Среди питерских новых музеев есть чудесный, открывшийся два года назад на Петроградке, на Каменноостровском проспекте, 75. Чуток не доходя Лопухинского сада. Музей создан на основе коллекции Евгения Пылаева, собиравшего веера в течение 20 лет. Как вышло, что мужчина, по образованию математик, полюбил столь нежный дамский аксессуар, я не знаю, но коллекция насчитывает 250 вееров исключительной красоты и эксклюзивности, с начала 18 века до первой мировой. Потом история вееров прекратилась, они теперь существуют только в виде сувенирной продукции и в кино или театре.
А когда-то в века отстутствия кондишена веера были ой как нужны разгоряченным мазурками дамам. К тому же можно было веером показать кавалеру, что ты в настроении и муж уехал на охоту. Язык вееров - куртуазное развлечение.
Пришли веера с Востока. И хорошо прижились в Европе. Им даже посвящали пьесы, как Оскар Уайльд "Веер леди Уиндермир". Их расписывали великие художники, Ренуар начинал с росписи вееров, неслучайно он и написал девушку с веером.
В коллекции есть старинные японские и китайские веера. Гарда - крайняя плашка веера часто красиво украшалась резьбой, драгоценными камнями.
Некоторые из них были сделаны для внутреннего употребления, не на экспорт, со своими местными сюжетами.
Материалы для изготовления вееров были самыми разными: перья птиц, слоновая кость, бумага, кружева, тонкая ткань.
Слоновая кость расписывалась, украшалась резьбой. Ткань вышивалась. Веера стали предметами не только функциональными, они были красивыми аксессуарами, у богатых дам были большие коллекции, вроде той, Зинаиды Юсуповой, которая год назад показывалась на выставке в Эрмитаже.
В коллекции есть голландские, австрийские, французские, испанские, русские веера.
Веера "бризе" узнаются по ленточкам, которые соединяют плашки веера.
В определенные годы было популярно рисовать на веерах целые картины. Тут встречаются исторические и библейские сюжеты
Резьба на слоновой кости так тонка, что для того, чтобы её разглядеть есть специальные лупы.
Во Франции славилась высоким качеством фирма Дювеллеруа.
Вот этот веер из двух полос очень редкой конструкции.
Есть веера сильно эстетские, например вот этот черный веер с птичками, который назывался вечерним. Вечером черная прозрачная ткань была не видна, и когда дама обмахивалась, казалось, что птички порхают рядом с ней. Тонкость чуйств !
Веера расписывали известные художники, например этот -Николя Ланкре, учившийся у Ватто.
А на этом веере есть портреты Павла Первого и его жены, путешествовавших по Европам под именем графа и графини Северных. Все конечно были в курсе, что это царские особы.
Здесь портрет Фридриха Великого и атрибуты военной славы.
Картинки с двух сторон веера могли отличаться незначительно, это было сюрпризом для того, кто их разглядывал.
А на этом веере нарисован полет на воздушном шаре.
Здесь художник явно вдохновлялся картиной Винхельгартена, на которой императрица Евгения изображена со своими фрейлинами.
Веер под названием "кокет". На ручке маленький петушок и зеркальце: очень удобно, можно наблюдать исподтишка за кавалерами сзади.
А этот веер с выдумкой, в гарду вставлена линза, которая играет роль лупы, дама могла что-то расмотреть получше. Например украшение на другой даме. А если веер складывался, то совмещались другие линзы и он становился своего рода подзорной трубой, в которую можно было рассмотреть украшения на дамах на другом конце зала.
Еще есть фигура дамы, в настоящем платье известной герцогини, её лицо было скопировано с картины художника Сарджента. Я, правда, так и не поняла с какой. Сарджент написал много дам.
Интерьер, к сожалению, не дотягивает по вкусу по сравнению с веерами, там слишком много красоты на квадратный метр и веера не всегда хорошо видны, лучше было бы, если бы они были экспонированы в обычных стендах, а не в шкафчиках.