ПРОФЕССОР ГЕННАДИЙ ТАФАЕВ: УРАГАН 17 ИЮЛЯ В ЧУВАШИИ - ВОЗМЕЗДИЕ КИРЕМЕТЬ ТОППАЯ

Jul 21, 2012 14:42

... Помню, что около нашей деревни Кошки росли старые дуплистые вязы, на окраине удельного леса, - кучкой, в одном месте, а также разбросанные по лесу в одиночку. Меня водили молиться, поклоняться к вязам, стоявшим группою на опушке леса, как к священным деревьям. Около них приносились жертвы злым, добрым духам, якобы жившим в дуплах старых деревьев, для чего клались серебряные, медные деньги. Они лежали, скопившись за много лет, целой грудой, которую никто долго не трогал. Но когда мне было лет 10-12, кто-то украл эти деньги. С тех пор новых денежных жертв у корней старых вязов более не клали. При мне же приносившие жертвы, обратившись лицом к вязам, молились злому духу, чтобы тот им не вредил... (Иван Яковлевич Яковлев, 1848-1930, чувашский просветитель. Моя Жизнь: Воспоминания. Глава I. Детские годы. Детство в семье приемных родителей. М.: Республика, 1997, С. 63-64)

КИРЕМЕТ, КЕРЕМЕТ - в традиционных верованиях чувашей дух Добра и Зла высшего разряда, посредник между богами верховного мира и хтоническими духами нижнего мира; священная местность (гора или возвышенное место, родник и дерево, чаще всего старый дуб), символизирующая Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа, и место общественного жертвоприношения (киреметище)...

Чувашская энциклопедия: в 4 томах, том 2, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008, С. 251-252



Зайцев Юрий Антонович. Эскиз картины "Богиня плодородия Киреметь". 1971 г.
Из фонда Чувашского Государственного Художественного Музея

Доктор исторических наук, профессор Геннадий Ильич Тафаев, уроженец д. Большое Аккозино Мариинско-Посадского района:

