Часть 1. Социальный состав и боевой опыт. Опыт штабной службы.
Штабная служба воспринималась как признак талантливого и амбициозного офицера. Однако 19 (12%) подполковников, не занимавших до командования батальоном административных и штабных должностей, показывают, что это было не обязательно. 56 (36%) в свое время были адъютантами в регулярных батальонах, 59 (38%) - в ополчении или волонтерских. Итого (некоторые успели побывать и там, и там) - 92 (59%).
1\14й (города Лондон) батальон Лондонского полка (Лондонские шотландцы) перед 3й атакой у Мессина 31 октября 1914г. Худ. Р.К. Вудвиль.
Командир обычно выбирал адъютантов «из наиболее способных и многообещающих своих «пэров» - старших субалтернов, а чаще капитанов. Ведь адъютант должен был «организовывать распорядок дня, руководить офисом, возиться с корреспонденцией, писать приказы, отвечать на запросы из бригады, предугадывать ротные нужды, разбираться с проблемами и обеспечивать надлежащее поведение нижних чинов и младших офицеров. Быстрый ум помогал». Адъютанство было хорошей школой для будущих комбатов, да и прибавка к жалованию не была лишней.
Разумеется, возникают мысли и про патронаж, но считается, что в Эдуардианской армии эти процессы были ограничены.
Для занятия должности вне полка нужно было закончить двухгодичный курс Штабного колледжа, а туда брали по рекомендациям батальонных КО «во всех отношениях совершенно хороших полковых офицеров», прослуживших не менее 3 лет. Кстати, psc (закончившие Штабной колледж) имели право пропустить первый (теоритический) этап экзамена на командование батальоном.
34 (22%) командиров батальонов 1914г. были psc. Восемь из них учились незадолго до Бурской войны, когда «новый прогрессивный дух» уже начинал проникать в Штабной колледж, а остальные (почти 75%) - после, когда курс стал более «практическим» и с учетом новейшего опыта. Как писал один инструктор про этот период: «некоторые из самых лучших солдат Армии должны встретиться в Кемберли». В войсках, впрочем, к «ученым, с их оторванными от жизни теориями», относились скептически, как у нас к офицерам Генштаба - «моментам».
72 (46%) занимали должности вне своих полков до того как стали комбатами. Самый опытный в этом смысле был С. Л. Николсон, 2\Восточно-Ланкаширский, служивший в штабах много лет в Гибралтаре, Индии, Бенгалии, Ирландии, Южной Африке. ПМВ он закончит командиром дивизии. Джексон, 1\Гэмпширский, штабник еще с 1889г., при этом так и не закончил Колледж. Многие занимали высокие и ответственные посты в различных комиссиях, штабах разных уровней и Военном министерстве.
Трое побывали военными атташе. Г. С. Лаутер (не psc), 1\Шотландская Гвардия, в Мадриде, Лиссабоне и Париже. Д.Д. Маклахлан (psc), 1\Кэмеронские хайлендеры, в Вашингтоне и Мехико. С. Уанлисс (не psc), 2\Южно-Ланкаширский, участвовал в комиссии Систана по демаркации границы Персии и Афганистана.
61 (44%) из 139 воевавших комбатов занимал штабные должности в боевой обстановке. Из 8 pcs, закончивших Колледж до Бурской войны, 4 не имели боевого штабного опыта до 1914г. Аналогично 6 из 23 pcs «послебурского» периода. Самый опытный был, пожалуй, Колин Роберт Баллард, 1\Норфолкский, бывший транспортным офицером еще в Тирахе 1898г., затем участник Бурской войны и экспедиции в Сомали.
Отсутствие диплома Штабного колледжа не было препятствием для подходящих, по мнению начальства, офицеров, особенно в колониях. А вот занять высокие штабные должности в Метрополии без него было сложно.
Специальный резерв.
Китченер, став государственным военным секретарем, отозвался об офицерах Специального резерва, как об «этих старых джентльменах, что я видел марширующими в Гайд-парке с зонтиками». Он спутал с Национальным резервом, куда зачислялись отставные офицеры.
