Фатва Мурабита аль-Хаджа о следовании мазхабам

Nov 06, 2013 19:22

С Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том!

Среди наиболее важных ответов, которые я дал, есть мой ответ относительного того заблудшего, кто склонился к отрицанию важности изучения ветвей фикха (фуру'), и мы прибегаем к Аллаху от такого заблуждения. И если бы он просто утверждал иджтихад для самого себя, то Аллах судья для него, но он призывает мусульман оставить то, что является обязательным для них. В нашем ответе такому человеку мы упомянем, что сказали ученые усуль уль-фикха, и что сами имамы фикха сказали об этом вопросе. Что касается называния его заблудшим, то это лишь по той причине что он стремится возложить на простых людей драгоценную степень абсолютного иджтихада (независимого суждения), о котором Мухаммад ан-Набига сказал:

«И иджтихад в стране магрибинцев,
западный феникс унес, улетев с ним».

Я говорю в ответ, что следование за квалифицированным ученым (таклид) является обязательным для каждого, кто не является абсолютным (мутлак) муджтахидом. Я приведу все предварительные условиях для этого, если Аллах пожелает.



(Сиди Абдуллах Ульд Хадж Ибрагим) говорит в своей Мараки ас-Са’уд:

«(Таклид) обязателен для каждого, кто не достиг степени абсолютного иджтихада. Даже если он является ограниченным (муджтахидом), неспособным (совершать абсолютный иджтихад)».

Комментируя этот стих, (Сиди Абдуллах) сказал в Нашру аль-бунуд:

«Это значит что таклид является обязательным для каждого, кто не является абсолютным муджтахидом, даже если он достиг ограниченной степени иджтихад мукайяд . . . [и до слов:] «И спрашивайте людей напоминания, если вы сами не знаете»».

Приводя стих Мухаммада ан-Набига выше, я никоим образом не утверждаю, что всякий иджтихад был прерван в каждой стране. Как (я могу сказать подобное), если сказано в Мараки ас-Са’уд:

«Земля никогда не будет лишена ученого-муджтахида, пока не сотрясутся самые ее основания.»

Там же сказано:

«(Что касается) необходимости следования определенному мазхабу, (ученые) сказали, что это обязательство возложено на каждого, кому недостает (условий иджтихада).»

Сказано в Нашру аль-бунуд:

«Это означает, что каждый, кто не достиг степени абсолютного (мутлак) иджтихада, обязан следовать определенному мазхабу»

Снова, в Мараки ас-Са’уд, Сиди Абдуллах говорит:

«Иджма наших дней на четырех, и не дозволено никому следовать за другим»

Он же говорит в Нашру аль-бунуд:

«Это значит, что иджма ученых наших дней сошлась на четырех мазхабах, и я имею в виду школы Малика, Абу Ханифы, Шафии и Ахмада. Воистину, все ученые запретили следование любой другой школе независимого и абсолютного муджтахида, с восьмого столетия, когда исчезла школа Дауда аз-Захири, и до 12-го и всех последующих».

В главе относительно выведения умозаключений, в Мараки ас-Са’уд, (Сиди Абдуллах) говорит:

«Что же касается того, кто не является муджтахидом, ему не дозволено основывать свои деяния на доказательствах из первичных текстовых источников (Коран и хадис)».

Он говорит в Нашру аль-бунуд:

«Это значит что запрещено тому, кто не является муджтахидом, основывать свои действия непосредственно на тексте, будь то Коран или Сунна, даже если эта передача достоверна, из-за огромной вероятности того, что существуют другие нюансы, такие как отмена, ограничение, спецификация (хасс) для определенных ситуаций, и другие подобные вопросы, которые никто кроме муджтахида не понимает с точностью. Таким образом ничто не может спасти его от (недовольства) Всевышнего Аллаха, кроме следования за муджтахидом. Имам аль-Карафи [1] говорит:

«Остерегайся того, что делают некоторые студенты, берущие хадисы, не зная даже о их достоверности, не говоря уже том, что сказали (имамы) о различных тонкостях, относящихся к ним. Поступая так, они сбиваются сами и сбивают других. И тот кто толкует аят или хадис таким образом, что отклоняется от его настоящего значения без доказательства (далиль), тот кафир».

