ва тааля). Это не выбор мусульман игнорировать изменения, которые начали происходить уже более 1400 лет назад, и сегодня для многих из нас мусульман есть другие пищевые предпочтения, мы знаем, как употребление мяса связано с очень серьёзными проблемами со здоровьем и как это связано с глобальным разрушением окружающей среды. Плюс основание капиталистических современных культур глубоко связано с жестоким обращением с животными и эксплуатацией, так что это не халяль и не должно поддерживаться мусульманами.
Таким образом, подведём итоги. То, что я делал, было не что иное, как изучение и познание истории моей религии, понимание того, как всё это происходило там в то время, до того, чтобы приступить к попыткам интерпретировать священные стихи, иначе привело бы только к неверным истолкованиям и ничему, кроме неправды.
2. Как интерпретировать отрывки из Корана, которые буквально упоминают, что женщины фактически на одну ступень ниже мужчины, и как это вписывается в борьбу за освобождение всех?
Позвольте мне начать с того, что Ислам ни в коем случае не делает различия с точки зрения превосходства между людьми мужского пола и женского пола. Они равны в глазах Аллаха (субханаху ва тааля) и оба имеют те же обязанности, как мусульмане. Во-вторых, важно понимать, что женщины и мужчины различаются, но дополняют друг друга, и поэтому очевидно, что равенство можно ожидать только в тех случаях, когда это возможно. Например, только женщины могут родить ребёнка, таким образом, не означает, что это могут сделать мужчины, а так же познать, как женщины проходят через все эти испытания, и таким образом это не означает, что женщины выше или ниже мужчин, потому что нет никакого основания считать, что они равны в этой ситуации. Это означает, что в Коране, женщины и мужчины равны, где-то равенство возможно, а где-то - нет, из-за их физиологических различий.
"О люди! Воистину, Мы создали вас из одной пары мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Богом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Бог - знающий, сведущий" (Коран, 49:13).
В Коране говорится, что женщины и мужчины были созданы друг для друга, чтобы найти свою вторую половину и не жить в одиночку, что мужчины не должны вести себя как женщины или женщины как мужчины. Мы часто наблюдаем в западных обществах, что эта проблема была решена таким образом, чтобы уравнять женщин в том смысле, что они могут/должны действовать так, как если бы они были мужчинами, а это абсурд. Это привело к тому, что женщины не стремятся быть женщинами, а быть как мужчины, следуя их поступкам, будь то правильно или неправильно.
Эта ложная реализации равенства отразилась на серьёзных изменениях, которые не только не являются результатом реального равенства между людьми женского и мужского полов, но и ухудшили социальное поведение. Например, для того, чтобы занять позицию так называемого равенства, вместо того, чтобы хранить свою скромность и нравы и защищать своё достоинство в обществе, женщины становятся всё более беспорядочными и аморальными, достигая так называемого равенства в неправильной её форме. Мотивация такого равенства довольно проста, если мужчины могут вредить женщинам, то и женщины, будучи равными, также могут навредить мужчинам. Эта так называемая феминистская программа создала разделения даже внутри феминистского движения, и некоторые феминистки считают, что порнография (возможно, самая отвратительная и унизительная индустрия, которая всегда эксплуатировала женщин и их сексуальность) даже может быть хорошим для женщин, пока женщины управляют бизнесом, потому что порно представляет женщин не в качестве сексуальных рабынь или объектов удовольствия, а как женщин у власти. Это звучит настолько абсурдно, что практически похоже на плохую шутку.
