Вилла д’Эсте (Villa d’Este), шедевр садово-парковой архитектуры Возрождения, - предтеча и прототип Версаля, Петергофа и других европейских садов.
Тиволи - древний город, раскинувшийся на склоне Сабинских гор. Он был основан в XIII веке до н.э. и назывался Тибур (Tibur). Именно поэтому дорога, идущая к нему из Рима, названа Тибуртина ( via Tiburtina).
Из-за близости к Риму (всего 24 км), великолепия пейзажа и целебных термальных источников в местечке Баньи ди Тиволи (Bagni di Tivoli), которые высоко ценились еще с античных времен, этот город всегда привлекал знаменитых людей разных эпох.
Здесь жили Гораций, Меценат, Катулл, римский император Август превратил город в модное место отдыха для римской аристократии, а император Адриан выстроил огромную виллу, крупнейшую из сохранившихся на сегодняшний день.
Башни замка Папы Пия II, который чаще называют Rocca Pia (Рокка Пиа).
Римские императоры и аристократы украшали окрестности Тиволи роскошными виллами и неповторимыми по своей красоте парками и садами. Любовь и интерес писателей, поэтов, людей, страстно увлеченных искусством, побудил их на посещение этого античного города и упоминание о нем. Все это оставило следы в его истории - в полотнах, стихах, очерках.
Главная площадь Тиволи (Piazza Giuseppe Garibaldi). В основании современной скульптурной композиции "Арка Отцов-основателей" (Arco dei Padri Costituenti) итальянского скульптора Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro, автор шара в Ватиканских садах) - золотые яблоки, связанные с именем Геракла. Считается, что этот мифологический герой является прародителем рода д’Эсте.
Вилла кардинала Ипполито д'Эсте в Тиволи (XVI век)
Всемирно известная итальянская Вилла д’Эсте, созданная в 1550 году, является объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
Бывшая когда-то монастырем, за несколько десятков лет руками умелых мастеров постройка с прилегающим парком была превращена в архитектурный шедевр. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы».
На территории виллы гармонично сочетаются райский сад и дворец, богато украшенный фресками и гобеленами. Вилла расположена на склоне холма по направлению к Риму и наполнена чередой водных объектов, множеством разнообразных фонтанов, гротов и водоемов, и по праву считается самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии.
Комплекс виллы находится на окраине города Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа.
История
Вилла д’Эсте принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (Ippolito II d’Este), сыну знаменитой Лукреции Борджа и Альфонсо д’Эсте. Кардинал в свое время был оттеснен Юлием III с папского кресла и отправлен в город Тиволи в качестве губернатора.
Ипполит II был большим ценителем культуры и искусства, поэтому новая резиденция, бывший монастырь, не произвела на вельможу, привыкшего к роскоши, должного впечатления. По этой причине кардинал решил разбить вокруг замка парк, несравненный по своей красоте. Начало разработки проекта пришлось на 1550 год, однако окончательная версия была утверждена кардиналом лишь 10 лет спустя. Автором проекта стал Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) - архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте - многоуровневый садово-парковый комплекс.
Обновление парка началось в 1605 году приемником Ипполита, Алессандро д’Эсте (Alessandro d’Este), который для этих целей привлек великого архитектора Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini).
В начале XVII века потомок Ипполито II д’Эсте - кардинал Алессандро д’Эсте - решил обновить парковый ландшафт. Работы продолжались несколько десятилетий, в 1660-1670 годах в проектировании принимал участие выдающийся скульптор Бернини.
Вскоре вилла, в виду отсутствия надлежащего ухода, пришла в плачевное состояние: водопровод, питавший многочисленные фонтаны, устарел, статуи и декоративные постройки стали рассыпаться, парк приобрел неухоженный вид.
Имение перешло во владение Франца Габсбурга (нем. Franz Habsburger), а в преддверии Первой мировой войны - эрцгерцога Франца Фердинанда (нем. Franz Ferdinand). По окончании военных действий вилла была национализирована государством. Последняя реставрация проводилась после завершения Второй мировой войны.
Первое, что обращает на себя внимание при входе в здание, - потолок:
Прежде и на ярко окрашенных нынче стенах были росписи, но они осыпались.
Также обращает на себя внимание голова, выполненная из камня травертина (который добывали в Тиволи для Колизея):
Мы вышли во двор, где прежде был монастырский клуатр:
Самая интересная часть двора - фонтан Венеры. Он был создан Рафаэлло Сангалло в 1568-69 гг.:
По обеим сторонам стоят дорические колонны, сверху - мраморный бюст императора Константина (IV век).
Основным элементом является статуя спящей Венеры. Ее охраняют белые геральдические орлы рода д’Эсте.
А потом мы вновь вошли в здание, где на разных ярусах были балконы и лоджии, с которых отрываются сочные виды на окрестности, на нижние ярусы, на сад. Так постепенно мы спускались в сад:
Фонтаны виллы д’Эсте
"Театр воды" - так современники называли сад виллы д‘Эсте.
