Химмаш. Два завода.

Nov 19, 2013 20:46

Давно я не мучил читателей своего журнала длинными постами. Для тех, кому хватает терпения их читать, решил замутить пару простыней об истории и сегодняшнем дне Химмаша.

1. Химмаш - район на крайнем юге Екатеринбурга. Он сильно изолирован от остального города, для общественного транспорта сюда существует единственный путь: по улицам Щербакова и Пархоменко, зажатым между Уктусскими горами и Нижне-Исетским прудом. Надо ли упоминать, что гости города его полностью игнорируют, нога туриста сюда не ступала? Между тем, человеку, интересующемуся историей уральских горных заводов, это место может быть интересно. Я как-то упоминал об одной особенности уральской топонимики - существовании парных топонимов "Верхний"-"Нижний" в названиях городов-заводов. Верхний Тагил - Нижний Тагил, Верхняя Тура - Нижняя Тура, Верхняя Салда - Нижняя Салда и т. д. Если есть "Верхний", то обязательно должен быть "Нижний" и наоборот. Исключение только одно - Верхняя Пышма́, но это название не историческое. Так вот, многим известен Верх-Исетский завод в Екатеринбурге, давший название огромному району города (когда-нибудь я и о нём расскажу). "Парного" ему завода в настоящее время не существует, но напоминание о нём на современной карте можно найти. Прежде всего, это Нижне-Исетский пруд, составляющий "пару" с Верх-Исетским прудом. Между этими прудами и располагается нынешний Екатеринбург. Кроме того, сохранилось название района Нижне-Исетск. Топоним "Верх-Исетск" вышел из употребления, но так иногда называли посёлок Верх-Исетского завода.



2. Ещё одна особенность Нижне-Исетска: как правило, сначала строят завод, а при нём образуется жилой посёлок. В случае с Нижне-Исетским заводом произошло наоборот, он возник при уже существующем поселении. Точная дата основания Нижнеисетской слободы неизвестна, понятно только, что не позднее восьмидесятых годов XVIII века. Существует версия, что это произошло ещё до основания Екатеринбурга, т. е. в самом начале XVIII или даже в конце XVII в. Рассуждая по аналогии с Уктусом, эту версию можно признать правдоподобной, но документальных обоснований, НЯЗ, пока не представлено. Первоначальное население слободы составляли староверы, бежавшие сюда от гонений центральных властей. Основным их занятием стала ямская служба. Поселение состояло из одной улицы, ставшей со временем частью Челябинского тракта. Образ жизни слобожан был деревенским, патриархальным, консервативным. Рисунок* ниже - план Нижне-Исетского завода в 1809 году. Он даёт примерное представление о существовавшей ранее слободе. Север здесь справа. Самая нижняя от Исети улица - нынешняя улица Революции, сердце старинной слободы и наследовавшего ей завода. По ней в те времена проходил Челябинский тракт. Самая верхняя улица на плане - ныне улица Димитрова. Именно по ней сейчас въезжают в Екатеринбург со стороны Челябинска.

* - все рисунки и исторические фото взяты с сайта "1723.ru"


3. Перемены начались в 1788 году. Правительство приняло решение о строительстве неподалёку от Екатеринбурга запасного монетного двора. Первоначально двор хотели устроить на территории Верх-Исетского завода, но репутация его владельцев Яковлевых была ненадёжна, поэтому было выбрано другое место, в 11 верстах ниже Екатеринбурга, вблизи существовавшей там ямской слободы. В 1789 году началось возведение плотины. Строительство шло долго и запасной монетный двор был готов только к началу 1795 года. Тогда же произошло заполнение пруда. Ниже представлена панорама Нижне-Исетского пруда, для просмотра нажмите клавишу "Play".


На пруду можно заметить несколько островов. Это признак того, что глубина пруда небольшая. Действительно, в некоторых местах до дна можно достать веслом.

4. Ещё одна панорама пруда в непосредственной близости от плотины.


5. Гребень плотины.


6. В начале 1960-х годов плотина Нижне-Исетского пруда была реконструирована. Обновились шлюзы, было построено новое затворное здание (на фото).


7. Элемент оформления затворного здания.


