http://wim-winter.livejournal.com/501438.htmlОдним из безусловных рефлексов бюрократической системы является минимизация ответственности. Это не то, чтобы плохо само по себе - это радикально увеличивает издержки. Как временные, так и все прочие. Отсюда и коррупция как неотъемлемый атрибут бюрократических систем - это тоже можно отнести к издержкам.
Но есть ситуации, когда этот недостаток можно повернуть в плюс.
В качестве иллюстрации можно вспомнить недавнюю ужасную катастрофу Сэволя. Уже все понимают, что если бы спасатели действовали так, как должны - по времени, по мерам и по составу сил, то столь чудовищных последствий в значительной степени удалось бы избежать. Добавлю от себя, что российское МЧС скорее всего спасло бы если не всех, то большинство.
Почему? Потому, что режим ЧС жестко регламентирован. И в рамках этого режима ответственность за ненадлежащее исполнение положений регламента намного превышает все остальное. Иначе говоря, минимальный риск для исполнителя - действовать по заранее составленной подробной инструкции.
Если прибавить ко всему этому безусловную и независимую фиксацию всех поступающих на вход системы сигналов, то получаем ... получаем довольно любопытную штуковину. Эта система весьма эффективно борется с ЧС и их последствиями. Но - так как она продолжает оставаться бюрократической - сопровождается это огромными издержками. О которых мы все прекрасно осведомлены: звонок "в школе номер момцать заложено что-то" - и даже будучи на 100% уверенной, что это шутка глупого старшеклассника вся огромная махина ЧС наваливается на эту несчастную школу. А как иначе - сигнал поступил и пока регламент не будет отработан до последней запятой, махина не остановится.
Побочные вопросы - типа ситуации "переполнения" (что делать, если сигналы одновременно поступят из 20 школ), или достаточно явного желания ЛПР на высшем уровне сэкономить на издержках - рассматривать не будем.
Просто получается, что крайняя степень бюрократизма (действие в строгом соответствии с регламентом) в смысле достижения целей эффективно. Но сопровождающие эту функциональную эффективность издержки таковы, что распространить ее на более широкий класс ситуаций не получится.
Другая сторона вопроса - регламентация в ситуации ЧС возможна потому, что есть строго определенная и безусловная иерархия целей. Спасение людей в первую и главную очередь, только после этого - спасение материальных ценностей. В ситуации, когда цели размыты точная регламентация невозможна, и, соответственно, функциональная эффективность будет стремиться к нулю (при возрастающих издержках).