Расскажу немного про выходные. Съездили мы в Вологодскую область, на узкоколейки.
До Чаронды так и не добрались (не успели:-( ) но поездка вышла насыщенной.
К моему удивлению, нас собралось много, - до 12 человек на одном из этапов путешествия. Однако люди подобрались на редкость самостоятельные, опытные и интересные в общении. Познакомился с замечательной жизнерадостной девушкой и горной туристкой Сашей Пивоваровой
berezkariki и её друзьями Аней и Колом, которые неожиданно присоединились к нам за минуту до старта поезда; с геологом и краеведом
uchazdneg и его женой Верой; с
mephistopig, много путешествующим по ведомственным железкам и горам. Были и мои давние друзья: Катя Люманта,
vgromov, Игорь Лысенков. Компания отличная, в общем.
Дима Мосейчук с Антоном Онежским присоединялись к нам на узкоколейных участках. Почему-то они были наиболее коммуникабельны в общении с местными людьми.
Утром вышли с котласского поезда в Семигородней. Станцию узкоколейки нашли не без труда (давно я сюда не забирался), вскоре подъехала Катя (она возвращалась из Архангельска и Каргополя). С Игорем пошли в диспетчерскую. Двухэтажный покосившийся домик с разгромленным первым этажом. На стене плакаты
эпохи 500 тыс куб м/год и ежедневного пассажирского до лесопункта Дружба. Дежурная встретила нас очень радушно. Выяснилось, что лес добывают на ветках 18-го и 21-го километра, что дальше, - точно никто не знает. С утра уходят 2-3 тепловоза со сцепами. Есть и рабочие поезда: рано утром (5.30-6.00) на 21-й уходит тепловоз, а в 7.30 на 18-й - тепловоз с классным вагоном. Возвращение, - в лучшем случае поздно вечером, часов в девять, если поезд не свалится, что бывает часто. С Томашкой сообщение редкое, там то ли есть ещё рельсы, то ли уже нет, и вроде бы в последнюю пятницу месяца туда ходит пассажирский забирать безработных для регистрации на бирже труда в Харовске. Зарплаты там... Вот эта женщина, она дежурную заменяет на время отпуска, а так она дорожник, и получает 4000. Машинисты получают ненамного больше.
На поезде 7.30 решили доехать до шестого километра, вернуться и поехать в Харовск смотреть затмение. Так и поступили. Вагон был нами наречён "очень жёстким": лавки почти отсутствуют, через дыры в полу можно наблюдать рельсы. Шёл поезд резво - километров под 30, и через полкилометра после того, как мы с него спрыгнули, судя по внезапной остановке, сошёл с рельсов.
Вернувшись в Семигороднюю, расположились на вокзале. Наглая собака украла у нас мороженое.
В Харовске шла подготовка ко дню города, вовсю ставили скамейки, подстригали кусты, красили фасады. Здесь можно процитировать Илью Саплина: "Городок очень тихий, в нём чувствуется некий совковый колорит. Когда гуляешь по улицам, кажется, что попал в 70-80-е годы: трёхэтажные "брежневки", культ-масс-просветительские учреждения, характерная атрибутика повсеместно. Разве что иномарки да рекламные вывески кое-где нарушают иллюзию...". Всё так. И памятник Ленину, стоящий посреди пустыря, и "телескопические" трубы котельных, и написанные от руки объявления на стенах, и по-советски вкусная и дешёвая столовка Райпо.
Затмение встретили на окраине города, загорая на каком-то холме. Через двойные тёмные очки видно было выщерблину на солнечном диске. Без очков же солнце как солнце. Как заметил Виталий: "на Солнце можно смотреть целых два раза: сначала правым глазом, а потом левым" :)
Самое примечательное место Харовска - двор жилого дома, в котором стоит вот такая избушка и паровоз-памятник со шпалопропиточного завода.
На приятной лесной остановке Аламбаш мы приготовили и съели еду и уехали в Кадниковский, где, как известно, начинается Митинская узкоколейка. По пятницам в 22 часа в лесные посёлки Яхренга и Бекетово-42 ходит пассажирский поезд. На него уже претендовали человек тридцать местных, многие из них пьяны до невменяемости. Поэтому разместились мы не в классном вагоне, а на открытых платформах с железными будками, в которых перевозят продукты для поселковых магазинов, сейчас же на них стоят ещё и школьные парты и стулья. Что ж, так интереснее, больше увидим, не будем дышать сигаретным дымом и слушать мат. К слову сказать, в прошлое посещение, когда мы были здесь с Егором Паагиревым и его друзьями, нам не разрешили так ехать. Сейчас же проблем не возникло.