8. Итак, в 1795 году запасной монетный двор был готов и в том же году он сгорел, не успев выпустить ни одной монеты. Можно было бы погоревать, но пожар случился по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло". Дело в том, что для монетного двора плотина, пруд и постройки - это ещё далеко не всё. Самое главное в монетном деле оснастка - чеканы и матрицы, с помощью которых изготовляются монеты. Эти приспособления делаются из качественного металла, способного выносить большие нагрузки долгое время. Русские металлурги в XVIII веке производили, в основном, два вида металла: чугун, т. е. металл с высоким (более 2%) содержанием углерода и низкоуглеродное железо. Для изготовления чеканов и матриц ни тот, ни другой не годился. Чугун твердый, но хрупкий, плохо поддаётся обработке. Железо пластичное, но мягкое. Был нужен металл пластичный, пригодный для дальнейшей обработки, но в то же время обладающий достаточной твёрдостью, способный выдерживать большие нагрузки. Т. е. была нужна сталь. Теоретически процесс получения стали выглядит просто - берём железо с низким содержанием углерода и каким-то образом повышаем в нём содержание углерода. Одним из первых практических методов получения твёрдого железа была цементация. Железные полосы укладывали в глиняные ящики, пересыпая в процессе укладки углём. Ящики помещали в специальную цементовальную печь и выдерживали в течении 12-24 часов при температуре около 900 градусов. При этом происходило насыщение поверхностных слоёв железа углеродом. Недостатком этого метода является неравномерное насыщение железа углеродом, снаружи много, а внутри мало, что может помешать дальнейшей обработке. Тем не менее, таким способом удавалось получить довольно качественный металл, пригодный для использования в самых разных целях.


9. К 1780-м годам англичане придумали способ более равномерного насыщения железа углеродом - пудлингование. Железо подвергали полному расплаву. Этот расплав размешивали длинными штырями, добиваясь более равномерного распределения углерода по всему объёму. В процессе размешивания на штыри налипало некоторое количество металла, образуя большие болванки или, как говорят металлурги, крицы. Это и была сталь. Крицы вынимали из чанов и подвергали дальнейшей обработке - проковке, закаливанию и т. д. Работа была адская, но на выходе получался металл по качеству выше любого, производимого в то время в мире. Неудивительно, что способ пудлингования англичане держали в строжайшем секрете. Выход на рынок английской стали означал начало конца господства в Европе русского железа. Процесс этот растянулся на несколько десятилетий и в конце концов вогнал уральскую металлургию в глубокий кризис, из которого она смогла выбраться только при Советской власти. Но это другая история, а пока вернёмся к стали и англичанам. Английскую сталь было вынужденно покупать и русское правительство, правда, немного, так как потребность в качественных машинах и инструментах была ещё очень низка. Всё бы ничего, но в конце XVIII века осложнилась международная обстановка. Революционная Франция начала экспансию в соседние страны, неся европейским народам идеи свободы, равенства и братства. Сначала Россия воевала с Францией в союзе с Англией, потом с Францией помирились, и Англия превратилась во врага. Применительно к нашей теме все эти международные пертурбации означали то, что с началом войны прекратились поставки в Россию английской стали. А качественный металл был всё-таки нужен. Русское правительство принимает решение об организации в стране собственного стального производства. Местом размещения будущего завода была выбрана площадка бывшего монетного двора в окрестностях Екатеринбурга. Пруд уже есть, плотина готова - полдела, считай, сделано. В 1798 году начинаются работы по возведению цехов. В декабре 1801 года был закончен основной цех завода, цементовальный, предназначенный для получения твердого железа методом цементации. 25 сентября 1803 года был запущен ещё один цех, кричный, в нём выделывалось полосовое и сортовое железо, и этот день считается днём основания Нижне-Исетского железоделательного и стального завода (таково его официального название). Это был первый завод в России, основным видом деятельности которого было производство стали. На фото ниже представлен вид Нижне-Исетского завода в XIX веке. Крайний слева - цементовальный цех, в середине кадра плотина с двумя вешняковыми прорезами. Справа кричный цех, ещё правее третий цех, построенный в 1870-х годах.


10. Современный вид на место, где располагался Нижне-Исетский завод. Справа видно здание, построенное на месте старого цементовального цеха. По нему можно оценить размеры цеха, т. к. нынешнее здание построено на цеховых фундаментах. Ещё правее, за обрезом кадра, находится кирпичная пристройка (её невозможно нормально сфотографировать из-за густой растительности) - по всей видимости, единственное здание, уцелевшее от старого завода. Есть версия, что она построена одновременно с цементовальным цехом, т. е. в 1801 году, а значит, это одно из самых старых зданий на территории современного Екатеринбурга.


11. Сброс воды.


