Прошло уже более полугода с момента провозглашения декларации о государственном суверенитете Донецкой народной республики. Народное сопротивление Юго-Востока Украины, поначалу являвшееся лишь запоздалой реакцией на нацистский переворот в Киеве, в итоге стало флагманом антиолигархического и антиглобалистского движения всего Русского Мира.
За эти семь месяцев мы многое успели пережить. Началась народно-освободительная война на Донбассе, прошли референдумы в ЛНР и ДНР, где жители своим волеизъявлением подтвердили их государственный статус. Мы увидели Одесскую Хатынь и героическую оборону Славянска. Уверен, что ещё много испытаний нам предстоит преодолеть на пути к освобождению русского населения бывшей Украины.
В настоящий момент на нашей земле идёт война. С одной стороны, это национально-освободительная борьба русского народа против этноцида националистической Украины. С другой стороны, эта война является гражданской, так как ещё полгода назад все воюющие стороны жили в одной стране, и человек, предположивший, что граждане этой страны будут уничтожать друг друга при помощи систем залпового огня и тяжёлой артиллерии, запросто мог угодить в психиатрическую клинику.
Как известно, целью любой войны является мир лучше довоенного (хотя, справедливости ради следует признать, что далеко не всегда в истории победа приносит лучший мир, чем был).
Воюющие стороны на Украине разделяются не сколько по национальному, сколько по мировоззренческому признаку - европейский или русский выбор. То есть мы воюем за свой образ Будущего! Того Будущего, которое мы готовы не стыдясь передать нашим потомкам. И вот здесь мы переходим к самому главному вопросу. А каков он образ Будущего Новороссии? И есть ли он вообще?
До настоящего времени мы продолжаем бороться ПРОТИВ того, чего мы НЕ хотим. Мы не хотим жить в нацистской русофобской стране, мы не хотим продавать память предков за кредиты МВФ, мы не хотим коррупции, олигархии и т.д. и т.п.
Однако, с сожалением приходится констатировать, что на данный момент у Новороссии фактически отсутствует образ Будущего, в котором хочется жить. Я сейчас говорю не об идеологии (хотя отказ от официальной идеологии в странах бывшего СССР ещё долго будет аукаться народам, эти страны населяющим), а о Мечте и Цели. О такой, которая, например, могла бы возникнуть при просмотре фильма «Гостья из будущего».
Как говорится «свято место пусто не бывает» и образ Будущего Новороссии на данный момент невольно занял образ «России, которую мы потеряли» (сокращённо - РКМП). Концентрированным содержанием РКМП является знаменитая в прошлом песня группы «Белый Орёл» - «… балы, красавицы, лакеи, юнкера. И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…». В этой же логике лежит и медленное, но целенаправленное насаждение православия, как государственной религии в ДНР. При всём моём глубочайшем уважении к нашей истории, эта история уже в прошлом, и она ни в коем случае не должна довлеть над нашим будущим. Тем более, мы тем самым разрываем связность времён, невольно принижая таким образом советский красный проект. По тем же причинам, считаю губительной идею возвращения СССР в отдельно взятый регион, несмотря на мои симпатии к советскому периоду.
Наоборот, нам следует раз и навсегда прекратить столетнюю вражду условных «красных» и условных «белых», признав историю России как поступательное движение вперёд по стреле времени, высшим достижением которого пока что является Победа и Космос.
Менее очевидным, но не менее важным фактором является закольцованность будущего Донбасса на его прошлом. То есть создаётся эффект предопределённости. В данном случае я имею в виду исторически сложившиеся шахтёрские традиции нашего края.
Да, Донбасс это территория угля и металла. Это КОНТЕКСТ, в котором мы выросли и живём. Это контекст обязательно нужно учитывать при конструировании нашего будущего. Но… нельзя позволять данному контексту лишать нас права выбора из множества вариантов развития. Что мешает через десять лет ДНР стать Меккой биотехнологий? Робототехники, информационных систем и т.д.? Мешают этому исключительно рамки нашего восприятия, закольцованность на прошлом, о которой говорилось выше.
