(на примере фильма Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои»)
Разрешите, представить:
Алексе́й Влади́мирович Пивова́ров - российский журналист, телеведущий вечерних новостей и ряда авторских передач на канале НТВ с 1993 по 2013. В октябре 2013 года покинул НТВ и с 5 ноября начал работу на СТС Медиа.
Активный борец за то, чтобы нас с вами на этой планете не было.
Семьдесят с лишним лет назад началась Великая Отечественная Война, началась с поражения. Дискуссии о причинах этого поражения до сих пор продолжаются, но многие исследователи сходятся на том, что по крайней мере одной из них было наличие у противника оружия, которого не было у нас.
Таким оружием для нацистов были совершеннейшие по тем временам приемы ведения войны: четко скоординированные действия различных родов войск. По мнению генерал-полковника Леонида Ивашова, президента Академии геополитических проблем, высказанному им в фильме режиссера Дениса Шулепова «Директива №1. Война», «германская армия - это была отмобилизованная нация, это армия, владеющая лучшим на тот момент военным искусством, лучшая по техническому оснащению среди всех стран мира, имеющая опыт широкомасштабных военных действий».
Российский историк Алексей Исаев считает, что «создание организационной структуры, включающей танки, моторизованную пехоту, артиллерию, инженерные части и части связи, позволяло не только осуществлять прорыв обороны противника, но и развивать его вглубь, отрываясь от основной массы своих войск на десятки километров. Танковое соединение становилось в значительной мере автономным и самодостаточным…»
Нам же пришлось создавать и осваивать новые приемы войны в тяжелейших и кровопролитнейших битвах начала войны, но когда Советская Армия вполне овладела ими, а советская промышленность смогла избавить производимое оружие от большинства недостатков, присущих ему перед войной и в начале войны, объединенная фашистская армия Европы потеряла все шансы на спасение.
Великая Отечественная Война была лишь одной из битв нескончаемого сражения Запада с Россией. Следующая битва получила название Холодной войны, и мы в ней пока проигрываем не менее катастрофично, чем в 1941 году.
Но мы начинаем понимать законы этой битвы, а значит, появились шансы на победу.
Нас обстреливают ложью из всех орудий. Ложь становится фоном нашей жизни, к ней привыкают, она вползает в подсознание.
Огонь по площадямСредства массовой информации палят по площадям. Они не затрудняют себя необходимостью хоть мало-мальски обосновывать свои утверждения, их задача - создать и поддерживать этот фон. Примеров масса, самые вопиющие - освещение событий в Южной Осетии августа 2008 года и в Северной Африке 2011 года, происходящее на Украине в настоящее время.
И это действует. В сознании людей постепенно возникают какие-то болевые точки, при прикосновении к которым человек теряет способность рассуждать. Правда, бить нужно достаточно долго. В качестве примера можно привести ситуацию с «украинскостью» на Украине.
Методика преподавания истории в школе чем-то сродни манере СМИ. Ученика чаще всего не учат анализировать исторические факты, но просто доводят ему некую историческую концепцию как истину в последней инстанции. Вот уже скоро сто лет гражданам сначала Советского Союза, а теперь «незалежной», рассказывают сказку о длинной истории существования украинской нации. В результате мы имеем территорию, очень многие жители которой (я не говорю о Галичине - это отдельная тема), будучи полностью включенными в русскую культуру, вполне способными логично рассуждать по широкому спектру тем на родном для них русском языке, мгновенно возбуждаются и теряют всякую способность думать и понимать - стоит только кому-нибудь усомниться в существовании такого феномена, как самостоятельный украинский язык.
Речь идет не о том, что они не согласны с точкой зрения, не совпадающей с их собственной, а о том, что с ними что-то происходит на физиологическом уровне, и они теряют способность логического мышления.
По причине малого времени обработки средствами массовой информации, тех, кто способен включить логику, обсуждая версии СМИ по поводу осетинских и ливийских событий, несколько больше. Мое же общение с некоторыми выходцами из бывшего Советского Союза, живущими продолжительное время за рубежом, показывает, что критическое восприятие сообщений СМИ для них уже затруднительно.
Но к такому состоянию человека нужно подготовить.
Волк в овечьей шкуреПрежде всего, нужно отключить у человека способность логического мышления. Специалистов, которые берутся за такую задачу - достаточно, и господин Пивоваров - один из них. Разберем рецепт применяемых снадобий на примере фильма Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои».
Берется тема, безусловно волнующая целевую аудиторию. В нашем случае - героическая страница истории - оборона Брестской крепости.
Пивоваров не отрицает героизма защитников крепости, он вместе с нами скорбит об их гибели, а отметив, что эмблема немецкой 45-й дивизии, атаковавшей крепость, удивительно напоминает очертание одних ворот крепости,
он очень проникновенно заявляет: «Ворота эти 45-я дивизия запомнит надолго!» Тем самым Пивоваров как бы присоединяется к тем, для кого память о Великой Войне священна, вывешивает опознавательный знак «Я свой».
И, когда зрители расслабятся, «развесят уши», в них и польется заранее заготовленный яд. Это может быть строго выбранная интерпретация событий, осознанная недоговоренность, использование слухов, а может быть и просто откровенная ложь. Посмотрим буквально первые несколько минут фильма.