12. Ещё одно историческое фото. Завод здесь в левом нижнем углу. На дальнем плане видна часть старого Нижне-Исетска в районе современной улицы Димитрова и Челябинского тракта. Рассмотрим по порядку каменные здания, запечатлённые на фото. Справа церковь во имя Вознесения Господня (в народе больше известная как "Казанской Богородицы"), левее двухэтажная контора Нижне-Исетского завода, ещё левее мужское училище и крайний слева - управительский дом.


13. Церковь во имя Вознесения Господня была заложена 24 мая 1815 года и освящена 8 июля 1840 года. В 1935 году была закрыта и некоторое время пустовала. В 1940 году была передана под клуб Нижне-Исетского детского дома. Позднее в здании последовательно размещались клуб, цех завода РТИ, с 1957 года здание пустовало, постепенно разрушаясь. 20 июня 1974 года остатки церкви при большом стечении народа были взорваны, а на её месте был разбит сквер им. Ермака. В настоящее время идёт восстановление церкви, но очень медленными темпами.


14. Бывшая контора Нижне-Исетского завода. Здание построено в 1843 году, позднее внешний вид был слегка изменён. Кроме конторы, из показанных выше зданий уцелело здание мужского училища, его не удалось сфотографировать из-за густой растительности. Управительский дом не сохранился. После революции в эти постройки был переведён сиротский приют, до этого существовавший при Вознесенской церкви, позднее преобразованный в детский дом. Для размещения детского дома здание мужского училища было надстроено одним этажом. Позднее здесь располагались различные медучреждения (КВД, наркологическая больница), какие-то из них, кажется, расположены тут до сих пор. Здания, между тем, находятся в аварийном состоянии.


15. Вернёмся ни минутку к фото 12. При въезде на плотину заметен белый обелиск. Он посвящен императору Александру II, открыт в 1880 году.


14. Обелиск сохранился до сих пор. После революции бюст царя, разумеется, сняли и установили сверху гипсовый бюст Карла Маркса. После того, как он пришёл в негодность, его заменили звездой.


15. Посвящение у обелиска теперь тоже другое.


16. Об истории Нижне-Исетского завода я дорасскажу позже, а сейчас плавно переходим к осмотру старинного Нижне-Исетска. Впрочем, старинным он остался ниже плотины, а нагорная часть, занявшая правый берег пруда, выглядит достаточно современно. Застройка здесь по-прежнему индивидуальная, но дома новые, много коттеджей в новорусском стиле. Вид в сторону Уктусских гор.


17. Вид Нижне-Исетска со стороны пруда.


18. Аналогично.


19. На подходе к плотине начинают попадаться осколки старины. Дом на повороте к плотине.


20. Мимо церкви и бывшей заводской конторы выходим на улицу Революции - главную улицу Нижне-Исетского завода. Дом на углу ныне занимает мебельная фабрика, но в его основе старинное бревенчатое здание.


21. Нижне-Исетск остался посёлком деревенского вида. Частные домики, дороги без твёрдого покрытия, огороды. Из благ цивилизации - газ и телефон.


22. Новые дома тоже попадаются, но здесь они победнее, чем в нагорной части.


23. Сразу видно, что здесь живёт народ, считающий каждую копейку. Стройки идут долго и трудно. Результат соответствующий, не дома, а скворечники.


24. Что укралкупил, из того и строит.


25. Но мы здесь в поисках старинного Нижне-Исетска. А его осколков пока попадается немало. Давненько я не видел крыши, крытые толем.


26. Старинный амбар.


27. Ещё старый домик с вросшими в землю воротами.


28. Изба-шестистенок.


29. Ещё домик.


30. Вид нижнеисетской улицы.


31. Ещё один вид.


32. Кое-что из старой застройки сохранилось и на левом берегу Исети. Это здание построено в 1827 году. На нём висит доска, сообщающая, что это здание конторы Нижне-Исетского завода. На самом деле, если контора здесь когда-то и располагалась, то лишь в период 1827-1843 г. г. Потом здесь устроили весовую, где взвешивали и клеймили заводскую продукцию. Сейчас тут кафе.


33. Здание земской школы, 1914 г.


34. Позднее здание было расширено, но с сохранением общего стиля.


