ВСТРЕЧА С ПОСЛОМ ИРАНА - РЕЗОЙ САДЖАДИ В МОСКВЕ.
Должность посла - это прежде всего творческая профессия с широким кругом полномочий и еще большей ответственностью. Ответственностью за слова, действия, за честь представляемого государства. Качество работы всегда зависит от личности, от прилагаемых усилий, от потраченного времени, но никак не статуса государства в рамках политической конъюнктуры.
Ряд стран, проповедующих агрессивный патернализм стараются использовать послов как инструменты воздействия на местную власть, применяя сомнительные методы скрытой пропаганды и откровенно враждебной деятельности. Другие, напротив, незаметны и малоактивны, так, что термин ``посол`` оказывается более применим с точки зрения альтернативного значения, как -``засол`` рыбы в банке.
К счастью, положительных исключений не мало. К таким безусловно относится чрезвычайный и уполномоченный посол республики Иран в России, господин Реза Саджади. Он и его команда, выполняя государственные функции, стараются во всем проявить свой талант, креативность и это чрезвычайно важно. Когда человек занимает свое место, вкладывая в работу душу, он перестает быть чиновником, слугой, бюрократом. Он становится человеком мирового значения, который использует полномочия на благо других людей.
Реза Саджади показывает великолепный пример того, как нужно представлять свою страну за рубежом, поддерживая дружеские отношения с местным населением; укрепляя партнерство на государственном уровне, инициируя совместные проекты и мероприятия; ведя блог и, щедро одаривая каждого желающего познавательной и разнообразной информацией о своем государстве. И это то, что нашим - российским дипломатам за рубежом надо взять на заметку, применять и развивать в будущем.
Мы живем в двадцать первом веке, считая, что времена Средневековья канули в лету, а использование ядерного оружия не более чем популистский миф. Увы, это не так. Пожар конфликта может разгореться из-за сущей нелепицы, охватывая за короткий период множество стран, целые континенты. И, дабы предотвратить подобное, мы должны научиться говорить. Говорить друг с другом на одном языке, оставаясь гражданами своих стран. Это язык культуры, искусства, науки. Это то, что имеет значение для каждого, независимо от его национальности.
Пример Резы Саджади должен вдохновить многих. Чем больше людей по всему миру будут вкладывать в свою деятельность душу, тем эффективнее сможем мы решать даже самые сложные проблемы и противоречивые ситуации. Послы, как международные посредники всегда остаются в этом плане на передовой. Если они охотно идут на контакт с местным населением, если выявляют точки соприкосновения культур, завоевывают доверие словом и делом, у стран практически не останется поводов для конфликтов.
Достойно выполнять свой долг - нечто большее, чем просто руководствоваться набором инструкций. Это проявление истинной человечности, искренности и дружелюбия, не терпящих формализма.
И, чем глубже они проникаются значимостью своего положения, чем эффективнее выполняют возложенную роль, тем больше шансов на то, что эволюция общества продолжится, а разговоры о деградации станут неуместным анахронизмом пессимистически настроенного меньшинства.
* * *
27 апреля 2013 года, в резиденции посла Ирана в Москве прошла очередная встреча господина посла Резы Саджади и его помощников с друзьями из России. Количество приглашенных ограничено исключительно размерами помещения, а приятная и легкая атмосфера общение лишена протокольной зависимости от одежды, степени серьезности лица или длины заслуг.
Господин посол активен, жизнерадостен, отзывчив. Его помощники быстро переводят вопросы и комментарии в обе стороны; легкая трапеза в виде сладостей, чая и сока практически заставляют забыть, что вы приехали в гости к государственному чиновнику, а не старому приятелю с Ближнего Востока.
Реза Саджади отвечает на каждый вопрос, старается уточнить любую деталь. Он вежлив и учтив, не стесняется проявлять иронию и смеяться от души, видно, что сам получает истинное удовольствия от взаимодействия с публикой. Вместо положенных двух часов общение растягивается на четыре с половиной и кажется, что запас энергии этого человека не иссякаем. Своими действиями, господин посол демонстрирует истинность слов о том, что любое давление и санкции делают его народ лишь сильнее. Такой народ , в конечном счете, оказывается выше любых предрассудков.
Вопросы и ответы.
Вопрос : Конституция Ирана закрепляет основополагающий догмат шиитов о двенадцати имамах, а также говорит о правах иудеев, христиан и зороастрийцев, но , абсолютно лишает каких-либо прав мусульман суннитов. Иран - многоконфессиональное государство. Не вызовет ли подобное межэтнические и религиозные конфликты?
Реза Саджади: - Все этносы, равно как и представители различных религий, они, в первую очередь, себя чувствуют иранцами. Ни у кого нет такого чувства, что я, мол, представитель арабского этноса или азербайджанец или турок. Я не видел, чтобы у них возникало такое ощущение. Или когда представители трех религий друг с другом встречаются - они не ощущают чувства различия между ними.
