Права христиан в России

May 27, 2019 09:56


Радио «Радонеж», Москва. Заключительная передача цикла «Права христиан в России». Наверное, 1992-93 год.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, февраль 2016.

Добрый вечер! По случаю нашей очередной встречи с православными проблемами зададимся вопросом: Какими нас хотят видеть? Имею в виду отнюдь не точку зрения на нас самих православных. Я не хочу знать, какими нас хотят видеть Небесные силы. И, пожалуй, не моя компетенция разбирать вопрос, какими нас хотят видеть нечистые духи. Вопрос мой будет простой, вполне доступный для разбора любому современному человеку, а тем более историку: Какими нас хотят видеть нехристиане? Причем настойчиво хотят, непрестанно пропагандируя свое желание в прессе, даже в книгах. Это довольно стародавняя история. Еще в прошлом, XIX веке нас хотели видеть непротивленцами, ведь христианин миролюбив. Но миротворец и непротивленец - это совсем не одно и то же. И Григорий Богослов написал по этому поводу, что «честная война лучше мира, отдаляющего от Бога». Нас хотели видеть благотворителями, занимающимися попечением о сирых и убогих. И вот такими нас захотели видеть и сейчас.

В советское время постепенно начинали православных терпеть. Но как? Терпеть в пределах храма, то понятно. Но еще постоянно проповедовали идею, например, такой известный писатель, как Тендряков (почему-то его, пламенного бойца с православием, некоторые считают патриотом), что православные - это, конечно, старушки, это люди малограмотные. Нам положено было думать, что в церкви остались одни старушки. И временами были согласны терпеть нас в таком качестве. Хотели, чтобы мы превратились если не в людей пожилых, то по крайней мере в «аутсайдеров», как говорят теперь, в людей на периферии общества. Пусть православные будут мусорщиками, уборщицами, подсобными рабочими. Им же велено терпеть. Вот путь и терпят, пусть выполняют ту работу, которую больше никто не хочет выполнять. Кстати, сказать, и такое бывало. Действительно, православные ухаживали за чумными больными во время эпидемии и за тяжкими обреченными, неизлечимыми больными, подбирали сироток. Правда, занимались они не только этим. И чем больше у них было средств и сил, тем больше они тратили на сирот и убогих, и даже не православных.

Но я не припоминаю, чтобы православие особо призывало членов церкви заполнять собою социальные низы. Не припоминаю учителя церкви или вселенский собор, который постановил бы, что православие не должно быть высокоученым, высокообразованным, высокопросвещенным. Если несколько лет назад нас хотели всех видеть уборщицами и дворниками, то сейчас от христиан хотят, что бы они занимались не общественной жизнью в интересах церкви, а общественной жизнью в интересах обиженных государством нехристиан: Займитесь больными СПИДом! Займитесь наркоманами! Займитесь детьми, брошенными родителями! Церковь же всегда этим занималась. Это и есть ваша основная деятельность.

Я должен вам сказать, что христианин может заниматься всем, что вообще достойно человека, любой неприступной деятельностью. Я историк профессионал, преподаватель высшей и средней школы. Но когда мне по обстоятельствам жизни довелось быть такелажником на заводе железобетонных изделий, я не чувствовал себя ущемленным. Не чувствовать себя ущемленным легко. Но только дело в том, кроме своих собственных интересов, у христианина есть еще интересы церкви. И если интересы христианина есть в основном интересы его спасения, достижения им вечного спасения в путях этого мира, как сказал преподобный Серафим Саровский, стяжания Духа Святого, его даров, то интересы церкви - это приведение ко спасению всех. Следовательно, в интересах церкви христианин действует так, чтобы церковь зримо, реально, не только духовно, но и материально была сильна. Христианин заинтересован в том, чтобы члены церкви, особенно, если они глубокие и истинные христиане, были не бедны, а богаты, ибо добрый христианин свое богатство истратит на благо просвещения, на благо добрых дел, на благо церкви, чтобы христиане были образованными.