35. Во второй половине XIX века Нижне-Исетский завод поразил затяжной кризис, как, впрочем, и всю уральскую металлургию. Производство падало, модернизация не проводилась. В начале XX в. встал вопрос о закрытии завода. Тогда рабочие образовали артель и взяли завод у казны в аренду. Случай для России редкий, хотя и не единственный. Оборотного капитала у артели, разумеется, не было, завод работал с перебоями. Кое-какое оживление принесла начавшаяся Первая мировая война, но подъём был недолгий. В 1919 году отступавшие колчаковцы вывезли часть оборудования, а другую часть сбросили в одну из шахт находившегося неподалёку прииска. На оставшемся оборудовании было налажено полукустарное производство металлоизделий хозяйственно-бытового назначения. В 1922 году Нижне-Исетский завод был закрыт окончательно. Далее произошло странное. Заводские корпуса были снесены, зачем и по чьему приказу это было сделано - пока неизвестно. Ныне на месте завода пустырь, поросший клёнами. Жизнь Нижне-Исетска между тем продолжалась. В 1928 году он вошёл в состав Свердловска. А в начале 1930-х годов произошли новые крупные перемены. В декабре 1930 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о строительстве в Свердловске завода химического машиностроения. Проектное задание было утверждено 9 августа 1931 года. оно предусматривало строительство завода мощностью 119 тыс. тонн продукции в год с последующим увеличением до 200-240 тыс. тонн. Площадка нового завода была выбрана в полутора километров западнее плотины Нижне-Исетского пруда. Началась расчистка места под строительство цехов.


36. Работы шли медленно. По какому-то недоразумению строительство Уралхиммаша не было включено в список ударных строек, поэтому финансирование, обеспечение кадрами и материалами шло по остаточному принципу. Несколько раз менялась проектная документация. Основное внимание в начале строительства было сосредоточено на подъездных путях, в том числе узкоколейной железной дороге от деревни Сарапулки до площадки завода.


37. Первостроители размещались в частных домах Нижне-Исетска, затем началось строительство барачного городка. На стройке была высокая текучка кадров, часты были задержки зарплаты. Соответственно, и работы выполнялись долго и некачественно. К 1934 году к строительству цехов так и не приступили. Назревал срыв сроков строительства. Дело усугубилось тем, что подрядчик, Востоксоюзстрой, отказался от проведения работ. В 1935 году стройка была законсервирована. Новым сроком пуска завода был определён 1942 год. Но ни у кого не было уверенности в том, что и этот срок будет выдержан. По-прежнему не было ни специалистов, ни материалов, ни техники. А то, что было - нещадно разворовывалось. Двое директоров УСХМ были отданы под суд за воровство и разбазаривание средств, но ничего не помогало. И это в самый разгар Большого Террора, который, как нас уверяют, нагнал на всех страху.


38. По иронии судьбы Уралхиммаш был таки запущен в 1942 году, но способствовали этому совершенно иные обстоятельства. В августе 1941 года на площадку Химмаша прибыли эшелоны с персоналом и оборудованием эвакуированного из Киева завода "Большевик". Директор "Большевика" В. П. Курганов был назначен директором Химмаша. Оборудование сначала устанавливали под открытым небом в лесу, параллельно началось возведение цехов.


39. В 1942 году заводские корпуса были в основном закончены. Удалось построить и какие-то количество бараков для жилья.


40. Основной специализацией завода было химоборудование. К его производству приступили сразу же, не дожидаясь завершения стройки. В основном оно предназначалось для Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском, шла война, стране был нужен алюминий. Кроме этого, в годы войны завод выпускал и чисто военную продукцию - 120-мм полковые миномёты.


41. После войны Уралхиммаш принимал участие в реализации крупных государственных проектов. На нём изготавливалось оборудование для первых советских ядерных реакторов, машины и аппараты для химических предприятий страны. В 1990-е годы завод, подобно многим машиностроительным предприятиям страны, резко сократил объёмы производства. Сократилась номенклатура и сложность выпускаемой продукции. Сейчас завод еле держится на плаву, производя простейшие цистерны и шаровые резервуары. В недалёком будущем на площадку завода будет переведено металлургическое производство Уралмаша. Видимо, это единственное, что можно сохранить от былой мощи некогда легендарного "завода заводов". Ниже представлена панорама площади перед Химмашевской проходной. Для просмотра нажмите на клавишу "Play".


42. Фрагменты панорамы. Здание техникума Уралхиммаша.


43. Фасад здания.


44. Заводская проходная.


45. Статуи, украшающие проходную.


46. Кусочек территории Химмаша.


47. Здание НИИ Химмаша.


Следующий пост будет посвящён советским кварталам Химмаша.

Химмаш. Парадная часть.
Химмаш. Застройка глубинных кварталов.

виды, Екатеринбург, горные заводы, Нижне-Исетск, здания, Химмаш, история

Previous post Next post
Up