Прямая ложьПросто удивительно, но ложь в фильме появилась лишь к концу первой минуты, аж с третьей, а не с первой сказанной Пивоваровым фразы. Можно только представить, чего стоила ему эта выдержка. Наверное, ему помогло то обстоятельство, что половину этой минуты шли титры. И первые эти фразы не имели никакого отношения к обороне Брестской крепости в 1941 году. Пивоваров решил вначале рассказать о взятии этой крепости немцами в 1939 году. И довольно быстро стало понятно, почему он выбрал такое начало фильма.
А начал он так: «Ранним утром, после массированной артподготовки немецкие подразделения идут на штурм (речь идет о событиях 1939 г. ). Защитники Брестской крепости дерутся отчаянно, бой, переходящий в рукопашную, продолжается три дня. И тогда генерал Гудериан отводит свои части, уступая место союзникам. Они как раз подошли с востока. В честь нерушимой советско-германской дружбы в Бресте проводится совместный парад».
Первые две фразы - правда. Дрались поляки отчаянно. Не самые дружеские отношения сложились между двумя ветвями единого славянского корня с тех пор, как поляки, лет с тысячу назад приняли католичество, но нельзя не отдать им должное. И сдала их, к слову, как и полагается у нас, славян, элита.
А вот дальше по тексту Пивоварова, что называется, «понесло». Не отводил Гудериан никаких частей, Брестскую крепость он взял, никому ничего не уступая. А о том, что у Германии есть в войне с Польшей какие-то союзники, Гудериан, судя по его мемуарам, и не подозревал.
Из лукавого текста Пивоварова вполне можно предположить, что русские подразделения сменили части Гудериана через эти самые три дня штурма и принялись добивать несчастных поляков, сидящих в крепости. Именно на такое понимание Пивоваров и рассчитывал. Но на самом деле к приходу частей Красной Армии над крепостью уж пять дней как развевался немецкий флаг.
Или заявление Пивоварова: «Летом 1941 года Западная Белоруссия готовится к чему угодно, только не к немецкому нападению». Стандартная ложь! По многочисленным воспоминаниям советских людей, живших в то время, страна жила ожиданием войны. Сомнений в том, что нападение гитлеровской Германии неизбежно, не было практически ни у кого. Можно было бы привести множество примеров тому, но сошлюсь лишь на иностранца, который провел в Советском Союзе весь период Великой Войны, - корреспондента газеты «Санди таймс» и радиокомпании ВВС Александра Верта. Говоря о предвоенной атмосфере в Советском Союзе, он пишет, в частности: «Посол граф Шуленбург записал 2 мая, что в Москве сгущается напряженная атмосфера и что слухи о предстоящей советско-германской войне становятся все более настойчивыми».
Далее, правда, Пивоваров сообщает, что население Бреста о том, что война предстоит, прекрасно осведомлено и к войне готовится. Пивоваров: «При этом в Бресте, еврейском городе на лишь недавно образованной госгранице, в том, что война скоро, не сомневается никто. Уже в мае из магазинов исчезают спички и мыло, а из уст в уста передают слова немецких унтеров, заглянувших на сельские танцы по эту сторону Буга: фройляйн, мы скоро вернемся…»
И вырисовывается картина: наверное, не только каждый брестский еврей, но и каждая брестская собака знали и день, и час, и минуту начала войны, а эти тупые русские во главе со Сталиным и в ус не дули. Картинка, которая сопровождает закадровый голос Пивоварова, произносящий этот текст, должна усилить это впечатление: Пивоваров рассказывает об исчезающих спичках, а фоном ему служит изображение беззаботных людей, судя по всему - тупых русских, сидящих на концертах и в каких-то читальных залах. Ну, а для самых недогадливых зрителей, не способных самостоятельно сделать нужные Пивоварову выводы, в кадре через некоторое время появляется актер Серебряков в расхристанной гимнастерке
и сообщает: «В субботу 21 июня я побывал в городском театре. Когда мы вышли, ко мне подошел человек, который работал в нашем полку, он был гражданский, из местных жителей, по фамилии Вноска. Некоторое время он шел молча, потом вдруг остановил меня и посоветовал в крепость не идти, потому что скоро начнется война: жители, мол, знают».
Пивоваров отдает должное героизму защитников Брестской крепости, однако это не мешает ему мазать их дегтем. В первую очередь он принимается за полкового комиссара Ефима Фомина.
Уже одно только звание Фомина - полковой комиссар, - действует на него (так же, как и на фашистов), как красная тряпка на быка. Пивоваров живописно, с привлечением сцен из художественных фильмов, пытается доказать, что единственной функцией комиссара было следить за своим непосредственным руководителем. По его словам, у комиссара по определению не могло быть хорошего отношения ни с командирами, ни, по-видимому, с рядовыми, а если не Фомин, то уж точно другой комиссар, о, ужас, вполне мог готовиться пытать майора Гаврилова 27 июня в подвалах дивизионного парткома.
Но в действительности на 22 июня 1941 года в Советской Армии было восстановлено единоначалие. Должность, которую занимал Фомин, - заместитель командира полка по политработе, и обязанностью его было проведение политико-воспитательной работы в части. Во всех армиях мира есть люди, которые ведут воспитательную работу среди солдат. В германской армии до 1942 года политическим воспитанием солдат занимался сам командир, а с лета 1942 года были введены должности офицеров-воспитателей, назывались они Betrueungsoffizier. Так что ничего экстраординарного в существовании полковых комиссаров, по крайне мере на начало войны, в Красной Армии не было, и Пивоваров в очередной раз солгал.