Что касается условий для абсолютного и независимого иджтихада, они упомянуты в Мараки ас-Са’уд, в следующих строках:

«И это (слово «факих») [2] является синонимом (слова) «муджтахид» в соединении с теми вещами, что возлагают (на него) бремя ответственности.

Такими как - обладание острым умом от природы. И есть разногласия относительно того, о ком известно что он отрицает кыяс (правовые аналогии).

Он знает (правовые) обязательства через доказательства разума, если только ясное текстовое доказательство не указывает на иное».
(Сиди Абдуллах) говорит (в своем комментарии) Нашру аль-бунуд:

«Это значит что среди условий иджтихада - что (муджтахид) должен знать довод разума, которое является основополагающим условием (аль-бара'ату аль-аслийя) [3] до тех пор пока доказательство из текста не указывает на иное».

Затем он перечисляет другие условия для муджтахида:

«Он должен овладеть (науками) грамматики (нахву), поэтических размеров (мизан), филология (люгат), вместе со знанием усуля и риторики (баляга).

Согласно ученым (ахлю дабт), (он должен знать) где могут быть найдены положения Шариата (ахкамы), помимо запоминания самих текстов (матнов).

(Все это должно быть ему известно) хотя бы на среднем уровне мастерства. Он также должен знать вопросы, в которых есть иджма.

(Более того, он должен знать) такие вещи как условия хадиса ахад и мутаватир. Также обязательно для него знание о том, что достоверно, а что является слабым.

Далее, (знание) отмененного и отменяющего, также как (знание) причин ниспослания аятов или передачи хадисов, также являются необходимыми условиями.

Состояния передатчиков и сахабов (также должны быть известны ему)».

Таким образом, ты можешь следовать любому, кто соответствует этим условиям, упомянутым выше, согласно достоверному мнению.

Итак, рассмотри все вышесказанное, да смилуется над тобой Аллах, и реши для себя, описывается ли твой товарищ этими качествами и соответствует ли он этим условиям - и я очень сомневаюсь в этом. Скорее всего, он просто привлекает к себе людей своим требованием, чтобы люди нашего времени брали свои решения непосредственно из Корана и Сунны. С другой стороны, если он не соответствует необходимым условиям, дальнейшая дискуссия будет бесполезна.

В книге шейха Мухаммада Улейша, Фатх аль-Али аль-Малик, содержится много сильных опровержений тем, кто стремится заставить людей бросить изучение ветвей фикха и брать прямо из Корана и Сунны. Текст с вопросом, заданным ему, следующий:

«Что ты скажешь про того, кто следовал одному из четырех имамов, да смилуется над ними Аллах, а затем оставил это, провозгласив, что он может выводить свои решения прямо из Корана и достоверных хадисов, то есть оставив книги по фикху, и склонившись к мнению Ахмада ибн Идриса? Более того, он говорит тому, кто держится за речи имамов и их последователей: «Я говорю тебе «Аллах и Его Посланник сказали», а ты мне говоришь: «Малик сказал», «Ибн аль-Касим сказал» или «Халил сказал»».

На это имам Улейш отвечает:

«Мой ответ на все это будет следующим: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, Посланнику Аллаха. Не дозволяется обычному человеку оставлять следование четырем имамам и брать прямо из текстовых источников, Корана и хадисов, по той простой причине что для этого требуется очень много условий, которые были разъяснены в книгах по усулю. Более того, эти условия редко встречаются (даже) у великих ученых, особенно в наши последние дни, когда Ислам стал чуждым, также как пришел чуждым»

Ибн ‘Уяйна, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Хадисы - источник заблуждения для всех, кроме фукаха.”

Он имеет в виду, что люди не являющиеся учеными, могут толковать хадисы, основываясь на их буквальном значении, тогда как (хадис может) иметь другое толкование, основанное на других хадисах, разъясняющих его значение, или на доказательствах, скрытых (от обычных людей).