Таким образом, мы постепенно пришли к основной мысли данного текста. К возможности и, даже, необходимости резкого технологического рывка Новороссии. Рывка, который, вполне вероятно, решает вопрос выживания Союза Народных Республик в принципе, как состоявшегося государства и неотъемлемой части Русского Мира.
Для того чтобы Новороссия (неважно, в каких границах) не превратилась в очередное, никем не признанное Приднестровье с обнищавшим населением и без каких-либо перспектив развития, мы можем и должны стать точкой притяжения, землёй обетованной для настоящих творцов со всего мира. Именно «всего мира», потому что для того, чтобы решать локальные задачи, мы должны ставить перед собой глобальные цели.
Новороссия уже бросила вызов американо-европейской гегемонии, чем вызвала уважение и надежду прогрессивной части человечества (а не только «русского мира»), которому тесно в рамках т.н. «концепции устойчивого развития», а по сути закрепления существующего в мире статус-кво. Но если мы не хотим стать очередной иконой борьбы с глобализмом, а-ля Ливия и др., а также показательным примером его (глобализма) кровожадности, нам ЖИЗНЕННО необходимо явить миру новый созидательный проект.
При этом нельзя идти в хвосте у официальной РФ. Новороссия - это не просто Россия. Новороссия - это Новая Россия! Новороссия - это Россия без олигархов и воров-чиновников. Новороссия - это государство социальной справедливости. Новороссия - это не сырьевой придаток Запада, а зона наибольшего благоприятствования прорывным и «закрывающим» технологиям. Даже этот далеко не исчерпывающий набор лозунгов придаёт Новороссии в целом, и нашей народно-освободительной войне в частности, огромный созидательный смысл.
Параллельно с задачей создания образа, символа и смысла будущего Новороссии стоит задача воплощения данного образа в реальности. И здесь мы переходим ко второй части представленного текста.
На данный момент в исторической науке существует концепция фаз исторического развития. Наиболее полно данная концепция раскрыта российским футурологом С.Б. Переслегиным. Согласно ей мировая история проходит путём последовательной смены фаз. Переслегин выделяет несколько фаз развития, включающих в себя те или иные эпохи и социально-экономические формации, которые последовательно проходит всё человечество: соответственно, архаичную фазу развития, традиционную, индустриальную и когнитивную. Смена одной фазы на другую ВСЕГДА сопровождается социальными потрясениями и хаосом, а новая фаза всегда стартует с более низкой позиции, чем находится вершина предыдущей, хотя структурно она является более сложной и развитой. Что мы сейчас наблюдаем на Донбассе, да и на остальной Украине тоже? Практически полное разрушение основ современного государства. Этот процесс не одномоментный, поэтому и в СНР, и на Украине мы до сих пор можем наблюдать элементы (как правило, симулякры) государственного управления. Однако, общая тенденция, значительно ускоренная Майданом и последующей гражданской войной, неумолима: архаизация производственных и экономических отношений, повсеместное появление элементов феодального и, даже, рабовладельческого строя (к этому относятся, например, такие факты, как «княжение» полевых командиров на контролируемых территориях; пресловутые «роботы», а по сути рабы, выполняющие черновую работу для ополчения, и многое другое), общее падение уровня жизни населения.
Но, как уже отмечалось выше, смена фаз, то есть переход на более высокую ступень развития, всегда сопровождается серьёзными социальными потрясениями, а также определённым шагом назад в экономических отношениях и государственном управлении. Таким образом, нашу общую беду мы можем чудесным образом обратить в нашу Победу, опередив остальной мир в битве за Будущее. И Новороссия сейчас является локомотивом всего Русского Мира, и ключом к этой Победе.