Поэтому, чтобы понять Коран в этом вопросе, мы должны знать, на каком же основании мы рассматриваем равенство, а также мы должны знать, как жили женщины в доисламскую эпоху, потому что только так мы можем правильно проанализировать смысл Корана, а также изменения, произошедшие в жизнях женщин. Чтобы понять, как Коран внёс некую революцию, мы должны сравнить Исламскую эпоху с тем, что было до Ислама, а не с настоящим временем, в котором мы живём. В доисламскую эпоху женщины просто не считались за людей. Они расценивались как материальное имущество, которое принадлежало "хозяину" мужского пола. Наследство переходило только мужчинам, и сами женщины переходили в наследство в случае смерти их мужа, который был должником. Женщинам разрешали покидать дом "хозяина" лишь тогда, когда они расплачивались с долгами, а если у них не было имущества, это было практически невозможно. Женщины не имели права выбирать или соглашаться быть выбранными в качестве партнёра для брака, они также не могли вступать в повторный брак, если они были в разводе. Им не разрешали есть определённые виды продуктов питания и рассматривались как нечто плохое для своих семей, поэтому, когда девочка рождалась, это было позором для отца. В те времена младенцы женского пола заживо хоронились своими отцами.
Именно в то время, когда с женщинами обращались как с товаром, тогда Коран был ниспослан, и женщины всесторонне начали рассматриваться в различных аспектах жизни, как связь с Аллахом (субханаху ва тааля), их роль как часть человечества и общин, и связь с мужчиной как со своим партнёром и мужем. Так что не только то, что женщины заслужили такого же уважения, как и мужчины, но Ислам дал им первое место в обществе и в общественной жизни, которой у них никогда не было. Коран ясно говорит, что женщины в любом возможном смысле наравне с мужчинами.
"Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Бога мужчин и женщин, Бог уготовил прощение и великую награду" (Коран, 33:35).
В Исламе женщины не являются источником зла, как отмечается многими религиозными доктринами, которые сегодня являются базовой основой западных цивилизаций. Они наравне с мужчинами, как мусульмане с их религиозными обязательствами и с аналогичными наградами и наказаниями, как в этом мире, так и в другом. Женщины имеют, как и мужчины, те же обязанности и права хранить целомудрие и добросовестность, а также искать знания и получать образование. Кроме того, они имеют равные права с мужчинами иметь собственность, покупать и продавать без каких-либо ограничений.
Священный Коран был как бы революцией для женщин, более 14 веков назад, он принёс равенство между женщинами и мужчинами до уровня, который не может сравниться даже с уровнем, которое достигло сегодня любое феминистское движение. Некоторые из этих вещей не происходят даже в сегодняшнем современном обществе.
Таким образом, это не вопрос того, как я трактую стихи, это вопрос того, как они могут быть правильно истолкованы, и можно отталкиваться лишь на основе знаний истории и знаний того, как стихи были связаны с тем временем, в зависимости от ситуации. Это очень важно, чтобы всем дать понять, что в настоящее время может показаться, что женщины стоят "на одну ступень ниже человека", но с точки зрения истории это не так.
3. Есть ли какие-нибудь ответвления в Исламе? Что ты считаешь близким для себя? Если да, то какие и почему?
Это то, что я предпочитаю держать в себе. Очевидно, что я ближе к суннизму, но я предпочитаю не говорить об этом, только в том смысле, что я не думаю, что это хорошо для Уммы, для нас мусульман продолжать окружать себя стенами из других мусульман, создавая разногласия по поводу небольших проблем, которые развиваются позже во что-то большее, до такой степени, что люди в конечном итоге слепо следуют своим собственным взглядам мазхаба и отвергая другие, сужая свои принятия истины. Это противоречит учению нашего Пророка (саллялаху алейхи уа саллям), плюс я не поддерживаю разногласия внутри Уммы. Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи уа саллям) говорил:
"Иудеи разделились на 71 секту, а христиане разделились на 72 секты. Мой народ будет разделён на 73 секты, и все они будут гореть в Аду, кроме одной". Потом кто-то спросил его: "Кто они такие, о, Посланник Бога?". Он ответил: "Это я и мои сподвижники в вероубеждениях и делах".