После длительного обсуждения, он замечает:

«Что же касается их слов: «Как вы можете оставить ясные коранические аяты и достоверные хадисы, и следовать имамам в их иджтихаде, который очевидно может быть ошибочным»», ответ им следующий:

«Воистину, следование за нашими (праведными) имамами не является оставлением аятов Корана и достоверных хадисов, но это самая суть следования им (Корану и Сунне) и извлечения наших решений их них. Ибо Коран не дошел до нас кроме как через этих самых имамов (которые более достойны для следования) в силу того, что они более знающи чем мы (в знаниях) отмененного и отменяющего, абсолютного и условного, многозначного и однозначного, вероятного и ясного, обстоятельств откровения и его различных значений, также как их возможных толкований и различных лингвистических и филологических соображений, (не говоря уже) о других разных необходимых вспомогательных знания (участвующих в понимании Корана).

«Кроме того, они взяли все это от учеников сподвижников (таби'инов), которые получили свое наставление от самих сподвижников, а те получили его уже от самого законодателя, да благословит его Аллах и приветствует, сохраненного от всякой ошибки, и который свидетельствовал что первые три поколения мусульман будут достойными и праведными. Более того, хадисы также дошли до нас с их помощью, учитывая что они были более знающими чем те, кто пришел после них, в (знании) того какие передачи (риваяты) являются достоверными (сахих), хорошими (хасан), а какие слабыми (даиф), также как риваяты марфу'у [4], мурсаль [5], мутаватир [6], ахад [7], муд'аль [8] и гариб [9]».

«Таким образом, что касается этой группы, существуют только одна из двух возможностей: или они приписывают невежество имамам, чье знание согласно иджме достигло человеческого совершенства, как упомянуто в в некоторых хадисах правдивого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или же они приписывают невежество и отсутствие дина имамам, которые все входят в лучшее поколение, чем засвидетельствовал сам благородный Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Воистину, не глаза слепы, а сердца, находящиеся в груди.

Что касается их слов тому, кто следует за Маликом, например: «Мы говорим тебе «Аллах говорит» или «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорит», а ты отвечаешь: «Малик говорит» или «Ибн аль-Касим говорит» или «Халил говорит», например», наш ответ на это в том, что мукаллид, говорящий «Малик сказал...и т.д.», имеет в виду, что Малик говорит, опираясь на свое глубокое понимание Слова Аллаха или слова Посланника или тех кто строго придерживается деяний сподвижников, или таби'инов, которые ясно понимали Коран и слова Посланника Аллаха, или взяли себе в пример деяния Его Посланника». А значение слов: «Ибн аль-Касим говорит . . .» в том что он (искренне) передал то, что сказал Малик основываясь на своем понимании Слова Аллаха, или в том, что сам Ибн аль-Касим понял из слов Всевышнего Аллаха. Значение же слов, например, «Халил сказал. . .», в том что он только передает от упомянутых имамов. Что касается Малика и Ибн аль-Касима, оба они являются имамами, чей духовный и научный авторитет подтвержден иджмой этой Уммы, и оба они из лучших поколений.

А что касается того, кто оставил их руководство и говорит: «Аллах сказал и Его Посланник сказал. . .», тот полагается исключительно на свое собственное понимание, несмотря на то что он не в состоянии владеть точностью в аятах и хадисах, цитируемых им, так как он не способен даже привести цепочку передатчиков, не говоря уже о том, что ему не хватает знаний относительного отмененного, абсолютного и условного, неоднозначного и ясного, очевидного и контекстуального, общего и специфического, размеров арабской речи и причин ниспослания, различных лингвистических деталей, и других необходимых вспомогательных наук. Итак, реши для себя, что предпочтительнее: слово мукаллида, который просто цитирует понимание Малика, имама согласно иджме, или слово невежды, говорящего «Аллах сказал и Его Посланник сказал...». Воистину, не глаза слепы, а сердца, находящиеся в груди.