Главным богатством виллы д’Эсте являются фонтаны, оказывающие чуть ли не магическое воздействие на всех, кто попадает в зону их влияния. Сегодня на территории виллы насчитывается более пятисот фонтанов.
Прекрасному саду (который занимает почти 4 гектара), созданному кардиналом Ипполитом II, требовалось водоснабжение, поэтому были сооружены каскады, каналы, пруды, фонтаны, водяные струи и водопады. Все это не только радовало глаз, но и выполняло функцию водообеспечения: в чаше одного фонтана стирали и полоскали белье, в прудах разводили рыбу. Гости кардинала с удовольствием ловили рыбу, которую потом съедали на трапезе.
Все они были тщательно спланированы архитекторами и несут свой философский смысл. Как и все архитектурные шедевры, созданные в период эпохи Возрождения, местный сад также не лишен некоего политического подтекста. Не меньше в нем и романтичности.
Фонтан Рометта (La Rometta)
Вид на фонтан с верхнего яруса
Ла Рометта в переводе означает «Маленький Рим». Фонтан Рометта - Древний Рим в миниатюре. Все составляющие фонтана выполнены в стиле Рима того времени: арки, обелиски, колонны. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне (1567-1570).
В центре экспозиции находится статуя Ромы Победоносной.
Капитолийская волчица, кормящая основателей Рима - Рема и Ромула.
В миниатюрной копии Рима были собраны наиболее примечательные памятники или символы Вечного города.
Лодка с обелиском - аллегорическое изображение Тибрского острова, или острова Тиберина в Риме:
Овал из вечнозеленого самшита символизирует Колизей:
Развалины символизируют римский Капитолий. На его фоне - канал, представляющий слияние двух рек: Тибра, статуя которого помещена в грот, и Аньене, которая обтекает скульптурное изваяние:
Фонтан дель Биккьероне (Fontana del Bicchierone)
Фонтан дель Биккьероне, сооруженный через сто лет после проведения основных работ, выглядит как большая рюмка, стоящая на дне огромной ракушки:
Работа принадлежит известному скульптору Джану Лоренцо Бернини, поэтому фонтан называют еще кубок Бернини.
Как видим, струи довольно низкие:
Бернини лично наблюдал за ходом его строительства и сам регулировал силу подачи воды и высоту струй фонтана, чтобы они не загораживали вид на соседний фонтан.
Аллея Ста фонтанов (Le Cento Fontane)
Это одна из самых знаменитых достопримечательностей виллы.
Аллея 100 фонтанов необыкновенно эффектна, благодаря тому, что здесь чередуются веерообразные фонтаны со струящимися каскадами.
Нижний ярус состоит из струящихся масок, которые укутаны зеленым стебельками адиуантума, именуемого также "Венерин волос". Листва этого растения обладает свойством отталкивать воду, благодаря чему она не мокнет.
Своеобразные скульптурные маски иллюстрируют «Метаморфозы» Овидия.
Фонтан драконов (Fontana dei Draghi)
Фонтан драконов выполнен в виде четырех драконов, застывших спинами друг к другу, а их лица, низвергающие воду, обращены к посетителям. (Драконы обросли мхом, и больше напоминают леших).
Фонтан был выполнен в течение одной ночи в сентябре 1572 года в честь приезда папы Григорий XIII, на гербе которого присутствуют драконы, гостил на вилле.
Двор фонтана Совы
Мозаичное украшение с изображением золотых яблок Гесперид (обладательниц золотых яблок).
Интересно, что в свое время этот фонтан создавал музыку - благодаря гениальному автомату, изготовленному французским инженером фонтанов Люком Леклерком, установленном в 1566 году перед фонтаном органа на другой стороне сада. В нише было двадцать окрашенных бронзовых птиц, поставленных на две металлические оливковые ветви. Каждая птица пела отдельную песню, созданную водопроводной водой и воздухом. Появлялась механическая сова, и птицы переставали петь; затем, в конце спектакля, все птицы пели вместе. Эта музыкальная особенность восхищала и копировалась в других европейских садах, и действовала до конца XVII века. Фонтан нуждался в постоянном ремонте из-за воздействия воды на его тонкий механизм, и к XIX веку был полностью разрушен. Декоративные элементы фонтана были полностью восстановлены в 1930-е годы.
В саду виллы д’Эсте растут айвовые деревья:
Айва, конечно, не яблоки. Тем не менее, эти деревья символизируют 12-й подвиг Геракла, совершая который он должен был сорвать золотые яблоки в саду Гесперид. Геракл, как говорилось выше, считается покровителем этого региона и одним из предков рода д’Эсте.
Фонтан «Орган» (Fontana dell’Organo)
В отличие от своего собрата, этот фонтан производит музыку - несколько раз в день, в определенные часы.
Сегодня мы слышим орган после долгой и сложной реставрации в 2003 году. Теперь он имеет 144 трубы и исполняет четыре пьесы эпохи Возрождения. В общей сложности четыре минуты звучания.
Фонтан «Орган» истинное чудо гидротехники. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб.
Сам фонтан был изготовлен французским инженером фонтанов Люком Леклерком и его племянником Клодом Венардом. После смерти Леклерка Венард изобрел оригинальный механизм водного органа, который был установлен в 1571 году.
