Коллега
bernard_, с которым мы активно доводим МКПР пока прочие празднуют, представляет свой новый проект (
http://users.livejournal.com/bernard_/244260.html), в котором описан очень миленький вариант "конца, Света".
Илья, обрати внимание на некоторые общие мысли.
«Постапокалиптический» мир.
Кавычки, потому что название условное. Одномоментного или непродолжительного события-катастрофы здесь не произошло.
Краткая предыстория.
Первый этап. Мирное время. 2010-2030.
1. Главный фактор - энергия. Н
ефть и газ плавно дорожают. Не заканчиваются, но дорожают неуклонно, особенно нефть. Всякая Африка просто гаснет, ни у кого там нет денег даже на бензин. Цивилизованный мир изо всех сил экономит энергию. Альтернативные источники внедряются изо всех сил, но не могут даже наполовину заменить углеводороды. Личный транспорт обложен адскими налогами. Общественный - только электрический. И очень дорогой. Даже тракторы в полях работают либо на электричестве (применялось еще в 30-х), либо на газе (переделка дизеля) плюс электродвигатель. Народ массово переходит на велосипеды, а чаще просто сидит дома, потому что ехать никуда не надо.
2. Всеобщая автоматизация и экономия поддерживает тенденцию к переносу компьютерных рабочих мест на дом к трудящимся. Теперь в доме каждого менеджера или госслужащего или даже оператора производства стоит коробка «рабочее место» с веб-камерой. Никакой халявы, рабочий день строго нормированный, начальник смотрит в камеру, полный контроль над процессом и результатом работы. Непосредственно на производствах, которые полностью автоматизированы, сидят только аварийно-ремонтные бригады, которые в основном играют в преферанс, потому что автоматика справляется с большинством аварий.
3. Экономия энергии меняет идеологию потребления. «Потребление для развлечения» меняется с потребления материальных товаров на потребление нематериальных, то есть, всякой виртуальщины. Сами понимаете, в стоимости 50$ двд с программой или мультом меньший процент стоимости невосполнимых энергоносителей по сравнению с, например, кроссовками.
4. Всеобщая автоматизация и снижение потребления, которое ведет к снижению товарного производства, приводят к сокращению рабочих мест. Для борьбы с безработицей вводится 20-часовая рабочая неделя, которая удваивает количество рабочих мест, не создавая ни одного нового. Оплаты трудящимся хватает на жизнь, потому что изменена идеология потребления и не надо выбрасывать деньги на «статус».
5. Цивилизованный человек знает все больше о все меньшем. Работа требует от него знаний об очень узкой области. Эрудиция не актуальна. Работать руками не актуально. Знать, как устроен мир, не обязательно.
Школьное образование развивается по сегодняшним тенденциям и приводит к тому, что сведения об окружающем мире у большинства минимальные. География и история - в необходимом минимуме, физика с химией - только для шибко умных и в ограниченном объеме.
В почете спорт. Умение бить ногой, ракеткой или клюшкой по мячу и прочая ерунда.
Но большинство развлечений - виртуальные и с реальным миром связаны слабо.
При этом люди не особо жиреют, потому что еда дорогая, а основной транспорт - велосипед.
6. Еда дорогая. Потому что современное сельское хозяйство очень энергоемкое. Используются специально выведенные гибридные сорта растений, которые дают высокий урожай, но не способны к самовоспроизведению. Это уже сейчас в ходу. Сельское хозяйство поставлено на промышленную основу. «Органик фуд» от фермеров - экзотика для самых богатых. Фермеры, как люди, знающие полный цикл выращивания продукта от посадки до сбора и хранения семян, - чрезвычайно редкий вид. В пищевой промышленности сельскохозяйственные операции вроде посадки и сбора делают узкие специалисты, управляющие умными машинами по команде начальников.
7. Только с такими людьми, как в п.5 общество жить не может. Поэтому специальными методиками с детства выявляют потенциальную интеллектуальную элиту. Далее специальное обучение для умных и гарантированная высокооплачиваемая работа, где надо думать и принимать решения. Элита быстро становится потомственной, поскольку становление ума ребенка больше зависит от воспитания в раннем возрасте, чем от школького образования.
8. Сокращается всякая халява. Пособия по безработице - только чтобы не умереть от голода, пенсии на минимум. Разрешается эвтаназия, широко вводится смертная казнь. Опасные преступники работают в угольных шахтах (из угля делают бензин, а свободный человек на такую работу не пойдет). Неопасные сидят дома в ошейнике, ограничивающем свободу перемещения, и под камерой.
9. Проблема иммигрантов становится более остро. Работать они не хотят, да и не умеют. На каждое сокращения халявы реагируют бурными выступлениями. Правительства их жестоко гасят. От полного уничтожения диаспор политиков-христиан удерживают представления о грехе убийства, а политиков-атеистов - не изжитые предрассудки о толерантности и ценности человеческой жизни, явно противоречащие «здравому смыслу» и «разумной целесообразности».
