«Делайте в работе, в жизни только самое главное. Иначе второстепенное, хотя и ненужное, легко заполнит вашу жизнь, возьмет все силы, и до главного вы не дойдете…Исследуйте то, что приведет вас к цели». И.В. Курчатов (родился 21 января 1903 года ).
Может, не все со мною согласятся, но мое мнение что это очень верно для исследователей.
Про бомбу помнят, разумется, все, но она была отнюдь не единственным "детищем" Игоря Васильевича. В 1949 году Курчатов начал работать над проектом атомной электростанции. Им совместно с Самуилом Фейнбергом была предложена идея конструкции активной зоны реактора этой станции. Ее главным конструктором выступил Николай Доллежаль. 27 июля 1954 года был осуществлен пуск первой в мире атомной электростанции. Но Курчатов уже ставил новую задачу - создание электростанции на основе управляемой термоядерной реакции, которая так и не осуществлена спустя более 60 лет.
Тогда же Курчатов приступил к созданию первой в СССР подводной лодки «Ленинский комсомол» в 1958 году и первого в мире атомного ледокола «Ленин» в 1959 году. В результате появилась новая отрасль атомного подводного и надводного судостроения.
Работа по защите от магнитных мин в годы войны, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассказа
9 августа 1941 года из Ленинграда в Севастополь вылетели научный руководитель одной из лабораторий физико-технического института профессор Анатолий Петрович Александров и прославленный впоследствии ученый Игорь Васильевич Курчатов.
В Севастополе они включились в работу по практической реализации разработанного в институте метода защиты кораблей от магнитных мин, которая велась группой ученых и представителей Военно-Морского Флота с начала июля.
На снимке крайний справа - И.В. Курчатов.
Сущность метода состояла в размагничивании корабля, точнее, в компенсации вертикальной составляющей его собственного магнитного поля. Именно на действие этой составляющей и были рассчитаны взрыватели немецких магнитных мин. Компенсация магнитного поля осуществлялась с помощью расположенных по всему кораблю обмоток, по которым пропускался электрический ток. В дальнейшем для малых кораблей и подводных лодок был разработан более простой, безобмоточный способ размагничивания.
Статистика показала, что размагничивание кораблей резко снижает вероятность их поражения магнитными минами. Вскоре эти работы получили полное признание со стороны военных моряков. Ни один корабль не выпускался в море без «визы» ученых - без размагничивания и проверки остаточного магнитного поля.
Подробнее см.: (Наука и жизнь,
Страницы героической летописи)
Из воспоминаний академика Александрова: «За время болезни, воспаления легких, у Курчатова отросла большая черная борода. И сотрудники между собой дали ему прозвище «Борода». На вопрос, когда он ее сбреет, Игорь Васильевич лукаво улыбаясь, отвечал: «Ну какой же я Борода без бороды?» У него даже появились привычки, по которым сотрудники узнавали его настроение. Если он гладил бороду по шерстке, значит, все было хорошо, а если теребил, и тянул вниз, то дела идут неважно…»
Основной источник А это фото я уже позже нашла - на нем Курчатов стоитр рядом с человеком, имя которого носит наш институт.
Ф. Жолио-Кюри, И. В. Курчатов, Д. В. Скобельцын, Л. А. Арцимович, А. И. Алиханов (слева направо), 1958 год.
PS. Если кто-то знает, расскажите мне, пожалуйста, в какой момент и с какого перепугу почему химический элемент под номером 104, синтезированный в Дубне превратился из курчатовия в резерфордий?
А то что-то мне это историю с радиационными поясами Ван-Аллена напоминает...