Переход между фазами сопровождается скачкообразным внедрением технологий нового поколения (к примеру, переход от ремесленного к мануфактурному производству в эпоху Возрождения). Таким образом, мы пришли к необходимости и, даже, неизбежности инновационного пути развития СНР. Перефразируя товарища Сталина, путь, пройденный странами «золотого миллиарда» за последние 20-30 лет, мы должны преодолеть за 3-4 года, иначе нас сомнут и мы навечно останемся в исторической неопределённости точки перехода между фазами развития.
Давайте вкратце рассмотрим некоторые аспекты инновационного развития на примере ряда стран.
«В Великобритании до начала 2000-х годов не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.
Инновационное развитие Японии и Швеции осуществлялось последовательно и имеет долгую историю. Тем не менее, в Швеции только в 2005-2008 гг. были определены 4 приоритетные сферы для финансирования НИОКР: медицина, биотехнологии, окружающая среда и устойчивое развитие, развитие в Швеции «центров высоких технологий» (centers of excellence), которые представляют собой соединение научно-исследовательских и коммерческих сил в интересах быстрой и эффективной коммерциализации инноваций.
В Ирландии также переход на инновационный путь развития был осуществлен сравнительно недавно. Правительство Ирландии в 2007 году выделило 8,2 млрд. евро на осуществление Стратегии науки, технологии и инноваций (Strategy for Science, Technology and Innovation), которая предполагает улучшение человеческого капитала, физической инфраструктуры, развитие науки, технологии и инноваций с помощью различных проектов.
В Южной Корее первые программы инновационного развития были запущены с 1999 года, и развитие инновационного сектора очень быстро прогрессировало.
Государственная стратегия инноваций Испании была одобрена в 2010 году. Руководство по реализации ГСИ осуществляет Министерство науки и инноваций Испании (МНИ). На реализацию ГСИ из государственного бюджета страны в 2010 году было выделено 6720 млн. евро.
Основные направления проводимой в настоящее время региональной инновационной политики Нидерландов были заданы в 2003 году. Министерство экономических отношений реализовало программу «Путь к инновациям: борьба с Лиссабонскими амбициями», призванную улучшить инновационный климат, стимулировать компании к ведению инновационной деятельности и сосредоточению большего количества ресурсов в стратегически важных сферах.
С 1998 г. во Франции действует государственный план стимулирования патентования изобретений отечественными фирмами. В 1999 году был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, призванный реорганизовать и модернизировать национальную инновационную систему в направлении более эффективной коммерциализации научно-исследовательского потенциала. Реализация закона привела к принятию целого ряда решений правительства и специального «инновационного плана» (2002 год), цель которых заключается в создании общей правовой базы, стимулирующей развитие партнерства между государственным научным сектором и негосударственными участниками инновационного процесса. С 2007-2008 гг. предпринимались точечные налоговые меры по поддержке инвестиций в инновации.
Первые попытки реализации инновационной политики в Дании предпринимались в начале 1980-х годов, когда правительство запустило программу технологического развития, направленную на развитие информационных технологий, считавшихся одной из приоритетных областей. За 20 лет Дания пережила полномасштабное преобразование применяемой экономической политики, - традиционная краткосрочная стабилизационная политика была заменена долгосрочной структурной политикой.