Я считаю, что мусульмане должны следовать Корану и Сунне, прежде всего, и по-прежнему оставаться едиными божественным законом, так, чтобы мы были из тех, кто идёт по пути Пророка (саллялаху алейхи уа саллям) и его сподвижников (мир им).
4. Как в твоей жизни поменялись мировоззрения, после того, как ты принял Ислам? И как восприняли окружающие тебя люди, как семья, друзья, коллеги по работе и так далее?
Я считаю себя одним из благословенных Творцом, т.к. имею возможность искать, по милости Всевышнего, свет и истину в Исламе, будучи погружённым в беспорядок и обман под видом истинного христианства церкви Павла. Я был воспитан в католических традициях христианства и всегда интересовался поиском дополнительной информации о Христианстве, но вскоре перестал из-за невежественных проповедников, которые сами не знали, как объяснить основные принципы. Я много читал истории и философии, и экзистенциализм был моим главным предметом изучения, в то время как прочёл большинство книг Ницше, я стал всё больше отдаляться от религии в течение многих лет. Когда я почувствовал, что необходимо вернуться туда, что я оставил, я начал изучать ранние учения первых христиан, истинных последователей Исы (Иисуса), а затем Ислам. Таким образом, считаю, что я прошёл долгий путь, альхамдулиллах, и когда я, наконец, произнёс Шахаду, я почувствовал, что я нашёл себя. Я бы не стал это характеризовать как перемену. Считаю, что это что-то большее, аналогичное смерти и перерождению в новую жизнь, несмотря на то, если вы практиковали какую-либо религию до этого или нет. Я положил своё сердце и душу в осуществление каждого религиозного долга, и я почувствовал себя отдалённым от моего старого мировоззрения, которого я никогда не понимал, и почувствовал себя гораздо ближе к пути, к которому я был предназначен, альхамдулиллях.
Это занимает несколько часов от повседневной жизни. Не обязательно уединяться в размышлениях, ненужно тратить много времени на молитвы, главное использовать часть времени так, чтоб не отвлекаться и тем самым духовно развиваться. Это может привести ко многим хорошим переменам, а также к укреплению вашей морали и правильного поведения в качестве примера.
На протяжении всех этих лет я испытывал огромный жизненный опыт, и за эти годы я понял, что я не слишком интересовался жизнью вокруг меня - не преднамеренно, но потому что делал упор на прямой путь, а не всем остальным - а также вероятно, что многие члены моей семьи и друзья ощутили на себе влияние такого дисциплинированного и преданного образа жизни. Кроме того, я не думаю, что изменения произошли на поверхности до момента, когда они были видны другим людям, и даже когда дело доходит до совершения Намаза, я не откладываю молитву, и даже если этого не происходит строго по графику, мои близкие уже привыкли к этому. Я также планирую свою жизнь так, чтобы практика моей религии всегда происходила, прежде всего, альхамдулиллях. Я работаю дома, так что я могу свободно управлять своим временем, я не планирую поездки или что-нибудь ещё в этом плане во время священного поста Рамадан, я не делаю ничего другого, кроме чтения и изучения своей религии в каждую пятницу недели. И в большинстве случаев, я не строю планы уходить куда-нибудь, если есть шанс, то я не совершаю Намаз в нужное время и соответствующим способом.
Я знаю, что большинство мусульман не могут себе позволить делать это, но я думаю, что мне это легко из-за простого образа моей жизни благодаря Всевышнему Аллаху, так как я не стремлюсь иметь материальный успех. Я не вожу машину, да и не хочу, мне не принадлежит дом, да и не хочу, и я не строю профессиональную карьеру, да и не хочу, так что это легче для людей, которые живут так же, альхамдулиллях.
5. С точки зрения эсхатологии как ты понимаешь обещанное пришествие Махди с Исой аль-Масихом, чтобы уничтожить Даджала и его систему? Каким образом ты представляешь себе это? Что нам ожидать от этого? Что мы можем поделать?