Тронувшись, проезжаем немного и встаём: в вагоне разбушевался какой-то гопарь из Яхренги. Другие пассажиры вскоре его утихомирили, и поезд пошёл дальше. Дорога идёт по узкому коридору в лесу. Трясёт слабо, вопреки моим прогнозам даже ни один стул не упал. Разгонялись мы на прямых километров до сорока в час, чуть не взлетая. Тем не менее, до Яхренги ехали больше часа.
В Яхренге начался дождь, и мы перешли в классный вагон. Пассажиров уже немного. Один ребёнок очень хотел постоять в тамбуре, у открытой двери, но его бабуля яростным криком возвращала его на место. Мальчишку было очень жаль: скоро здесь узкоколейки не будет, и даже вспомнить будет нечего...
Подъезжая к Бекетову, поезд чуть не столкнулся с трактором разбиральщиков. Это в два ночи под проливным дождём, во время прохода пассажирского. И разбиральщики, вроде бы, не левые а леспромхоза. Всё это странно. Объехали их вагонами вперёд по другой стороне бекетовского треугольника. На Плосково, кстати, линия разобрана :(
Бекетово. Дождь кончился, но вокруг сыро и тоскливо. Где-то на севере ещё видно зарево, - в третьем часу ночи! Белые ночи ещё в силе. Нашли заброшенное общежитие с выбитыми окнами. Крыша цела, сухо, есть каменная печка. Живём! Михаил "придумал ужин" из макарон, супов и тушёнки, и вскоре те из нас, кто предпочёл еду сну, встретили ранний рассвет. Разговорились о велосипедизме: Саша Пивоварова и Михаил часто ездят на работу и вообще по городским улицам на велосипеде, я же не могу понять, зачем надо мощно вдыхать выхлопные газы и ежеминутно рисковать быть сбитым каким-нибудь идиотом, или даже просто поцарапать чью-то машину. Велосипед, по-моему, отлично подходит для тропинок в лесу и дорог с небольшим движением, но город... брррр...
Потом всё же немного поспали. Утром я раскочегарил печку. Вскоре, увидев дым пришла хозяйка дома и ультимативно исполнила арию "Все в сад!". И мы пошли в Тигино.
По единственной улице Бекетово идёт ветка узкоколейки. Автомашин почти нет: добраться сюда на резиновых колёсах очень непросто. Зато почти у каждого есть съёмная мотодрезина - "пионерка".
Лесная тропа от Бекетово до озера Долгое очень живописна: слева поросший ёлками склон, справа болотистая речка, то тут, то там просторные поляны, на которых хочется полежать, глядя в небо и забыв об убегающем времени.
У озера Долгое осмотрели нежилую деревню Неклюдиха. Подходы к домам заросли двухметровым иван-чаем. Сами дома крепкие, северные.
Искупались в озере (только
berezkariki и я). Вода тёплая, прозрачная. Пожалуй, это самое приятное воспоминание от похода.
В Тигино на попутной маршрутке добрались до Вожеги, где по случаю Дня посёлка проходила Троице-Енальская ярмарка. Из неприятных впечатлений - галимый попс на полную громкость из колонок и закрытая кухня в "длинной блинной", из приятных - чистые улочки, надувные горки для детей на ярмарке, новая деревянная церковь в завокзальной Вожеге, а также футболки "Вожега - райское наслаждение" с пальмами и тропическими цветами, одну из которых я купил.
Билетов в Москву не было! Опасаясь опоздать на работу, решили добираться докуда сможем на электричках. Ночью в палатке были вслух зачитаны "Сказки народов мира". Сказки порадовали запредельным идиотизмом, особенно мне понравилась американская про лесоруба Поля Баньяна. Когда Поль Баньян собрал 680 бобров, которых заставил валить деревья в полосе отчуждения железнодорожной линии, мы обессиленно ржали, корчась на полу.
А на следующий день - езда на электричках, прогулка по Ярославлю и Москва.
Спасибо всем!
Фотоотчёты других участников:
http://fotki.yandex.ru/users/begizov/album/49081/ - Дима Бегизов
http://picasaweb.google.ru/felt2day/20080708 - Катя, фотографии из Архангельска, Каргополя, с этих УЖД, а также Ферапонтова.
http://berezkariki.livejournal.com/7652.html#cutid1 - Саша. Семигородняя.
http://berezkariki.livejournal.com/7832.html#cutid1 - Саша. Харовск, и поход из Бекетово в Тигино.
http://berezkariki.livejournal.com/8058.html#cutid1 - Саша. Возвращение домой.
http://uchazdneg.livejournal.com/58278.html - Михаил. Митинская узкоколейка
http://uchazdneg.livejournal.com/58068.html - Михаил. поход Бекетово - Тигино и Вожега.
http://uchazdneg.livejournal.com/58385.html - Михаил. Спас-Каменный, куда они с Верой заплыли по дороге.