Кстати, в христианской традиции, к сожалению, сильно утраченной нами, вообще есть особое уважение к образованным людям. И я бы рекомендовал эти традиции поощрять повсеместной жизнью и на приходах тоже. В древней церкви всеобщим уважением общины пользовался не только священнослужитель, но и человек ученый. Именно такие ученые люди с благословения епископов в те времена проповедовали в храмах, и тем более были заняты просвещением других, менее культурных и образованных христиан. Мы, к сожалению, это утратили. Это утрата части нашего христианства, если мы недостаточно почтительны с более учеными прихожанами нашего прихода, с более учеными христианами на том предприятии, в той организации, где мы работаем, в нашем семейном и в нашем дружеском кругу. В нашей стране сейчас вообще необходимо подчеркнутое уважение к учености. Но в христианской среде это просто часть христианской традиции. Но тут я отвлекся.

Если мы зададимся вопросом, какими мы желаем видеть себя в обществе, то вполне естественно, что мы все и церковь в целом заинтересованы, чтобы христианами были предприниматели, промышленники и торговцы, чтобы христианами были профессора и преподаватели, чтобы христианами были врачи, чтобы христианами были адмиралы и генералы. Это - направление нашей деятельности, ибо мы в ответе за нашу христианскую страну.

Страна не будет христианской, если мы позволим вытеснить себя, если мы и в самом деле останемся все в социальных низах, и тогда нас лечить будут сомнительные по своему вероисповеданию врачи. А во многих странах раньше, кстати, запрещалось практиковать врачам-нехристианам. А в нашей школе учителя-нехристиане многому научат! Мы это знаем хорошо на собственном опыте! Нам придется доверить вождение своей армии генералам-нехристианам, а управление страной - правителям-нехристианам.

Еще Поместный собор 1917-18 года постановил, что Православие в России есть господствующее вероисповедание и глава Российского государства, как и министр народного образования, могут быть только православными. Почаще вспоминайте об этом.

Вера есть индивидуальное состояние каждого человека. И каждый человек сохраняет право выбора - быть ему православным или не быть. Иное дело, что крупнейшие религии создают великие культуры. Наша великая культура - восточнохристианская. Мы принадлежим к ней с большинством славян, с греками, грузинами, молдаванами, и потому тут наше право выбора сужается. Конечно, человек может перейти в другую культуру. Но это то же самое, что сменить нацию, сменить этническую принадлежность. Русский значит православный. Перестать быть православным значит перестать быть русским. Даже тот, кто еще не пришел к вере, должен стремиться принадлежать к своей культуре, потому что у нас другой нету.

Кто-то может мне возразить, что Россия не вполне православная страна, ведь в России много мусульман. Да, конечно, в России много мусульман, которые должны иметь не только полную свободу вероисповедания, но и всю свободу в своей исламской культуре. Но мусульмане в России - это то же самое, что христиане в Сирии или в Египте. Притом в Сирии христиан 18-20%, каждый пятый христианин. В Сирии, которую мы считаем мусульманской страной, христиан больше, чем мусульман на территории нынешней РФ.

Так что тут у нас вероятно двоякая задача. Во-первых, это - просвещение общества и занятие положения в обществе, адекватного историческому положению православия. И, во-вторых, мы обязаны сохранить верность не только религии, но и культуре. И, конечно, мы должны добиваться в средней и высшей школе не только преподавания Закона Божия, но также преподавания нашими православными учеными гуманитарных дисциплин. У нас есть своя восточнохристианская точка зрения и на историю, и на историю литературы, и на историю культуры. Между прочим, от нас этого ждут. Именно это сейчас спрашивает с нас наша молодежь. Наконец нам нужен университет. У всех есть. В нашей столице, в Москве, даже вроде бы открылся свободный еврейский университет, но до сих пор нету свободного православного университета. Терпимо ли это? Это нетерпимо даже в продолжение одной недели, даже одного дня.

Среди православных до сих пор мало предпринимателей, а среди предпринимателей мало православных. Мы должны просвещать наших предпринимателей, ибо они будут попечителями наших храмов, наших школ и типографий. Долг каждого христианина повышать свой имущественный уровень. Они будут теми добрыми людьми, которые по сути дела будут содержать внешнюю деятельность церкви.

Оглавление
Previous post Next post
Up