Затем, знай что корень этого заблуждения исходит из захирии [10], которая появилась в Андалузии и чья сила увеличилась с того времени как Аллах уничтожил все их следы, пока эта маленькая группа людей не приступила к возрождению их убеждений. Имам аль-Барзули сказал: «Первым, кто начал нападать на Мудаввану [11] был Саид бин аль-Хаддад».

Если ты изучишь упомянутые тексты, то поймешь, что тот, кто предостерегает тебя от следования (за имамами), воистину заблудший. И я использую слово «заблудший» чтобы описать его, только потому что ученые (до меня) называли эту группу и этот мазхаб заблудшими. Более того, ты должен знать, что тех кто осуждает твое следование за имамами, полностью опроверг Мухаммад аль-Хадир бин Майяба, самым сильным опровержением, и он сам назвал их в своей книге «людьми заблуждения и ереси». Он назвал свою книгу «Опровержение людей заблуждения и ереси, нападающих на следование (таклид) за имамами муджтахидами», и у меня была копия этой книги когда-то, но сейчас уже нет. Итак, мой брат, я со всей серьезностью предостерегаю тебя от следования за мазхабом этих людей, и даже от нахождения в их обществе, кроме как при абсолютной необходимости, и особенно от слушания всего что они говорят, ибо ученые назвали их идеи заблудшими. Ибн аль-Хадж говорит в своей книге Аль-Мадхаль:

«Сказал Умар ибн Абдуль-Азиз: ‘Никогда не давай тому, чье сердце заблудилось, доступ к твоим ушам, воистину ты никогда не знаешь, что может в тебе отложиться»»

Я прошу Аллаха сделать тебя и меня их тех, кто прислушивается к словам и следует за лучшими из них.

Мурабит аль-Хадж, Мавритания



Примечания:

[1] Ахмад ибн Идрис Шихабуддин ас-Санхаджи аль-Карафи аль-Малики родился в Египте в седьмом веке, и умер здесь же в году 684. Он был одним из величайших маликитских ученых, живших когда-либо и особенно известен своими работами по усуль-уль-фикху. Он был мастером арабского языка и написал замечательные работы по грамматике. Его книга аз-Захира это 14-томная работа, опубликованная недавно в Эмиратах, рассматривающая маликитский фикх с доказательствами из источников по усулю. Имам похоронен в Карафи в Египте, около имама аш-Шафии, да будет милостив Аллах к обоим.

[2]Сиди Абдуллах говорит в своем комментарии на этот стих, что факих это синоним муджтахида в науке усуль. Существует разные типы факихов. Факих согласно школе ученых усуля это тот, кто достиг степени иджтихада. Согласно ученым фуру', факих это тот кто достиг степени знания, на которой он может давать достоверное правовое мнение. Это последнее определение является важным относительно талантов, относимых к фукаха. См. Нашру аль-бунуд 'аля Мараки ас-саaуд, Китаб аль-иджтихад филь-фуру'у (1409 г.х. Бейрут: Мактабат аль-Кутуб, стр. 309)

[3]Основополагающее условие заключается в том что Аллах не требует от человека совершать что-либо, кроме тех вещей, у которых есть сильный довод, переданный от пророков, мир им всем, и что человек спрашивается лишь за те вещи, за которые он явно ответственен. Все остальные вещи считаются дозволенными, по причине отсутствия довода, указывающего на их недозволенность.

[4] Хадис, цепочка (санад) которого восходит к Пророку, мир ему и благословение Аллаха.

[5] Хадис, который передается табиином от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), при том что сподвижник (сахаб) пропущен в иснаде передатчиков.

[6] Хадис, приходящий от такого большого количества передатчиков, что он может являться абсолютным доводом.

[7] Хадис, у которого в каком-либо месте иснада присутствует лишь один передатчик.

[8] Хадис, у которого в иснаде отсутствуют два человека подряд.

[9] Хадис, переданный надежным передатчиком, но больше никем другим.

[10] Захирия - последователи мазхаба Дауда аз-Захири.

[11] Мудаввана: книга имама Сахнуна, в которой передаются мнения имама Малика в фикхе.

Имам аль-Карафи, фатвы, Мухаммад Улейш, Мурабит аль-Хадж

Previous post Next post
Up