Аграрная реформа Столыпина

May 27, 2019 10:17


Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, март 2016.

9 ноября русского календаря в 1906 году был издан Высочайший указ о праве выхода крестьян из общины. Началась Аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина. Этот указ ликвидировал недостаток Великой реформы императора Александра Второго, который, освободив крестьян от крепостной зависимости от помещика, оставил земледельца в крепостной зависимости от общины. Крестьянин не мог увеличить, почти не мог увеличить своего земельного надела, потому что надел обычно бывал невелик, и крестьянин не мог скопить достаточно денег для приобретения земли на стороне, даже если такая возможность и предоставлялась, шли же в продажу дворянские имения, бывало такое. Крестьянин владел своей землей чересполосно, ибо обычно село делило свои земли по качеству: на лучшие, средние и худшие. И каждая семья получала поровну наделы лучшей, средней и худшей земли, которые часто оказывались весьма далеки друг от друга, за несколько верст. Крестьянин не имел ни малейшего стимула вкладывать силы и средства в свою землю, ибо если при помещике земля за ним оставалась, то теперь через несколько лет мог быть проведен коренной передел земли, дабы снова выровнять землю в общине по числу едоков. Следовательно, земля, которую крепкий крестьянин обиходил, могла достаться крестьянину поплоше, а крепкому крестьянину - другая, за которой не ходили столь усердно. Плохое было положение. На том положении спекулировали революционные бандиты, прежде всего партия социалистов-революционеров (эсеров), возбуждая крестьянские недовольства.



Петр Столыпин (1862-1911).

Столыпинская реформа предоставляла земледельцу безоговорочное право выделиться из общины, причем получить свою долю земли обязательно одним куском. Выделение крестьян на хутора началось только после 1908 года, остальное время ушло на подготовку. За несколько лет, фактически за 5 лет Столыпинской реформы подали заявление о выходе из общины четверть землевладельцев, конечно, в первый же год - наиболее значительная часть, что понятно, те, которые давно решили выделиться и стать на путь крепкого крестьянина-хуторянина и умножать свое достояние. Кстати, нам не нужно иноземное слово «фермер». У нас это называется хуторянин (крепкий мужик). Это наши термины, означают они то же самое. Меньшая же часть крестьян, выделившись, продали землю и ушли в города, где небывалый рост промышленности тормозился из-за постоянной нехватки рабочей силы. Первая в мире по темпам роста, пятая по общему промышленному уровню в то время Россия не знала проблемы безработицы! Работников самого разного уровня и профиля не хватало постоянно! Другим же крестьянам надо было подумать. Такие реформы не проводятся за несколько месяцев, как мечтают наши нынешние политические деятели. Столыпин планировал на 20 лет, но со всей подготовкой, то есть с 1906 по 1926 год. Итоги реформы не замедлили сказаться.

О реформе Столыпина вы можете прочитать в целом ряде книг о Петре Аркадьевиче, которые вышли за последние годы, прежде всего в сборнике его речей и документов, выпущенном издательством «Молодая гвардия» («Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете», 1991). Прекрасный такой однотомник в голубом переплете, настоятельно его рекомендую. О Столыпине надо знать все, знать подробно. Можете также обратить внимание на только что вышедшую популярную биографию «Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина», авторы: Святослав Рыбас и Лариса Тараканова.

Какие нарекания обращены к Столыпину? Я сейчас не имею в виду нарекания со стороны тех, кто недолюбливает Россию. Я не буду сейчас говорить о Столыпине, национальном, русском и православном государственном деятеле. Коснемся только реформы. До сих пор многие упрекает Столыпина, что он де поощрял чужеземный капитализм и разрушал исконную славянскую общину. Это неверно, принципиально неверно! В этом грубейшая ошибка, если не демагогия. Исконная славянская община всегда было общиной хозяев. Да, земля не уходила из общины, но она и не уходила от земледельца до тех пор, пока он сам не бросал ее в бедствии или уходя в город или поступая на службу князю. Она была за ним как бы закреплена, хотя земледелец не был закреплен за землей. Общинник смерд (а в позднем Средневековье крестьянин) обрабатывал уже не общинную землю, а свою, платил сначала дани, а затем подати не вместе с общиной в круговой поруке, а сам, со своего хозяйства, со своей семьи. А что же такое община? А община - это выгоны, луга, покосы, орешники, рыбные ловы. Община - это языческие празднества когда-то, а затем приходской храм, его клир, его благоустройство, книги, без которых нельзя совершить богослужение. Община - это и взаимопомощь. Еще в начале нашего века в иных местах, особенно на Русском севере погорельцу миром ставили в сезон дом, но это ни в коем случае не было «колхозом».

Учтите, пожалуйста, что если «хутор» - это южнорусский термин, то слово «деревня» в домонгольской Руси, в Новгородской Руси еще в XVII веке, а на Русском севере даже в XX веке повсеместно означало 1- или 2-дворное хозяйство. Деревня - это и есть хутор. Кроме того, были, конечно, села, были погосты. Но обособленное крестьянское житье было, нисколько не разрушая общины, исконно российским, особенно, повторяю, в северной половине России, где, кстати, лучше всего сохранялись русские традиции.

Потому те, кто возражает против умножения числа крестьян-единоличников, ведут себя не по-русски, да и не православно. Иван Александрович Ильин, выдающийся мыслитель, написал целое исследование о нравственном смысле частной собственности, и привел в пример Аграрную реформу Петра Аркадьевича Столыпина.

Но учтите также, что то, что нам навязывают сейчас, никакого отношения к Столыпину не имеет, то, что сейчас проводили в виде крикливой кампании, то, что пытались оформить сомнительным референдумом, ибо предлагалось голосовать за возвращение земли народу, не имеет ничего общего с Аграрной реформой Столыпина. Приватизация земли в текущий момент - это не что иное, как предоставление земли перекупщикам, предоставление земли иноземцам. А мы с вами не должны забывать, что Русская земля принадлежит русскому человеку в самом прямом и недвусмысленном значении слова. Не может быть никакого права ее разбазаривания любым другим покупателем. А желающие создать такой прецедент могут не сомневаться, - хотя будет и жаль, если такое случится, - что земля все равно так или иначе будет отобрана, нет, не для создания новых «колхозов», а в собственность единственному ее владельцу - русскому и обычно православному человеку.

Нам следует заботиться о восстановлении общины, об общинных порядках, об общинном самоуправлении. Это касается церкви, школы, взаимопомощи, дорог и другого коммунального благоустройства. Это касается водоемов, лесов, лугов. Это не может касаться обрабатываемой земли: землю обрабатывает хозяин.

Вот итог нашего размышления об Аграрной реформе Столыпина. Надо действительно возвратить землю народу. И она с Божьей помощью будет возвращена.

Оглавление
Previous post Next post
Up