Статья 2016 г.
Предложенная в 2012 году китайским правительством концепция «китайской мечты» имеет свою специфику в процессе ее реализации за пределами КНР.
Согласно анализу политического медиа-контента КНР, «китайская мечта» в общемировом контексте подразумевает мирное развитие, которое в свою очередь включает в себя создание мирной международной обстановки и совместное развитие всех стран.
«Китайская мечта» - это построение гармоничного мира, в котором все страны имеют равные права, в котором сочетаются разные культуры и пути развития, в котором все учатся друг у друга, государства имеют общие обязанности, в котором нет места войне, бедности, конфронтации, но есть место сотрудничеству и развитию [3, с.324].
Распространение «китайской мечты» за пределами КНР базируется на следующих принципах [3]:
1. «Не навязывай другим того, чего не хочешь для себя». К другому государству нужно относиться как к своему собственному.
2. Равноправия, взаимодоверия (между малыми и большими странами за счет смирения первых и уважения со стороны вторых), всеобъемлемости, взаимозаимствования, сотрудничества, взаимного выигрыша.
Фото отсюда cdn.vdmsti.ru
3. Политики неприсоединения. Китай не вступает в альянсы ни с одной крупной державой или блоком держав, не участвует в каких-либо военных блоках.
4. «Неприсоединение» не означает невозможность «быть партнером».
5. «Люби подобных тебе и уважай отличных от себя». Гармония с теми, кто не такой, как ты.
С целью успокоить мировое сообщество, которое периодически обвиняет КНР в стремлении установить свою гегемонию, в выступления политических лидеров КНР постоянно подчеркивается, что Китай - миролюбивая страна. Так, на выступлении во время 3-й коллективной учебы членов Политбюро ЦК КПК 28 января 2013 года Си Цзиньпин отметил: «Китайская нация - миролюбивая. С периода нового времени устранение войн и установление мира стали анипервейшим и самым глубинным желанием китайского народа». В интервью представителям СМИ стран БРИКС 19 марта 2013 года Си Цзиньпин уверил: «Сейчас кое-кто в мировом сообществе беспокоится, не будет ли нынешний развивающийся Китай претендовать на роль гегемона, не будет ли обижать других. Такого опасения быть не должно. Китай уже многократно и торжественно заверял международное сообщество в твердости и неизменности своего курса мирного развития, в отказе от притязаний на гегемонию и экспансию».
Успешность принятия миром «китайской мечты» зависит от двух факторов:
1. От того, сможет ли Китай сделать шансы мира своими собственными шансами, а шансы Китая сделать шансами для всего мира.
2. От отношения других стран к «китайской мечте»: встретят они ее с верой и пониманием или сомнениями и подозрениями, поддержат ее или будут ставить препоны [3]. Особенно подчеркивается необходимость признания и поддержки «китайской мечты» со стороны ООН и АСЕАН.
Одним из средств распространения «китайской мечты» называется китайская культура. В настоящее время, необходимо поднимать международную конкурентоспособность продукции китайской культуры. В 2010 году Центром исследования и освоения «мягкой» мощи китайской культуры было проведено исследование, которое показало, что на мировом культурном рынке США занимают 43 %, ЕС - 34 %, а Китай - менее, чем 4 % [3, с. 229]. Более того, китайское правительство признает, что влияние, которое оказывает западная массовая культура на население Китая, далеко превосходит то влияние, которое китайская культура оказывает на население западных стран. С целью повышения конкурентоспособности китайской культуры провозглашена политика «выхода китайской культуры во внешний мир». Она предусматривает знакомство мира с китайским языком и культурой путем культурных обменов и сотрудничества с другими странами [3].
Основное внимание в процессе распространения «китайской мечты» за пределами КНР уделено развивающимся странам Африки и Латинской Америки. Без поддержки этих стран мечта Китая не имеет надежды на реализацию.
Все больше африканцев считают, что китайцы создают рабочие места, передают технологии, а также наполняют ликвидностью местную экономику[3].
Более того, вклад Китая в Африку признают все больше западных СМИ и ученых. Телеканал СНН сообщал, что за 10 лет Китай построил в Гане больше объектов инфраструктуры, чем Великобритания за 100 лет. Профессор Дебора Брайтигам в книге «Подарок Дракона: правдивая история Китая в Африке», отмечает, что Китай приносит Африке торговые и инвестиционные проекты, которые действительно способны стимулировать развитие Африки [3].
«В декабре 2015 года на втором саммите форума Африка-Китай (FOCAC), Си Цзиньпин объявил о предоставлении финансирования африканскому континенту на сумму в 60 млрд долл. Эта сумма кажется гигантской по сравнению с инвестициями Китая в российскую экономику в 2014 году - 1,27 млрд долларов» [4].