Карикатура 1915г.
Специальный резерв был создан в 1907г. из прежней Милиции (ополчения). К 1914г. там насчитывался 101 комбат 74 резервных и 27 экстра-резервных батальонов.
42 (40%) комбата были бывшие «регуляры» - среднего возраста около 49 лет, и, в среднем, 7 лет как в резерве. Последние звания в Регулярной Армии: 1 полковник, 1 подполковник, 57% - майоры, 33% - капитаны. Один был вторым лейтенантом на момент ухода, так что попадает в статистику «регуляров» лишь формально, а не по реальному опыту. 54% служили в тех же полках, что и на регулярной службе. 3 были из Индийской армии.
Процент выпускников военных училищ, университетов и частных школ был ниже, а выходцев из Ополчения и даже нижних чинов - намного выше, чем в регулярных батальонах. Выше был и процент аристократии - 2 бывших «регуляра» и 6 «ополченцев» принадлежали к титулованной знати. Это лорд Эмптхилл, 3\Бедфордширский; маркиз Солсбери, 4\Бедфордширский; баронет Уэлдон, 4\Лейнстерский; Чэмпион де Креспиньи, 3\Нортгэмптонширский; Гриффит-Боскауэн, 3\Королевский Западно-Кентский; граф Элсмир, 3\Королевские шотландцы, лорд Хейтсбери, 3\Уилтширский, и баронет Гюнтер, 3\Йоркширский.
Меньше опыта штабной деятельности. Подводя итог, можно смело предположить, что большинство комбатов резерва не смогли бы стать подполковниками в Регулярной Армии, и ушли оттуда, осознав этот факт и разочаровавшись сделать дальнейшую карьеру.
У остальных 60% командиров резервных батальонов служба прошла полностью во вспомогательных частях. Средний возраст всех комбатов был 48 лет. Самому молодому был 41 год, самому старому - 63. Это был подполковник Д.Л.Воган, 3\Южно-Ланкаширский. Он командовал им до января 1917г., затем стал майором в Трудовом корпусе.
Отчет проверки 46 резервных батальонов в 1910г. благожелательно оценивает качество этих частей и командиров. Только 1-2 были отмечены как слабо и устаревши подготовленные, но даже они могут после короткой переподготовки встать в строй с другими.
Боевой опыт также был относительно невелик. У бывших регуляров, конечно, все в порядке. Двое воевали в 5 кампаниях (причем 9 из 10 в Азии). Трое - в четырех, два в трех, семь в двух и 25 в одной. Лишь трое нигде не участвовали. Но 18 из 63 «ополченцев» (29%) не имели боевого опыта, двое - две кампании (буры плюс у одного Судан 1884-85, а у другого - завоевание Ашанти в 1900). Остальные 43 - одна англо-бурская война.
Лишь четыре батальона Резерва участвовали в боевых действиях ПМВ, и всего один из них возглавлялся своим довоенным командиром. Это был подполковник Аллен, 4\Короля (Ливерпульский), 456 дней активной службы. Остальные три: Уэй, 4\Северо-Стаффордширский, был переведен в 8й батальон Восточно-Йоркширского полка и два раза ранен; 4\Южно-Стаффордширский возглавил регулярный майор, а 4\Бедфордширский - его старший майор.
А вообще на войну попало 15 комбатов-резервистов - 8 как КО добровольческих батальонов, 5 - территориальных, а один в составе регулярной части. 60% из них бывшие регуляры и, видимо, поэтому были выбраны для боевой службы. Один даже дослужился до командования бригадой - Артур Корри Льюин, 40я бригада в Галлиполи.
На фронте они провели каждый примерно по 10 месяцев, а несгибаемый шотландец экс-регуляр Д.Т.Б. Уилсон, 4\Аргайльские и Сатерлэндские хайлендеры, - более двух лет, возглавляя четыре разных батальона.
Джордж Тайри Брэнд Уилсон (1867-1953) в молодости.
