PR использовался издревле. Плюньте в глаз тому, кто скажет, что это изобретение 20-века. Особенно активно pr-технологии использовались при создании образа врага: вызвать отвращение к потенциальному противнику, сформировать образ «соседнего мерзкого народа, достойного одного - уничтожения» и развязать захватническую войну, или сплотить свой народ перед угрозой вторжения «грязных беспощадных варваров, не знающих пощады».
Активно использовался элемент pr при формировании идеологизированного образа Лидера.
Как положительного - для оправдания деяний, создания устойчивой идеологической доктрины государства.
Пример: Александр Македонский. Самая масштабная PR-кампания древности, когда по всему «цивилизованному» миру были изъяты ВСЕ документы, летописи, воспоминания современников о нем и заменены на единую биографию и жизнеописание деяний. Кстати, именно этот pr-проект до сих пор служит
верой и правдой - большинство людей уверено, что Македонский был носителем эллинской культуры на Дикий Восток. Представителем Великой Греции. Хотя никогда не был эллином, а Греция в то время была окраинным государством, задворками цивилизованного мира.
Пример построения отрицательного образа. Нация, которую возглавляет потешный человек, урод, придурок не может быть ни Великой, ни достойной уважения. Не будем рассматривать 20 и 21 век - Вы итак хорошо знаете (Германия, Россия, Ирак, Грузия и т.д.) Уйдем немного дальше - начало 19 века, «благородный» век дам и истинных джентльменов и кавалеров.
И страшный коротышка, карлик с большой головой грозит благополучию Европы!
Только Наполеон Бонапарт не был коротышкой. Но после смерти императора его рост был измерен совершенно точно. Человек, державший в страхе всю Европу, достигал 1 метра 68,6 сантиметров в высоту. По тем временам очень приличный рост, выше среднего, - многие современные политики не дотягивают до его габаритов.
Просто идеологи враждующих с Францией стран использовали прозвище Наполеона la petit caporal - «маленький капрал». Что можно по смыслу перевести как «близкий нам капрал», «свой в доску» капрал». Так родилось клише, от которого никогда не избавится: карлик, охваченный комплексами маленького роста, жаждет доказать свое превосходство над нормальными рослыми людьми.
Фрагмент того, как формируют образы современных лидеров
здесь