25 марта 2013 года в Международном конференц-центре Танзании Си Цзиньпин выступил с речью, в которой отметил: «Несмотря на то, что Китай и Африку разделяют огромные океанические пространства, сердца наши бьются в унисон. Нас объединяет не только традиционно крепкая дружба, но и наши - у каждого своя - мечты» [1]. Он также отметил, что «китайцы отдают все силы для осуществления «китайской мечты» о возрождении китайской нации, а африканцы прилагают все усилия к осуществлению африканской мечты об объединении и укреплении Африки, ее развитии. Китайский и африканский народы должны укреплять сплоченность и сотрудничество, взаимоподдержку и взаимопомощь, упорно идти к своей мечте» [1].
Практически идентичные слова Си Цзиньпин озвучил в интервью латиноамериканским СМИ в мае 2013 года: «Несмотря на то, что Китай и Латинская Америка разделены океанами, сердца наши бьются в унисон. Нас объединяет не только традиционно крепкая дружба и тесная взаимосвязь интересов, но и общее стремление к прекрасной мечте».
Следует отметить, что за 15 лет (2000-2015 гг.) товарооборот между странами Латинской Америки и КНР увеличился в 22 раза. Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал инвестировать в страны Латинской Америки $250 млрд. до 2020 года.
Успехи «китайской мечты» в остальном мире не так очевидны. Среди стран поддерживающих Китай и осознающих важность «китайской мечты» для всего мира китайский истэблишмент называет Казахстан, Чехию и Россию.
Так, в статье «Китайская мечта взаимовыгодна для всего мира» опубликованной в газете «Жэнминь жибао» 28 марта 2016 года отмечается, что «подъем экономики Китая позволяет сотрудничество между Китаем со всеми странами. Китайская мечта имеет общий корень с мечтами других народов мира. Китайская мечта, прежде всего, изменит жизненные условия для китайского народа. Решает острые социальные проблемы. Соединит 56 национальностей нашей страны. Во-вторых, расширяет влияние китайской культуры за рубежом. Укрепляет контакты с другими государствами». Примером успешного продвижения «китайской мечты» зарубежом называется Чехия, отмечается, что «Чехия с самого начала поддерживает китайскую мечту и внешнюю политику Си Цзинпина» [5]. В китайских СМИ также неоднократно отмечалось, что президент России В.В. Путин разделяет позицию китайского руководства и поддерживает концепцию «китайской мечты» («Китайская мечта» и «русская мечта» пожимают руки»[6]). Президент Казахстана Н. Назарбаев также отметил, что осуществление «китайской мечты» приносит соседним странам, евразийскому району и даже всему миру новые возможности [2].
В политическом медиа-контенте КНР неоднократно подчеркивается, что «китайская мечта» по сути, «ничем не отличается от мечты других стран о прекрасном будущем. Реализация «китайской мечты» принесет миру мир, развитие, сотрудничество; она не представляет никакой угрозы, но нуждается в понимании и поддержке со стороны международного сообщества, как минимум, хотя бы терпимости. Если некоторые лица или страны и далее будут придерживаться таких косных и не отвечающих течению времени идей, как идеологический догматизм, мышление времен холодной войны или идея противостояния, и будут вести себя так, как будто только им одним все позволено, то в таком мире никогда не воцарятся мир и спокойствие, и ничьей мечте так и не суждено будет сбыться» [3].
В действительности, перспективы реализации концепции «китайская мечта» за пределами Китая не выглядят оптимистичными. С 2013 года, когда «китайская мечта» начала пропагандироваться не только на материковом Китае, она так и не нашла, ожидаемого китайским истэблишментом, отклика как среди иностранных политиков, так и широкой общественности. Об этом красноречиво свидетельствует уже то, что об успехах «китайской мечты» в других странах говорится исключительно в политическом медиа-контенте КНР, но не «охваченных мечтой» странах. Вполне вероятно, китайское правительство осознает реальные возможности распространения «китайской мечты». По крайней мере, инициатива «Один пояс и один путь», стремительно набирающая популярность, включает в себя и продвижение концепции «китайской мечты» на евразийском континенте, что может дать ей второй шанс стать новой мировой мечтой.
Библиографический список.
1. Из речи в Международном конференц-центре Танзании им. Д. К. Ньерере под заглавием «Навсегда быть надежными друзьями и верными партнерами» (25 марта 2013 г.), «Жэньминь жибао» от 26 марта 2013 г.
2. Интеграция «китайской мечты» с мировой на Новом Шелковом пути. URL:
http://russian.dbw.cn/system/2014/03/10/000819418.shtml (дата обращения 22.05.2016).
3. Китайская мечта и мир / Под ред. Хуан Хуагуана и Луань Цзяньчжана. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014.
4. Трухина Т. Африканские аппетиты Пекина или почему Китай инвестировал в Африку почти в 20 раз больше, чем в Россию. URL:
http://worldcrisis.ru/crisis/2153627?COMEFROM=SUBSCR (дата обращения 01.06.2016).
5. 中国梦有利于全世界 URL:
http://politics.people.com.cn/n1/ 2016/0328/c1001-28230040.html (дата обращения 15.05.2016).
6. 原标题:中国梦 亚太梦URL:
http://news.ifeng.com/a/20141112/ 42450931_0.shtml (дата обращения 15.05.2016).