Швейцарское правительство реализует программы, направленные на переход государства от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, начиная с 1950-х годов. В 90-х годах была создана структура государственных ведомств, курирующих становление экономики, основанной на знаниях, инновационной экономики, которая существует и в настоящее время. С 2007 года правительством определены приоритеты развития страны и намечены основные инновационные отрасли с перспективой промышленного внедрения, на которые выделяются основные государственные ресурсы». -
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=39679#.VFS2Ck2IrIU«Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал, в образование (особенно пост-высшее). Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых технологий, в настоящее время же Сингапур ориентирован на генерирование инноваций, чем и обусловлен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи (гранты, субсидии, премии, конкурсы, ярмарки, стипендии). Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фондами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский). Государство играет большую роль в развитии инновационной системы (сохранение планирования по пятилеткам, координация действий участников инновационного процесса, значительная финансовая поддержка). Бизнес в свою очередь диктует инновации» -
http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25892Классический «естественный» путь развития для СНР не подходит в связи с его продолжительностью, а нам, как уже указывалось выше, необходимо преодолеть данный путь за сверхкороткое время. Поэтому в новоросском варианте развития неизбежна ведущая роль государства в поиске, финансировании, продвижении и внедрении НИОКРов. И здесь мы встаём перед необходимостью создания государственной организации по систематизации вышеуказанных процессов. Ближайшим аналогом подобной организации является американское DARPA.
Материал из Википедии:
DARPA (англ. Defense Advanced Research Projects Agency - агентство передовых оборонных исследовательских проектов) - агентство Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооружённых силах
[3]. Миссией DARPA является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.
DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Перед DARPA была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA существует независимо от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно руководству Министерства обороны. Штат DARPA насчитывает около 240 сотрудников (из которых примерно 140 - технические специалисты); бюджет организации составляет 3,2 миллиарда долларов. Эти числа приблизительны, поскольку DARPA концентрируется на краткосрочных проектах (от двух до четырёх лет), выполняемых небольшими, специально подобранными командами.
Изначально агентство называлось ARPA, затем оно было переименовано в DARPA (с добавлением слова Defense) в 1972 году, затем опять в ARPA в 1993, и, наконец, снова в DARPA 11 марта 1996 года.
ARPA была ответственна за спонсирование разработки сети ARPANET (которая переросла в Интернет), а также версии BSD (университета Беркли) системы Unix и стека протоколов TCP/IP. В настоящее время спонсирует, в частности, разработку автомобилей-роботов.
В декабре 2009 DARPA запускало красные шары-метеозонды в небо США, чтобы протестировать возможности сбора, анализа и обмена информацией с помощью социальных сетей. Все 10 шаров были найдены менее чем за 9 часов, призовой фонд проекта составил 40 000 $.
Структуру агентства составляют 7 подразделений:
- Адаптивного управления (AEO) - исследования в области построения адаптивных платформ и архитектур, включая универсальные программные платформы, модульные аппаратные средства, многофункциональные информационные системы и средства разработки и проектирования;
- Оборонных исследований (DSO) - исследования в области фундаментальной физики, новых технологий и приборов на новых физических принципах, энергетики, новые материалы и биотехнологии, прикладной и вычислительной математики, медико-биологические средства защиты, биомедицинские технологии.
- Инноваций в информационных технологиях (I2O) - информационные системы мониторинга и управления, технологии высокопроизводительных вычислений, интеллектуальный анализ данных, системы распознавания образов, когнитивные системы машинного перевода;
- Микросистемных технологий (MTO) - технологии электроники, фотоники, микромеханических систем, перспективной архитектуры интегрированных микросхем и алгоритмов распределенного хранения данных;
- Стратегических технологий (STO) - системы связи, средства защиты информационных сетей, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), устойчивость систем к кибератакам, системы обнаружения замаскированных целей на новых физических принципах, энергосбережение и альтернативные источники энергии;
- Тактических технологий (TTO) - современные высокоточные системы вооружения, лазерное оружие, беспилотные средства вооружений на базе воздушных, космических, наземных и морских платформ, перспективные космические системы мониторинга и управления.
- Биологических технологий (BTO) - исследования в области инженерной биологии, включая омиксные технологии, синтетическую биологию, метаболическую инженерию, генную терапию (включая искусственную хромосому человека), и прикладные аспекты нейронаук.
Как мы видим, DARPA ограничивается разработкой и внедрением технологий в оборонной сфере (что не исключает их двойного применения). Мы же ставим перед собой более амбициозные задачи.
Продолжение следует.