Начало здесь:
Кто, когда и как строил эти древние города? Сначала я взяла за основу версию, что древний Петербург назывался Великим Новгородом. Идею эту я "подцепила"
на форуме Исида, где один из форумчан-исследователей собрал цитаты из разных древних летописей и журналов иностранных путешественников о Великом Новгороде.
Приведу лишь несколько. Те, которые сама поняла:
Матвей Меховский 1517г.:"Высота полюса в Новгороде шестьдесят градусов, и летом, около времени летнего солнцестояния, после захода солнца и вплоть до восхода бывает так светло, что мастера - портные, сапожники и прочие ремесленники имеют возможность шить и работать".
То есть, польский историк и географ, профессор Краковского университета, утверждает, что в Великом Новгороде в те времена были белые ночи. Иначе как можно понять эту цитату? А в том городе, который сегодня называют Новгородом, белых ночей нет.
Дальше:
Франц Ниенштедт 1570г.:
"...Летом они ездили на кораблях вдоль по Нуе, которая течет от Новгорода вниз к морю".
Нуя - явно созвучна Неве, но никак не Волхову. К тому же, Волхов, как мы знаем, впадает в Ладожское озеро, а не в море.
"В Атласе, датируемом 1351г., на впадающий в Балтийское море реке Ну стоит город Ногардо, Ногардия или Ногерадо"
Эрик Пальмквист 1674г.:
"Город Новгород находится..., очень выгодно, чтобы быть как хорошим торговым городом, так и сильной пограничной крепостью..." ... "...Раньше этот город был велик, о чем еще сегодня можно судить по руинам и пришедшим в упадок монастырям".
То, что Новгород был крупным торговым центром, мы знаем. Что шли корабли по Волхову, везли товары заграничные... но простите, какая пограничная крепость внутри страны? И откуда руины в развивающемся городе?
Упс... простите. 1674й это уже после Новгородского погрома. Руины вполне могли появиться, но граница вряд ли.
Все эти цитаты как бы намекают, что Новгород был немного не там, где его сейчас рисуют. Версия весьма зыбкая, поскольку не все "пазлы" складываются. К примеру такая "лишняя деталька": Царь Иван Грозный в 1569 году, когда ходил громить Новгород, топил людей именно в Волхове, а не в Неве.
Кроме того, на карте Меркатора (1595й год) Новгород стоит именно там, где мы и привыкли его видеть.
Я красным написала по русски некоторые города, чтобы вам было проще. А то там мелко и латиницей.
Итак, что же мы видим на этой карте? Во-первых, Финский залив имеет какую-то очень странную форму.
Сравните с современной. И где Ладожское озеро?
Не знаю, как вам на первый взгляд, но я целый вечер убила на сравнение этих карт и пришла к выводу, что в те времена (1595) Волхов действительно впадал в море, потому что суши, на которой сейчас стоит Санкт-Петербург просто не было. Ладожское озеро было продолжением Финского залива, а древний город был под водой.
А теперь давайте вспомним сказку Пушкина про царя Салтана. Как известно, сказки он не сам сочинял, а зарифмовывал сказания Арины Родионовны. Так вот, по её версии, однажды вдруг внезапно из под воды появился остров с удивительным городом. Мимо которого заморские гости ходили в торговый город Салтана. Очень похоже. Даже название Буян (извините, если покажется притянутым за уши), созвучно со словом буй. Возможно, раньше в этом месте из-под воды торчали буйки, чтобы корабли не сели на крышу какого-нибудь храма. Либо, Буян, потому что произошло это после какого-нибудь землетрясения (буйства).
А может быть, это произошло из-за того, что сдвинулся полюс? Это бы сразу объяснило и белые ночи в Новгороде и землетрясение и засуху (1601-1603), которая и привела к той ужасной смуте.
И тогда слова Эрика Пальмквиста в 1674 году уже можно понять. И руины, и пограничную крепость. Возможно, его поначалу так и назвали: Новый Город. Вот только не знаю, принадлежала ли в 1674м году эта территория России? Если есть кто-то исторически грамотный, подскажите.
Хотя, опять же, из цитаты и не видно, что город на территории России. Он "находится очень выгодно, чтобы быть как хорошим торговым городом, так и сильной пограничной крепостью". Может, из-за него в том числе и случилась Северная война со Швецией в 1700 году? Ведь, получается, Россия после осушения этого места потеряла выход в Балтийское море.