10. Как вы уже поняли, демократия отменяется. В эпоху тотальной экономии и социальных конфликтов цивилизованный мир переходит к слегка замаскированной диктатуре.
Второй этап. Жопа таки стряслась. 2030-2040.
1. Случается маловероятное событие, которые когда-нибудь должно было случиться снова. Три крайне неурожайных года подряд. Как 1600-1602.
По всему миру голод становится причиной локальных войн и еще более жесткой экономии.
2. Все перечисленные выше тенденции ведут с снижению выброса в атмосферу «парниковых газов», которые удерживают планету от давно запланированного периодического похолодания. 2034 год оказывается чрезвычайно холодным, а следующие - еще холоднее. Нулевая изотерма стучится в двери южной Европы. Россия вместе со складами советской тушенки, ракетами в шахтах, газопроводами и прочими недрами замерзает полностью. Скандинавия превращается в вечную мерзлоту еще раньше, нефтяные платформы в Северном море массово сносятся льдом. США теряют половину страны.
3. За Персидский залив, Азербайджан и Туркменистан разворачивается полномасштабная ядерная война между США и Китаем. Шельфы ЮВА уже давно китайские, Венесуэла и Эквадор - под управлением янки.Особого выбора нет. Или воевать сейчас, или потом воевать уже будет нечем.
4. В Европе недобитые диаспоры начинают гражданскую войну. Оружие и пушечное мясо у них есть. Простые европейцы беззащитны, как овечки. Зато армия автоматизирована полностью. Со спутника или беспилотника можно засечь любого человека с оружием, а боевые роботы не промахиваются. Про искусственный интеллект уровня терминатора речь не идет. Оператор указывает цель, робот стреляет. Технологии чуть ли не сегодняшнего дня. Основные цели - энергетические объекты. Оставил врага без электричества = оставил его без тепла и еды.
Третий этап. Вот теперь точно песец. 2040+
1. Итак по Европе. Русской нефти и газа больше нет. Ближневосточной тоже нет. Реакторы заглушены из-за войны.
Эффективность солнечных батарей упала. Ветряки были слишком хорошими мишенями. Чтобы гнать спирт на топливо, надо вырастить, из чего его гнать.
2. Семян нет. Всякие свинокомплексы и птицефабрики после первой же недели без электричества превратились в залежи гнилого мяса. Холодильники не работают. Злаки и скотина, пережившие войну, новый холодный климат переносят плохо. Из хорошего - консервов было запасено много, а едоков убавилось. Но без свежей пищи не прожить.
3. Людей, которые знают хоть что-то полезное в новых условиях, чрезвычайно мало.
4. Какие-то знания в виде бумажных книг - в библиотеках. Библиотека в городе. Хранилище под землей, каталог в компьютере.
5. Техника неремонтопригодна. Последние 20-30 лет ремонт сводился к замене модулей. Топлива нет. Газ и электричество в мелкой расфасовке не продается. Транспорта с бензиновым двигателем фактически нет - надо искать в музеях. Канализация и водопровод не работают. Бумажные карты - архаизм, на смену GPS пришел A-GPS, который с отсутствием интернета потерял смысл. Проводной связи нет. Беспроводная, основанная на сетевых технологиях, тоже приказала долго жить. Почти все персональные компьютеры и коммуникаторы стали бездисковыми и сетевыми, даже при наличии электричества информации из них не выжать.
6. Частично положение спасают успевшие смыться от холодов русские с их национальным хобби - выращиванием еды на дачах и морозоустойчивым семенным материалом. Но русское образование двигалось тем же путем, что и в Европе.
7. Мир становится квазимагическим. Есть некоторые знания, которые надо искать и которые недоступны для понимания простым человеком. Есть непостижимая энергия, которая заставляет неодушевленные предметы двигаться. Есть элита, которая получает знания, недоступные простым смертным, по праву рождения. Есть артефакты от прошлой великой эпохи. На самом деле, «магом» может стать каждый, у кого ума хватит. Только мало кто это понимает.
8. Все понимают, что человечество свой мир просрало. Национальных идей нет. Лидеров нет.
9. За годы жизни в постиндустриальном общества люди получили иммунитет к внушению и убеждению. Последнее время (да начиная с 1980-х) народ обрабатывали профессионалы убеждения, со специальным образованием и всеми средствами, которые предоставляют современные коммуникации. Теперь пропагандистской машины, которая позволяет воздействовать на сознание на уровне 2020-х нет ни у кого и быть не может. Искусство жечь сердца людей простым глаголом утеряно вместе с прочими доиндустриальными технологиями.