Современные европейские государства вступили на путь модерна около четырехсот лет назад, это было время уменьшения роли религий и создания наций, то есть общности людей, объединенных единым языком, общей историей и территорией. Религиозные предпочтения граждан национальных государств становились личным делом каждого. Граждане национального государства объединены в одно государство вне зависимости от религиозной принадлежности и часто даже вопреки существующей религии. Процесс становления национальных государств происходил очень болезненно, всем известны религиозные войны, происходившие в то время в Европе, словосочетание "Варфоломеевская ночь" известно практически каждому.
Это сопровождалось крушением абсолютистских монархий, так как в странах, лишенных религиозных оснований, монархия теряла свою легитимность. Монарх мог править страной на основании "мандата", врученного ему Богом, но согласно какой конфессии он мог получить этот мандат, например, во Франции, когда половина страны проповедала католицизм, а вторая была протестантской?
Власть стала определяться на основе "демократических" выборов, при которых она легитимировалась "волей народной".
В бывших колониальных странах, в которых господствующей религией был преимущественно ислам, процесс нациестроительства к концу XX века оказался далек от завершения, к тому же границы этих государств определялись во многом произвольно, исходя из воли бывших метрополий. Так на территории современного Ирака проживают в настоящее время люди, относящие себя в основном к трем различным демографическим группам: мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты и курды. Отношения между ними далеки от идеальных: шииты традиционно относятся враждебно к суннитам, а курды считают себя разделенным народом и мечтают о собственном государстве. Примирить их между собой могла только сильная власть, ведущая страну по пути модернизации. Такой властью и была власть диктатора Саддама Хусейна, опирающегося на суннитов.
Примерно аналогичная была ситуация в Ливане, Сирии, Египте и других странах. Везде были свои конфессиональные проблемы, свои успехи на пути модернизации и свои диктаторы, ориентирующиеся на Запад и стремящиеся войти в западный "цивилизованный" мир. И неизвестно, чем бы закончились попытки модернизировать эти страны, если бы в процесс нациестроительства не вмешались Соединенные Штаты, обеспокоенные сохранением своего мирового лидерства.
Как показал опыт Китая, Въетнама, Индии и других "догоняющих" стран, все они имеют серьезную фору в экономическом соревновании с Соединенными Штатами. Они обладают ресурсом, которого нет в США - большим количеством нищего населения, готового работать за низкую заработную плату, за которую избалованное население западных стран и со стула не встанет. Так как капиталист патриотичен только прибыли, то, естественно, капиталы устремились в слаборазвитые страны, где производство дешевле, а население слаборазвитых стран устремилось на Запад, где уровень жизни выше.
Соединенные Штаты до поры до времени устраивал такой порядок, так как они имели возможность выкачивать из стран третьего мира интеллект и расплачиваться с ними за произведенную продукцию свеженапечатанными долларами, стоимость которых для самих США была чуть больше стоимости резанной бумаги. Для нежелающих брать доллар существовали американские авианосцы.
Однако, поднимающиеся страны брали доллары все более неохотно, а сами Соединенные Штаты в результате такой финансовой политики все сильнее погружались в долговую яму, выхода из которой не предвиделось.
К началу XXI столетия правящая элита Соединенных штатов почувствовала необходимость "перевернуть доску" - коренным образом изменить правила игры, то есть решила приступить к переустройству мира.
На первом этапе американская элита приняла решение реализовать мироустроительный проект, получивший условное название "проект Великого Рима", установить новый мировой порядок, в котором лидерство США будет неоспоримым. Древний Рим контролировал завоеванные им колонии, устанавливая в них подконтрольные ему правительства. При этом Рим делился с колониями некоторыми достижениями цивилизации, строил дороги, давал возможность избранным представителям туземной элиты получения римского гражданства. В каждой колонии строились военные базы, размещались римские легионы.
В качестве повода для вторжения в другие страны была использована знаменитая атака на башни нью-йоркского Всемирного Торгового Центра 11 сентября 2001 года.
Главным врагом была объявлена выпестованная Центральным Разведывательным Управлением США для борьбы с советскими войсками в Афганистане террористическая организация "Аль-Каида" и вообще - исламский мир. Президент Буш объявил "глобальную контртеррористическую войну", "крестовый поход против исламской угрозы" согласно концепции Хангтингтона о войне цивилизаций.
Последовало вторжение в Афганистан, Ирак, попытки насильственного построения в этих странах подконтрольного Соединенным Штатам демократического общества по образу и подобию западного.
За образец построения демократического общества в Ираке после казни Саддама Хусейна была принята консоциативная демократия - модель, при которой власть в стране разделена между представителями различных этно-конфессиональных групп.
Такая модель успешно работает в Швейцарии и чуть хуже в Бельгии, но в Ираке она «почему-то» не заработала в принципе. После начала процесса создания в Ираке выборных органов власти вернувшийся из эмиграции бывший шиитский радикал Нури аль-Малики при поддержке американцев был выбран премьер-министром - первым лицом страны по новой конституции. Он замкнул на себя и опекаемую им шиитскую общину все финансовые потоки. Сунниты, привыкшие к лучшей жизни при Хусейне, а также и курды превратились едва ли не в людей низшего сорта.
Из армии были выкинуты сотни тысяч высокопрофессиональных военных - суннитов.
Это привело к росту популярности среди суннитов идей радикального исламизма и вылилось в перманентную нестабильность на западе Ирака. Недовольство удавалось гасить при помощи американских военных, но так было до поры до времени.
К середине первого десятилетия XXI века американцы поняли, что они не справляются с двумя войнами одновременно - тогда у них были Ирак и Афганистан. Солдат было недостаточно, да и те, что были, воевать хотели не очень. У населения США не оказалось для поддержки мироустройства по модели Большого Рима необходимого для этого "имперского драйва". А для обеспечения "нового мирового порядка" необходимо было постоянно держать контингент войск порядка 300 000 солдат в Ираке, 400 000 в Афганистане. Помощь же союзников по НАТО оказалась чисто символической.
И тогда американская элита изменила проектный подход - на смену стратагеме нового мирового порядка пришла стратагема нового мирового беспорядка - управляемого хаоса. Все необходимые для этого теоретические проработки к этому времени были уже сделаны.
Идея новой модели мироустройства была проста: если ты не можешь поддерживать первенства на условиях, когда твоя страна лучше всех, то нужно сделать так, чтобы в остальных странах стало еще хуже, чем в твоей. Не можешь поднять себя - опусти соперников. Место "крестового похода против исламской угрозы" заняла «война с радикальным исламом», которая быстро переросла в «борьбу с терроризмом».
Нужен был этот самый терроризм, который должен был как ледокол взломать мир. Старый жупел - "Аль-Каида", уже якобы побежденная, для этого не годилась. К тому же "классическая" "Аль-Каида" была недостаточно радикальна, хотя и очень влиятельна.
Не годились и "Братья мусульмане", взорвавшие, явно при американской поддержке, Египет, так как они явно имели целью возродить национальный Египет на новых основаниях. Американцам теперь не нужны были даже подконтрольные им национальные государства, проект "управляемого хаоса" предполагал разрушение национальных государств в принципе.
Ставка была сделана на ИГИЛ - Исламское Государство Ирака и Леванта.
Статья написана по материалам, опубликованным в газете
"Суть Времени"