Непросто сказать, в чем заключается истина, но ложь очень часто легко распознать.
Альберт Эйнштейн
Лет в пятнадцать я ездила в Ленинград, побывать на святынях революционной и военной славы советского народа. В оставшееся от блокады и Авроры время нас повели в Исаакиевский собор, чтобы с помощью маятника Фуко продемонстрировать вращение земли.
Что земля вертится, я знала и без этого. Помню, я обалдела от нереальных космических форм и объёмов самого собора. Сквозь транс до меня доносился голос экскурсовода, уверявший, что всё это было сделано вручную. Откалывали от гранитной скалы сотни одинаковых многотонных монолитных брусков, обтёсывали и шлифовали до зеркального блеска, устанавливали колонны с помощью деревянных воротов и канатов, затаскивали на высоту перекрытия, потом золотили и украшали. И всё это ради того, чтобы потом молиться несуществующему богу. Понимаете теперь, детишки, почему так необходимо было сделать революцию? Потому что вот такой вот фигнёй страдали цари, и нещадно эксплуатировали ради своих прихотей бедных мастеровых людей.
У меня в мозгу билось только одно: "Не верю! Не верю! Не верю!" Видимо крышу сорвало и временно отключилась установка, что взрослые, особенно экскурсоводы врать заблуждаться не могут. Разум потом быстренько залатал пробоины в сознании, но вопросы остались. И вот всплыли, когда ответы уже можно искать.
Например такой вопрос:
Нам говорят, что колонны Исаакиевского собора поднимали с помощью вот этого гениального изобретения французского архитектора Монферана.
Напомню: колонны из цельных кусков гранита, конической (!) формы, отшлифованные до зеркального блеска (а значит гладкие), весом по 114 тонн.
Поднимали их якобы пеньковыми канатами. Никаких крючьев, петель и других зацепов в проекте Монферана не описано. На модели, которую он предоставил царю их тоже не видно.
Как колонна не соскальзывала при подъёме?!!
Мы верим, что в момент установки 114 тонн висели на нескольких (вроде бы 5ти) канатах, прикрепленных к деревянным (!) лесам.
Так какова же грузоподъёмность пеньки? Например стальной трос для подъёма 30 (тридцати) тонн (это я нашла в таблице современных ГОСТов) должен быть в диаметре 16 мм. Если есть технически грамотные, профессиональные такелажники (а это в наше время целая наука), поправьте, если я не права.
А там есть ещё и верхняя колоннада. 24 колонны весом по 64 тонны вкатили на тележках на высоту примерно 14-этажного дома.
Но это я ещё не спрашивала, как эти колонны обтёсывали и шлифовали. В общем-то каждому грамотному современному человеку, который хорошо учился в школе, совершенно ясно, что в те времена было немерянно дешёвой рабочей силы и умотаться времени, поэтому гранит тесали до кровавых мозолей молоточками и шлифовали песочком.
Но, слава Богу, кроме прилежных школьников, в наше время есть ещё и профессиональные технологи. Мнение одного из них я нашла на форуме, где обсуждались вопросы строительства этих колонн.
Там много непонятных мне терминов, но вывод я поняла однозначно: Вручную (без применнения высокооборотистых станков) люди НЕ МОГЛИ изготовить эти колонны. Впрочем, я это знала с детства чисто интуитивно.
Так кто же и как, всё-таки его строил, по-твоему? - спросите вы.
А откуда же я знаю? Есть только предположения. Для знания нужны исследования, а этим пока никто всерьёз заниматься не рискует.
Но это было точно не в эпоху Романовых. Пётр Первый начал реставрировать древний город, и просто переименовал его в свою честь. Его потомки продолжили это дело, изо всех сил пытаясь ответить на те же вопросы: "Кто, когда и как?" Правда искали ответы они не методом археологических раскопок и изучением древних документов, а сочинением фальшивой истории и придумыванием способов строительства. Но то, что было правдоподобно для жителей до-интернетовского века, трещит по швам, когда на одном форуме могут собраться сомневающиеся специалисты из разных областей науки, обсудить, выложить фотографии и придти к собственным выводам.