Что ж, как минимум некоторые добились гораздо больше, чем от них ожидалось.
Территориальные силы.
Созданные по реформе 1907г. из Волонтеров и Йоменов для защиты Метрополии, и еще хуже подготовленные, чем Резервисты, в 1914г. они насчитывали 207 комбатов.
33 (16%) из них бывшие офицеры регулярных войск. Эти офицеры имели средний возраст 45 лет 4 месяца и обычно были капитанами или майорами в отставке (по 45%). Почти наверняка они ушли из Регулярной армии, осознав, что не поднимутся там выше майора. Хотя было и 3 подполковника, недавно (май 1911- октябрь 1913) уволившихся из Индийской армии.
Офицеры дореформенной эпохи: 5й Волонтерский батальон Королевских Шотландцев (слева и справа), Королевы Эдинбургские стрелки волонтеры (в центре).
Остальные 174 были «чистыми» Волонтерами. Средний возраст - 47 лет 8 месяцев, но разброс больше, чем в Армии. Так, сэр Марк Сайкс, 5\Йоркширский, был самым младшим - всего 35 лет. Это писатель, политик и дипломат, подписавший, в частности, знаменитое соглашение Сайкса-Пико 1916г. о разделе сфер интересов на Ближнем Востоке.
Сэр Таттон Бенвенуто Марк Сайкс, баронет (1879-1919).
28 - старше 50 лет. Старейшему - А.Р.Мегги, 4\Эссекский, было почти 60, и он ушел в отставку незадолго до высадки своего батальона в Галлиполи.
Территориалам, конечно, не хватало штабного и строевого опыта, равно как и боевого. Из 34 бывших регуляров лишь 7 не воевали, у троих был опыт трех войн, у семи - 2. Но среди «чистых» добровольцев 80% не воевали, а остальные участвовали лишь в англо-бурской войне.
Итого: 1% их весьма небольшого коллективного боевого опыта - борьба против африканских племен, 21% - Бирма и Индия, 78% - буры. Причем, в основном в 1900-1902гг., т.е. партизанская война, а не «регулярная» 1899г. Но было бы несправедливо считать их совсем неготовыми к тому, что от них требовалось.
Прохождение службы было не столь строгим как в Армии. Так, назначение на должность было четырехлетним, но можно было получить дополнительные 4 года (не более двух раз). Офицеры не на командных должностях должны были уходить в отставку в 60 лет, однако можно было продлевать сроки службы, но не более двух лет за раз, и не старше 65 лет. В общем, лазеек и поводов остаться было предостаточно для тех, кто этого хотел.
В августе 1914г. около четверти командиров территориальных батальонов занимали свою должность больше 4 лет. 15 человек были командирами еще Волонтерских батальонов до реформы 1908г., причем двое стали ими еще в прошлом столетии!
Сесил Сосера Кларк был назначен комбатом 1го волонтерского батальона Сассекского полка в январе 1899г. В октябре 1914г. его перевели командовать батальоном 2й линии, в 1915г. он ушел в отставку.
Полковник граф Денби и Десмонд командовал Достопочтенной артиллерийской ротой аж с марта 1893г. Молодым лейтенантом виконт Филдинг участвовал в битве при Тель-эль-Кебире в 1882г. Все трое его сыновей также стали военными и участвовали в ПМВ, двое погибли - в Ютландском сражении и при Пашендейле.
Рудольф Роберт Бэзил Алоизиус Огастин Филдинг, 9й граф Денби, 8й граф Десмонд (1859 - 1939).
Был и еще один стимул держаться за должность - статистика показывает, что в Территориальных силах командование батальоном было фактически высшей ступенькой карьеры, дальше только отставка. Из 207 предшественников «комбатов Августа» всего 12 (6%) остались на службе. Четверо возглавили другие батальоны и лишь двое получили повышение, став полковниками и командирами 6й Лондонской и Манчестерской территориальных пехотных бригад. У комбатов Специального Резерва, кстати, ситуация была еще хуже. Из 101 предшественника лишь один продолжал службу (командиром территориального батальона), и двое стали адъютантами короля.