Фонтан был первым в своем роде и удивил всех, кто его слышал. Папа Григорий XIII посетил виллу в 1572 году в сопровождении своего двора и он настоял на том, чтобы осмотреть внутреннее пространство фонтана, чтобы узнать, нет ли человека внутри, который играет на органе.
Фонтан Нептуна (Fontana di Nettuno)
Фонтан, созданный в 1661 году знаменитым скульптором Джаном Лоренцо Бернини, почти полностью был разрушен. В 1927 году его воссоздал Аттилио Росси. Фактически новый фонтан органично вписался в общую композицию парка.
Скульптуру Нептуна скрывает каскад воды, ниспадающий из фонтана Орган (в центре снимка).
У этого фонтана начинаются прямоугольной формы пруды. Они по сегодняшний день используются для разведения рыбы.
Овальный фонтан
Овальный фонтан, один из первых фонтанов в саду, и один из самых известных, назван так благодаря свое форме.
Он был спроектирован архитектором виллы Пирро Лигорио как водный театр, распыляющий воду в различных направлениях. Его строительство было начато в 1565 году и завершено в 1570 году. Его создали инженеры фонтанов Томасо де Комо и Курцио Маккароно и скульптур Раффаэлло Сангалло.
Вода из многочисленных фонтанов стекает в круглый бассейн.
Над фонтаном возвышается искусственная гора с гротами и cтатуя пророчицы Сивиллы.
Фонтан Дианы Эфесской
Известен также как фонтан матери-природы, богини плодородия.
Гроты
Спасительная прохлада - в гротах. Вместе с тем фонтаны гротов создают звуковой фон: шум дождя, звенящего ручейка...
...или шум водопада
Click to view
Апартаменты кардинала
Главный вход виллы ведет к старым кардинальским апартаментам, которые были созданы специально для Ипполита II.
Достаточно скромный снаружи дворец
The Cenacolo, or Gran Loggia
На самой большой лоджии устраивались вечерние трапезы, и гости наблюдали закат солнца.
Интерьеры залов поражают великолепием.
Роскошное оформление виллы должно было подчеркнуть ее статус культурного очага, где планировалось проводить встречи представителей искусства. Отделка внутренних помещений замка началась в 1563 году и к моменту смерти кардинала (1572 год) была практически закончена.
Главным художником внутреннего пространства виллы был назначен Ливио Агрести, позже его сменил Федерико Дзуккаро. Строительство и декорирование внутренних покоев продолжались вплоть до смерти губернатора (1572 год).
Апартаменты кардинала до сих пор хранят прекрасные фрески и лепнину, передающие неповторимую красоту стиля былых времен.
Стены 27 залов были украшены фламандскими гобеленами, резьбой по дереву, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).
Поражает ряд имитациий: искусно выполненные скульптуры оказываются рисунками на плоском мраморе. В залах по нескольку дверей. Какие-то из них настоящие, а есть и нарисованные.
Версия "художественных дверей" такова: владелец замка боялся за свою жизнь, и приказал нарисовать несколько фальшивых дверей. Он надеялся, что благодаря им сможет спастись во время покушения: преследователи потеряют время на фальшивые двери, а сам он воспользуется реальной дверью.
Но эта версия, похоже, не выдерживает критики: а как тогда объяснить нарисованные окна, стенные шкафы?
Зал охоты
Этот Зал создавался позже других (примерно с конца XXVI по XVII век), и выполнен в отличном от других Залов стиле.
В нем нарисованы сцены охоты, охотничьи трофеи, деревенские пейзажи, и даже сцены морских баталий.
Пейзаж в Зале Моисея:
Бывший фонтан в Зале Венеры;Потолок в Зале Венеры:
Зал Фонтана
В этом зале кардинал принимал гостей, устраивал концерты. Центральной фигурой является фонтан со скульптурами и разноцветными керамическими украшениями, отделанный морскими ракушками и драгоценными камнями. Чаша держится на двух каменных дельфинах.
На потолке - мифологические сцены
На стенах - полотна с пейзажами и виллами
Зал Благородства
Камин
На панно - аллегории добродетели и гуманитарных наук
На боковых участках стен нарисованы бюсты античных философов и законотворцев (Пифагор, Платон, Диоген, Сократ и др.)
В центре потолка находится работа Цуккаро, на которой изображена фигура Благородства, окруженная своими помощницами - Великодушием и Щедростью.
Внутри многоуровневого парка ряд аллей, много зелени, цветов.
Прославленные в воспоминаниях писателей вековые кипарисы:
Мемориальная доска в память о пребывании на вилле Ференца Листа:
С 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал композитор Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 году, Лист сыграл один из своих последних концертов.
Полюбоваться шедеврами виллы в свое время приезжали Марк Твен, Хосе Карерас и Максимилиан Волошин.
Июнь - пора цветения роз:
Акант, знаменитое в античной архитектуре растение. Изображение листьев аканта встречается на капителях коринфского ордера:
This entry was originally posted at
https://malamant.dreamwidth.org/188945.html. Please comment there using
OpenID.