В традиционной исламской культуре человек сам по себе является высшим достоинством. Человек является сотворенным Богом, дорогим существом, поэтому его - человека надо уважать и беречь. В истории Ирана вы не увидите каких-то взаиморасчетов , этнических репрессий. Даже представители различных этносов, которые проживали вокруг Ирана - когда они подвергались преследованию и репрессиям, они искали у нас защиты. Когда Саддам Хусейн напал на Иран, Кувейт оказал финансовую помощь Ираку в размере около 2 миллиардов долларов. А после этого Саддам напал на Кувейт и все богатые люди, которые проживали на территории Кувейта, искав защиту, приехали к нам. Европейские журналисты спрашивали этих кувейтцов: А вы не боитесь туда ехать? Вы помогали Ираку. Почему вам туда надо?
Один из ответственных лиц кувейтцов в ответ на вопрос сказал, что мы в истории Ирана не видели этого чувства мщения. Даже, если враг будет искать здесь защиту, убежище - они его предоставят. Поэтому культурные различия и этнические различия заранее не являются некой сложностью...
Реза Саджади о либеральных ценностях и семье.
``Давайте посмотрим на ту жизнь, которую нам пропагандируют западные социалисты и либералы. Семейные ценности у них имеют самую бледную окраску. Семьи ослабевают, рождаемость падает, любовь пропадает. Такое общество через 200 лет либо исчезнет, либо демографические проблемы начнутся, хотя мы наблюдаем, что в божественных законах подчеркиваются семейные ценности. Тот ребенок, который воспитывается в семье , в которой муж и жена друг друга любят и семья полна любви и дружбы, это дитя будет здоровым, будет полезным своему обществу``.
Вопрос о гуманности смертной казни и отношении к преступнику: жесткость или благость?
Реза Саджади: - Мы стараемся взять все законы из ислама, чтобы эти законы были без человеческого, без личностного понимания дела. Если один человек из одного племени убивал другого из другого племени, возникала война. Из-за одного этого человека погибали десять тысяч. Но, если бы тогда поймали виновного и убили его, не было бы никакой ссоры. Пришел ислам и стало так, что, тот кто убил человека - должен быть убит. Было пресечено очень много ссор и бойнь между различными племенами. При условии, что убийство было преднамеренное, а не случайное. В тоже время в Коране говорится о том, что хорошо проявить прощение. В сегодняшнем процессуальном кодексе Ирана есть такой пункт, что, если отец и мать убиенного простят убийцу , он будет прощен. У нас в законе убийцу вешают и они - отец и мать убиенного должны убирать стул. Если не хотят простить - казнь осуществляется.
Другой пример. Если человек импортирует в Иран больше определенного количества героина, там уже обязательная смертная казнь. Это считается очень большим социальным преступлением. Сексуальное насилие мужчин по отношению к женщинам тоже смертная казнь, потому что без этого у молодых людей не будет чувства безопасности в обществе. Это очень важно. Те, кто являются организаторами террористических актов, кто закладывают бомбы, это тоже, если поймают - смертная казнь.
Вопрос: К женщинам применяются местные правила, частные инициативы семьи (закопали за измену, забили камнями). Контролируются ли подобные обычаи государством или такой возможности нет, а может быть речь о мифе?
Реза Саджади: - В начале революции 1979-го года у Ирана не было религиозного опыта управления страной. Существовало такое предположение, норма в исламе - забивание камнями. Поэтому в начале был опыт проведения подобных акций. Например, два полицейских изнасиловали женщину и этих полицейских забили камнями. Почему? Потому что есть такое положение, что полицейские должны наводить порядок, а вместо наведения порядка они покушаются на честь женщины.
А второй момент, когда замужняя женщина имела сексуальные связи с одним мужчиной и вместе с этим мужчиной она убила своего мужа. Наши власти потом провели исследование - откуда все это пошло. Увидели, что подобное пошло от тех государств, в которых до ислама существовал иудаизм. И в Коране нет ни одного указания на подобную акцию. Раньше в иранских семьях такая традиция была, но у нас в СМИ и по телевидению сейчас идет обучение, просветительские программы и люди пришли к более цивилизованному состоянию. Западные СМИ, конечно же, подыгрывают, создают некую историю и для того, чтобы эта история была настоящей, они активируют свою пропагандистскую машину.
Два года назад мы поместили аналогичный пост в ЖЖ. Была одна девушка, она с помощью любовника убила своего мужа. СМИ создали такой образ, что теперь их будут забивать камнями. Все эти правозащитные организации писали письма, отправляли заявления, но, на самом деле это была явная ложь. Там не шло речи, чтобы за такое преступление забивать камнями. Почти двадцать лет подобные акции вышли из повестки дня нашей судебной власти.
продолжение следует...
Вадим Велински для МАКиПи (расшифровка аудиоинформации - Алиса Селиверстова). 29/04/2013