От Территориалов не требовалась служба за морем. Довоенная открытка "Понюхай пороху!". Каламбур - powder - это и порох, и пудра.
Объективно оценить качество территориалов - тогда командованию, а сейчас историкам - трудно. Пожалуй, первым критерием будет готовность служить за морями, хотя изначально от ополченцев это не требовалось, к тому же многое зависело от случая. Из 206 подполковников Ополчения (реально было 207 батальонов, но одним командовал не подполковник) 26 не попали на фронт просто потому, что их части были оставлены в метрополии или направлены в небоевую зону. Из оставшихся 180 - 71 были отстранены от командования до отправки на фронт. Итого 109 «пригодных для командования на войне» дают 61%. При этом 7 КО оказались на фронте не во главе батальонов, которыми командовали на момент объявления войны.
С началом войны установка сменилась. Бравый солдат поучает незаписавшегося гражданского на примере атаки Лондонских шотландцев - первой территориальной части вступившей в бой.
Почему же не воевали оставшиеся почти 40%? В первую очередь, согласно официальным документам, из-за возраста и здоровья. Хотя средний возраст тех, кто не пошел (48 лет и 3 месяца) был лишь на два года больше тех, кто согласился (46 лет и 3 месяца). Скорее всего, это был лишь повод для сокрытия низких командных качеств. Лорд Дерби жестко высказался о подполковнике Беквите, 4\Верноподданый Северо-Ланкаширский: «абсолютно бесполезный…, чтобы показать, что это за человек, он говорит, что не может сейчас выступить на фронт, но готов позже, когда погода станет теплее». Беквит покинул пост в октябре 1914г., позже стал майором в Трудовом корпусе.
Подполковник Хайес, 15\Лондонский, отказался подписать Обязательство Имперской службы - документ о согласии служить не в метрополии, что послужило плохим примером для подчиненных. Боевой дух батальона упал, солдаты также не захотели покидать Англию. К счастью, преемник, граф Арран, сумел переломить ситуацию. Сам Хайес потом служил во 2\15 и 3\15 батальонах.
До войны планировалось, что в территориальном батальоне должно быть от 16% до 25% солдат, готовых для заморской службы. С униформологической точки зрения - подписавшие обязательство гордо носили над правым карманом значок "Имперской службы".
Некоторые, как например, У. Янгер из 4 \Королевских шотландцев в январе 1915г., подавали в отставку накануне отправки на фронт.
Не станем судить строго этих людей, виновата скорее сама система «воскресных» офицеров, объективно не готовых к полноценной континентальной войне и командованию в боевых условиях. «Хотя обычно они были увлечены и гордились своими частями, но многие, с точки зрения профессионалов, не дотягивали до командования батальоном». Наверняка, у многих были и реальные проблемы со здоровьем. Например, подполковник Кэмпбелл из 1\6 Черной Стражи умер осенью 1914г., не успев попасть на фронт.
Интересы, как местных сообществ, так и личные, часто вступали в конфликт с армейскими требованиями. Уже упоминавшийся Сайкс из 1\5 Йоркширского перешел на дипломатическую работу, где и преуспел. Б. Ферт, 1\4 Йорки и Ланкастеры, был членом правления Шеффилдской сталелитейной компании и ушел в отставку ради важного дела - производства вооружений. У. Наиш из 1\4 Гэмпширского был рукоположенным священником, которого епископ не отпустил служить за морем. Но следует признать, что, несмотря на свои заслуги в других сферах, как командиры батальонов они оказались несостоятельны, раз не смогли при необходимости возглавить свои части.
Первой территориальной частью, отправившейся на фронт, стал 1\14й батальон Лондонского полка, знаменитые Лондонские шотландцы. Неофициальные прозвища - «Ассорти с Пикадилли», «Кокни-джоки». Их командиром был 42-х летний подполковник Дж. A. Малкольм, торговец из Ост-Индии и чистый «территориал» по карьере. 15 февраля 1915г. отправлен в Англию после тяжелого ранения, закончил войну в Трудовом корпусе.
