С превеликой радостью презентую краткий мануал по ритуальному кружению (сема) дервишей ордена Маулавийя. В нашем тарикате сема обучал покойный sidi Азиз, близкий мюрид шейха Абдулькадыра ас-Суфи:
"Первым испытанием, которому подвергался кандидат, называлось "обморочным". Это семидневное пребывание в тесной и темной келье, откуда испытуемый выходил только для омовения перед молитвой. Это было испытание на способность терпеть лишения, трудолюбие и прилежание. Принятому в школу давались наряду со знаниями философии учения и навыки ритуала кружения. Занимал этот процесс обучения в среднем месяца четыре и больше: каждый день по два часа утром и вечером. Учили по методике "гвоздя и тростника". Устойчивость при вращении отрабатывалась на специальных досках, в которые были воткнуты гвозди. Семазен отталкивался от пола ногой, называемой "чакр", или "колесо", придавая себе ускорение, другая же нога, опорная, оставалась неподвижной. Пальцами этой ноги танцующий охватывл стержень, вбитый в центр доски. Остальные гвозди были вбиты по окружности на некотором удалении о центра, достаточном для свободного движения правой ноги дервиша, поэтому пораниться можно было только, если потеряно равновесие. В современном обучении гвозди заменяют гибкими пластиковыми прутиками, однако процесс подготовки дервишей не стал от этого проще. Ученик-семазен, приступая к занятиям, целует центральный гвоздь и гладкую поверхность доски, прося тем самым Аллаха устойчивости в движении. Неверные движения рук семазенов также наказывались - ударом тростникового прута. Его сухой щелчок должен был напомнить ученикам о необходимости правильно держать руки.
Таких школ когда-то было множество, затем они практически исчезли, но теперь на волне огромного интереса к наследию Мауляны Джалаладдина Руми они возникают вновь. Ритуал Маулавийи состоит из декламации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнения вертящегося танца, за этим идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв.
Согласно канону, сема происходит в специальном помещении, называемом "семахане". Это просторный квадратный зал, пол которого выслан плотно подогнанными дощечками орехового дерева, отполированными частыми исполнениями сема. В центральной обители дервишей Маулавийи в Конье семахане отведено особое место. В него входят через отдельную дверь, называемую "джумле капысы" (парадный вход). Справа от входа расположены полки для обуви, здесь же дверь в "зюввар" - место для посетителей. Слева - лестница, по которой можно подняться в закуток, отведенный для музыкантов и называемый - "мутрыпхане", он отделен от зала небольшим заборчиком. Гостевая ложа просторна, выстлана коврами и килимами (молитвенными ковриками). Но если гостей много, то их усаживают в "мутрыпхане". Женская половина отделена от общего зала частой сеткой, имеет отдельный вход и располагается над зювваром. Внизу со стороны зюввара - ниша, где восседает чтец Корана; она носит название "михраб". Напротив - кафедра для проповеди (минбар). В середине основного помещения - свободное пространство для исполнителей ритуала. Сам ритуал сема имеет три ступени, каждая из которых доступна определенной категории в дервишеской иерархии:
1. Низшая, естественная сема - такая ступень ритуала, когда слова и музыка приводят исполнителей и слушателей с состояние радостной эйфории.
2. Второй ступени - духовной семы могут достичь лишь люди, способные вникать в божественные откровения, постигшие духовное совершенство.
3. Высшая степень ритуала - божественная сема, когда дервиши - учителя и шейхи чувствуют Бога и внемлют божественным тайнам.
Сема начинается появлением семазенов в высоких цилиндрических шапках и темных широких кофтах поверх белого ритуального одеяния. В ожидании шейха они выстраиваются в линию по периметру Семахане. Шейх - олицетворение Мауляны. Он одет в черное платье, в войлочном колпаке с плоским верхом, обвитом лентами черного и зеленого цвета наподобие чалмы. После традиционного намаза он зачитывает одну из месневи Руми, звучащую как назидание дервишам и присутствующим, а потом занимает отведенный ему пост и произносит молитву сидя. Когда она окончена, один из дервишей-музыкантов встает и читает газель Мауляны из "Диван-и Кабир". Затем исполняется соло на свирели. Ей вторят другие инструменты, звучит прелюдия.
Вот шейх ударил ладонями о пол - и дервиши с молитвой в сопровождении струнных инструментов трижды обходят зал по периметру. Вначале их походка символически тяжела… Постепенно в процессе кружения тело становится все легче и легче… Но прежде, чем дервиши начинают ритуальное вращение, они снимают черные кофты - действие символизирует освобождение души и готовность к восприятию высшей истины. Семазены поочередно целуют руку шейха, а он, благословляя дервишей, целует их головные уборы.
Глава начинает нараспев читать или петь религиозные песни. Под ритмичный стук барабанов вся линия хлопает в ладоши и делает движения головой от плеча к плечу, периодически на выдохе выкрикивая: "Аллах! Аллах!". Маятник раскачивается все глубже и глубже, с большей амплитудой. Когда шейх замечает признаки транса, он резко и громко вскрикивает: "Хаай!", выводя из оцепенения: сознанность, осознанность, осознанность - в любое мгновение вращения, в каждую секунду она должна присутствовать.
И вот начинается собственно ритуал кружения. Первоначально руки танцующих скрещены на груди, затем после нескольких поворотов их поднимают вверх и раскрывают в стороны. При этом ладонь правой руки направлена вверх, а левая - вниз. Глаза дервишей полуприкрыты или обращены вверх (они сами естественным образом закатываются, вы можете видеть лишь глазные белки танцующего). Они кружатся, чуть наклонив к плечу голову, тем самым слегка придавливая сонную артерию, что влияет на циркуляцию крови, помогая естественным образом входить в трансовое состояние.
По ходу ритуала четырежды останавливаются - эти паузы называются "селами" (приветствия). Первая символизирует познание существования создателя. Вторая - знак восхищения вселенной. Третья - в знак любви, порожденной этим восхищением, это переход в состояние бесконечного творения. Последнее приветствие посылается душе, покинувшей плоть для слияния с Богом. Во время эта паузы происходит сольный выход шейха в центр зала. Несколько вращений в невероятно быстром ритме. Во время этого заключительного аккорда все замирают на вдохе. Апофеоз длится несколько секунд - еще один миг - и облегченный выдох… Шейх возвращается на свой пост…
Есть три ступени ритуала, каждая из которых доступна определенной категории в дервишеской иерархии. Первая, низшая, естественная сема - когда слова и музыка приводят исполнителей и слушателей с состояние радостной эйфории. Второй ступени - духовной семы - могут достичь лишь те, кто способен вникнуть в божественные откровения и постигшие духовное совершенство. Высшая же степень ритуала - это божественная сема - дервиши-учителя и шейхи внемлют божественным тайнам…
Последователи Мауляны Джелаледдина Руми до сих пор используют танец-кружение для освобождения духа от тяжести плоти, для выражения своего ликования и благодарности богу за сам факт человеческого существования. Они знают и верят, что эти чувства высочайшей пробы могут быть достигнуты только в мастерстве танца, символизирующего вечное движение Духа…"