Я верю в смерть Даджала, лжемессии, от рук Исы (Иисуса), мир ему, который отразит время восстановления чистого естественного порядка, и вместе с тем, в конце концов, мир и правда воцарятся. Это будет разрушение всего ложного и, следовательно, противоречащего естественному порядку, представленному в поражении Даджала и тех, кто поверил ему и последовал за ним. Я считаю это событие как самое значительное из того времени, что упоминается в Коране.
"Он (Иисус) является знамением конца света. Нисколько не сомневайтесь в его наступлении и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь" (Коран, 43:61).
Правда есть весьма немного подлинных хадисов, где приход Махди подтверждается нашим Пророком (саллялаху алейхи уа саллям), и, насколько мне известно, что хидая (руководство) нам не так нужна в отличие от того, что Всевышний Аллах к счастью уже дал нам в Коране и Сунне. Таким образом, нам, мусульманам, не нужно ждать Махди, чтобы мы пошли по прямому пути, и мы не должны пренебрегать выполнениями наших обязательств в нашей жизни, прямо здесь, прямо сейчас. Когда придёт Махди, мы должны действовать так же, как и мы действуем сейчас, быть истинными мусульманами и признавать Махди, используя знания, которые мы имеем о нём, чтобы убедиться, кто он на самом деле есть, и, в конечном счёте, следовать за ним, в установлении справедливости на Земле.
Тем не менее, подготовка ко Дню Воскресения, который неизбежен для всех и каждого из нас, и является основополагающим принципом нашей веры, должна быть принята во внимание относительно того, почему мы должны беспокоиться сейчас, сегодня и каждый день об улучшении нашего поведения и морали, нашей покорности Единому, Кто сотворил небеса и землю.
Когда наступит Час Суда, мы будем нести ответственность за все наши поступки, и вопреки тому, что говорят невежды, это не значит, что разгневанный Бог беспощадно наказывает людей, а скорее вершит окончательное правосудие за все поступки, которые мы совершали во время всей нашей жизни.
Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи уа саллям) разъяснил: "Всемогущий Аллах говорит: Всякий, кто совершает добро, будет вознаграждён в десятикратном размере, и Я добавлю больше, а кто совершает зло, будет соответственно наказан или Я прощу (его); и всякий, кто приблизится ко мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть. Если он приблизится ко мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень. Если направится ко мне шагом, то Я брошусь к нему бегом; и всякого, поклонявшегося лишь Мне одному и ушедшему из жизни в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту Землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков". Помните также хадис-кудси: "Моё (Аллаха) Милосердие преобладает над Моим гневом", и не сомневайтесь, что Аллах (субханаху ва тааля) является Самым Милосердным и Всепрощающим и что, как и должно быть, мы будем на суде и мы получим то, каких наград и наказаний мы заслужили, и ничего больше/меньше.
Просто удивительно, как так много людей стало довольным пониманием, что нет Бога, что всё произошло случайно, и что нет никакой цели и смысла жизни. Для меня это отражает, насколько сильно современное капиталистическое общество и их культура повлияли на людей в своих самых глубоких и основных осмыслениях. Это просто смешно, что люди невежественно не видят разницы между истинным и искажённым современным Христианством, не осведомлены тем, что Павел исказил учение Христа и смешал его с греческими языческими традициями, уже было знание того, что Наш Создатель предназначал для нас. Религия предназначена облегчить жизнь людей, сделать связь с Богом более дисциплинированной. Однако это не религия, если она придумывает Бога, и, следовательно, Бог существует независимо от любой религии, и если люди чувствуют себя неудобно из-за институционализированных религий, им просто нужно найти альтернативный путь, чтобы осуществлять эту связь. При несоблюдении конкретной религии не должны использоваться как оправдание, чтобы не верить в Бога. В конце концов, мы встретим истинное правосудие, и Бог знает лучше.