Лондонские шотландцы прославились героической штыковой контратакой в ночь Хэллоуина 31 октября 1914г. Вверху слева - парад в Гайд-Парке, июнь 1913г. Вверху справа - позируют для фотооткрытки. Внизу слева - в Англии, 1914г. Внизу справа - построение на утро после знаменитого боя, в строю осталось меньше половины. Подполковник Малкольм - портрет внизу справа и офицер верхом на переднем плане в светлой форме (вверху слева).
Из 109 боевых комбатов-территориалов 1914г. 37% было убито (15) или комиссовано после тяжелых ранений, как Малькольм (25). 19 (17%) отстранены и подали в отставку. 18 (16%) потеряли командование, но продолжили службу в частях 3й линии или на административных должностях. Из оставшихся 89 - 63 (71%) были повышены или пробыли на фронте более полугода, что должно считаться примером успешной службы.
Интересно, что 15 командовали своими батальонами довольно долго, до конца 1917- начала 1918г., а 4 были произведены в бригадные генералы. На фоне довоенной статистики это достижение представляет особый интерес. Не удивительно, что два из них бывшие регуляры.
1) Подполковник виконт Хэмпден, 1\Хертфордширский, возглавлял три территориальные бригады - 126ю в Галлиполи, 6ю верховую в Египте и 185ю во Франции до конца войны. Томас Уолтер Брэнд, 3й виконт Хэмпден (1869-1958). Итон и Тринити Колледж, офицер знаменитого 10го гусарского полка, женитьба на дочери герцога Баклю. Участвовал в англо-бурской войне, последнее звание и должность в Регулярной армии - майор, заместитель командира Временного гусарского полка в 1904г. В 1930е стал шефом своего родного 10го Королевского гусарского полка.
2) Подполковник Поллок-МакКолл, 1\5 Королевские шотландские фузилеры, бывший офицер Черной Стражи, дослужился до командования 25й регулярной (!) бригадой летом-осенью 1918г.
Подполковник А.Э.Хауэлл (в центре) и офицеры 1\3го (города Лондон) батальона Лондонского полка (Королевские фузилеры), 2 августа 1915г.
3) Артур Энтони Хауэлл, 1\3 Лондонский полк, по образованию врач. Записался в волонтеры в 1896г., воевал с бурами в составе Имперских волонтеров города Лондона. С 1910 возглавил свой волонтерский 3й (города Лондон) батальон Лондонского полка (Королевские фузилеры), на фронтах ПМВ в 1915-16г.
Артур Энтони Хауэлл.
За Сомму среди прочего был представлен к русскому ордену Св. Анны 3й степени с мечами. В октябре 1916г. произведен в полные полковники и действующие бригадные генералы. Командовал 1й Лондонской (резервной) бригадой в Олдершоте, умер в январе 1918г. от инфаркта во время парада.
4) Солиситор (стряпчий) по профессии, Фредерик Густав Льюис, 1\13 Лондонский полк, командовал тремя территориальными бригадами. 142я и 166я - с августа 1915г. по декабрь 1917г. , покинул фронт после тяжелого ранения, затем в тылу - 46й Лондонской пехотной бригадой. Это говорит об их высокой компетентности как офицеров.
Правда, если учесть тех, кто на фронт по каким-то причинам так и не попал, то процент успешно (хотя бы по формальным признакам) справившихся комбатов-территориалов падает до 31%. Ополчение не предназначалось для продолжительной континентальной войны, и большинство солдат и офицеров определённо не было к этому готово. Однако безжалостная война не делала различий и предъявляла одинаковые требования ко всем командирам, независимо от уровня их довоенной подготовки, опыта и желаний.
О потерях 1914г. поговорим подробно в следующий раз.
Подполковник Королевских Иннискилингских фузилеров, начало Первой мировой войны.