Дуют ветры перемен...
Я знавал некоторых людей, которые отучившись в лидирующих салафитских университетах Саудии вроде "Умм аль-Кора", Мединского Университета, возвращались на родину убеждёнными суфиями и традиционалистами. На виду имена современных албанских проповедников, американских. Чего далеко ходить, даже мукаддима устаза Саида-эфенди в Санкт-Петербурге без мало год проучился в Саудовской Аравии и не только не заразился там никакой ересью, но и скупил "Ихья Улюм ад-Дин" имама аль-Газали.
От людей, которые регулярно посещают саудитов, приходится слышать, как step by step трансформируется религиозный климат страны. Никто не отрицает, по-прежнему лавки завалены "опровержениями" на всея суннитов, окромя самих салафитов. Но там же с недавних пор можно с меньшими, нежели ранее проблемами отовариться ортодоксальной и даже суфийской литературой. Сравним это с диктатурой ползучей борьбы с инакомыслием, которую насаждали салафтские муллы. Сейчас этих мулл аккуратно сдвигают, чему подтверждение, во-первых, официальный курс на "васатыйю", во-вторых, наконец-то очухались власти королевства, которые поняли, что их потворством еретикам государство превратилось в дырявое ведро такфира. Не будем списывать со счетов заразившее общество увлечение "прогрессивной" молодёжи, задолбанной муллократами, нелегальными рэйв-пати и... сатанинским блэк-металлом (недавно по слухам отыграл свой концерт бахрейнский блэкарь Narjahannam; его псевдоним в переводе что-то вроде "Адское Пекло"). Это саудовская контркультура. Пока в СНГ "модно" быть салафитом, юноши и девушки, с детства перекормленные салафизмом, отнюдь не разделяют восторгов зарубежных неофитов. Пародия на Ислам, пир которой идёт на Святой земле с 1920-х, постепенно теряет популярность и те молодые, кто жаждет погружения в Традицию, неизбежно обращают свои взоры на суфизм.
Надлом, однако, случился чуть ранее. В 2001 году, когда семнадцать из девятнадцати террористов, атаковавших башни Торгового центра, оказались подданными Саудовской Аравии. Лизоблюдская реакция властей на НАТОвскую интервенцию в Ирак и Афганистан вызвала небывалый ураган внутреннего террора и обвинения джихадистами саудовского истеблишмента в коллаборационизме и неверии. Чтобы как-то их обуздать власти отказали в праве вести образовательную деятельность десяткам радикальных проповедников, а оставшихся поставили на карандаш.
Вот тут-то и произошло заметное потепление климата для суфиев и ортодоксов. Сложно пока судить, планируется ли спайка власти и суфиев, но то, что суфии в КСА теперь не являются открыто прессуемой кастой - факт. Из подполья вышли мюриды и дервиши, с микрофонами стали проводиться публичные мавлиды, читаться салаваты и даруды. Не наведывается полиция на суфийские маджлисы, не воспрещается хранение соответствующей литературы. Для государства псевдо-пуритан послабления существенные. До того опальный, обвинённый салафитами в куфре владыка маликитов шейх Мухаммад аль-Малики вдруг был реабилитирован и начал регулярно консультироваться с монархом (вспомним также программу по спасению дома Саудов шейха Абдулькадыра ас-Суфи, в числе пунктов которой значилось немедленное упразднение салафитских учебных центров и реставрация маликитского мазхаба, как исторической школы Хиджаза). Всё большие ставки делаются на умницу Салмана аль-Ауду, который формально оставаясь салафитом, являет собой прагматичный, умный и мягкий вариант оного. И он в первых рядах тех, кто агитирует за конец антисуфийских репрессий (прошедший мавлид он отмечал в суфийской завии в Джидде совместно с шейхом Фадаком). Даже у нас в Петербурге есть люди - далеко не салафиты - которые потихоньку пиарят статьи аль-Ауды, ибо ясно что его популярность в России - это запал интеллектуальной диверсии в той части салафитов, которая ещё не скатилась до примитивного уровня.
Сегодня саудовский суфизм связан со следующими именами (это только те, про кого известно мне): шейх Сами аль-Ангави. Он сепаратист во имя отторжения от королевства области Хиджаз, вместе с тем суфийский наставник, вместе с тем именитый архитектор с лондонским дипломом (последнее обстоятельство, видимо, обеспечивает ему некий иммунитет). Далее, это сын шейха Мухаммада аль-Малики Sidi Ахмад аль-Малики аль-Макки сотоварищи. Он видная фигура в тарикате Балавийя (Шазилийя-Алявийя), заместивший своего покойного великого отца. Далее это молодой суфийский проповедник, перебравшийся в Саудию из Йемена шейх Саид Хабиб Аднан, который первым стал проводить мало того, что открытые суфийские мероприятия, так ещё и на крыше завии, чтобы все видели и слышали. Далее это наместники шейха Абдульхафиза аль-Макки Сахиба. Далее это уже упомянутый шейх Саид Абдаллах аль-Фадак. Он также на первых позициях в тарикате Балавийя. Далее это шейх Ахмад Машхур аль-Хаддад, который активнейше исследует и пропагандирует наследие именно аравийского суфизма. Далее это мюриды шейха Абдулькадыра ас-Саккафа. Невозможно обойти вниманием и шейха Хабиба Али Джифри. Этот кумир американских традиционалистов, родом из Хадрамаута, ученик покойного шейха аль-Малики и носитель его миссии в Атлантике, он нередкий гость в Саудии, где подолгу останавливается, выступает с лекциями и проводит суфийские церемониалы. Ещё раз повторим, это лишь малая толика суфийских мужей, которые проживают в КСА и сохраняют Традицию в самых неудобных условиях. Мной пока не учтены устазы индо-пакистанского происхождения, которые проживают в королевстве. Кроме одного человека - выдающегося барелвийского (!!!) богослова шейха Мухаммада Ахтара Резы Хана аль-Азхари. Этот шейх тариката Кадирийя прибыл в Саудовскую Аравию в 1986-м году и тут же был арестован. По миру прокатились волны протеста с требованиями выпустить шейха на свободу. Поскольку мюриды шейха аль-Азхари разбросаны от Голландии до Малави (с присущей Барелви безбашенностью), их протесты были услышаны и шейх под расшаркивания дипломатов-саудитов был выпущен в Индию (где за ним, правда, дежурила саудовская разведка).
Не поддающийся моему разумению парадокс: барелвийский богослов в сердцевине салафизма. Тем не менее, за время тюремного заключения шейх аль-Азхари завербовал множество мюридов, которые теперь живут в Мекке и Медине. Для географии саудовского суфизма, концентрирующегося в более либеральной Джидде, присутствие тариката в Харамейне есть неоспоримое достижение.
Кстати, коль речь зашла о Кадирийи. Как-то мне попадался арабо-англо-франкоязычный сайт Кадирийских суфиев, но никак не могу его найти. А жаль там приводилась контактная информация, которая могла бы пригодиться отправляющимся в Хадж вайнахам. Зато удалось найти фотографии современных суфийских шейхов из Саудовской Аравии, чем спешу поделиться:
Подборка одним саудовским суфием видеозаписей суфийского присутствия в Саудовской Аравии