"Наиболее интересным представителем жреца (йомзи) был Топай из д. Туппай Семел (ныне Мариинского Посада Чувашской Республики). До 60-90-х гг. XIX века в Чувашском крае пользовалась большим авторитетом жреческая каста (йюмзи и др.). Например. М.Ф.Федоров в 1876г. писал о Топае (который жил в середине XVI века). «Деревня Аккозино носила еще другое название Топай Исмель, в этой деревне в старину жил закоренелый йомзя Топай, который вмещал в себе, как говорят, достоинства пророка. У Топая в саду было жертвенное святое место, куда желающие принести Богу жертву могли приводить по четвергам и пятницам однолетних баранов, так как молитву при приношении жертвы должен произнести йомзя Топай, за что он получал непременно половину приносимого в жертву барана, иначе жертва не могла быть принятой Богом. Если кто жалел эту половину отдать ему, Топай не допускал того до жертвоприношения». К сожалению, один краевед написал, что в Б. Аккозино Киремети не было, а она была в с.Исмели (такая позиция краеведа, искажает историю). На сегодня киреметь в д. Б. Аккозино действует, дуб засох, но верующие продолжают ходить к дереву совершать жертвоприношения (чук). В народе этот киреметь называют «Киреметь Топая». Мероприятия, проводимые во время чук, для всех являются печалью (белый цвет носили жрецы). Для чувашского населения белый - цвет чистоты, а для жрецов - цвет печали. Закрепление красного, желтого, оранжевого цветов у проточуваш на Востоке (до I в. н.э.). Белый цвет закрепился вначале среди йюмзи (жрецов) на Северном Кавказе. В «Истории агван» о языческих жрецах (чук) говорится так: «Отделяя все примеси нечистою отеческую религию, он препятствовал Поклонению другим богам, а поклонялся живому Богу, творцу неба и земли, Сыну единородному, и Духу единосильному. Отделяя все примеси зла от души своей, как новорожденное дитя, жаждал он несмешанного молока, в разных местах он строил церкви и увеличивал почет священников Божьих. Епископ приказал срубить старейшину и, так сказать, мать высоких деревьев, которым приносили жертвы во имя суетных идолов и которым многие поклонялись в стране Гуннов. Князь и дворяне почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Этим высоким густолиственным дубам поклонялись, как скверному идолу Аспандиату, принося ему в жертву лошадей; кровь их поливали вокруг деревьев, а голову и кожу вешали на сучья деревьев. Когда жрецы-чародеи, колдуны и знахари услышали, что он приказал срубить громадное исполинское дерево, которое всех соблазнило и сокрушило, то они подняли вопль, рвали вороты и громко восклицали к князю Гуннов и к вельможам страны. Они говорили: «Как вы, зная, можете и смеете делать то, что противно нам, я враг Богов наших вместе с вами срубает то дерево. Почему вы слушаете его и внемлете ему: разрушаете, разоряет, грабите капища кумиров наших, которых поставили отцы ваши, и вся страна наша поклонялась до сих пор, и получила благие дары от идолов, капищ и от полоняемых деревьев. Изобилие народа страны вашей делало вас сильными и победоносными в войнах с врагами нашими. За кого же вы теперь почитаете его, что слушаетесь словам его, и даете ему право истреблять, разрушать капища Богов наших? Когда вы поклоняетесь деревьям, во имя исполинского имени храброго Спандиата и приносили им жертвы, не получали вы разве всего, чего просили? Вы получали блага: он исцелял больных, возвышал неимущих и нищих; мы силою их наводили вам во время знойной засухи и сильных жаров дожди, которые прохлаждали жар знойный, освежали растения и зелень, и созревали плоды в наслаждение и пищу вам. Также мы успокаивали вас на счет сильных дождей, небесных сверкающих явлений, облаков и грома. Теперь же хотя вы и другим его заблуждающимся словам, и поклоняетесь Богу, о котором он проповедует, однако, оставить и отвергать настоящих богов ваших, которым поклоняетесь вы и отцы ваши, не следует и не должно вам бросать их, отрекаться от них и предавать их в руки его, чтобы он раздробил их под ногами. Но вы им тоже поклоняйтесь, чтобы они в гневе не нанесли стране нашей великих и жестоких ударов. Кто дерзнет приблизиться и дотронуться до тех мест, где построены и утверждены капища исполинского Спандиата или к прекрасному древу, хранителю и защитнику страны нашей? Ибо те, которые по незнанию брали от того дерева или падшие ветви, или сучья для своих нужд, то оно наказывало их страшными муками, бешенством, даже смертью, и истребляло дом и род их. Ему ли теперь дотронуться и срезать его; или разрушать капища наших богов? Мы знаем, если он будет упорствовать и приблизиться к нам, то они накажут его страшными недугами, даже лишат жизни». Тогда князь гуннский отвечал колдунам, чародеям, жрецам и служителям капищ и деревьев и говорил им: «Мы склонялись и поверили этому мужу, поклонялись перед богом, о котором он вещал нам, и не препятствуем ему разрушать и разорять капища». Если вы освященными деревьями можете подвергнуть тяжким недугам или нанести ему даже смерть, то мы поверим вам и снова построим и поклонимся капищам, кумирам, будем поклоняться деревьям и приносить им жертвы и требы, как до сих пор. Но если вы не можете наказать их или устрашить его и он разрушит капища кумиров, срубит деревья и сожжет их; не постигнут его болезни, ни смерть, то мы склонимся и будем верить ему, что он послан нам от Бога, и будем поклоняться единому Богу, который сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды; а вас, связав вам руки и ноги, предадим в руки его, чтобы он сжег вас, у тех капищ и деревьев..."







Г. И. Тафаев: Киреметь йюмзи Топпая моего предка (фотоавтор Г. Тафаев) Фото 2008 год

Геннадий Тафаев: в мае 2009 г. действующую Киреметь (высохший дуб у ручья) по приказу властей сожгли, а на обугленной земле искали монеты, которые с XVIвека бросали к «Киреметю Топая»







Остатки Киремети Топая фотоавтор Геннадий Тафаев, 2012 год

17 июля 2012 года по территории Чувашии прошли грозы с градом и порывистым ветром

Фото Геннадия Тафаева, село Октябрьское















Фотоавтор Геннадий Тафаев

Доктор исторических наук, профессор Г. И. Тафаев: "Сторожилы деревни считают,что из -за убийства Киремети произошел ураган 17 июля 2012 года. По чувашским повериям сжигать-убивать Киреметь нельзя.Убийство Киреметя приведет к большим бедствиям для народа данной местности..."

Ураган 17 июля 2012 года назван профессором истории Геннадием Тафаевым ураганом "Киреметь".Пострадали около 20 деревень,более 30 домов только в селе Октябрьское-Исмели..."

Информационный Блог Доктора Исторических Наук Г. И. Тафаева http://www.tafaj.blogspot.com/

Исторические Науки

Previous post Next post
Up