психологическая готовность ребенка к школе

Nov 28, 2005 23:49

Сразу оговорюсь, здесь речь не пойдет, о том, что должен уметь ребенок (читать, писать, запоминать) и как этому научить. Умение читать и писать, считать, рисовать и запоминать часто является критерием для учителей. Это да. Но мы сейчас рассмотрим другой аспект. Мы рассмотрим психологическую готовность ребенка к школе.

К сожалению, опыт работы с дошколятами и первоклашками показывает, что сейчас мало детей готовы психологически к походу в школу. От сюда целый пласт проблем, от не желания учиться, до невротизации детей.

Психологи, которые занимались этой проблемой: Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, Е.А. Бугрименко, К.А. Поливанова, Е.Е. Кравцова и др.



1. Учеба в школе - это прежде всего соблюдение правил. Эти правила регламентируют действия ученика и учителя, эти правила говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Нам взрослым иногда сложно сделать то, что нам не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по праилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра. Подробнее о ней можно почитать здесь. Любая игра - это подчинение правилу, вытекающему из самой сути игры. Я сейчас приведу примеры игр для разного возраста, усложняя правила в них:
  • "Колечно, колечко, выйди на крылечко", "прятки" - это игры, в которых нет сюжета, но есть жесткое подчинение правилу. С трех-четырех летними детьми такие игры проходят на ура. Но если ребенок не доиграл, то с таких игр можно начинать и с более старшими детьми.
  • "магазин", "дочки-матери", "больница" - это те повседневные ситуации, которые ребенок видит каждый день. Какие же тут правила спросите вы? Если присмотреться, как ребенок играет с куклой, вы увидите, как ребенок все больше и больше следует логике положения вещей в нашем мире. Сначала ребенок играя с куколой держит ее вниз головой. Потом кормя куклу он может сначала ей дать компот, потом суп, становясь старше ребенок и последовательность еды выбирает для свое куклы на подобии как кормят его. И так далее. В игре в "магазин" правила вытекают из того, как действуют продавцы и покупатели в жизни.
  • игы в "школу", "путешественников" - эти игры со сложным сюжетом. Представления о правилах поведения себя в экспедиции ребенок берет из прочитанных книг. Пример такой игры можно прочитать здесь


К умению действовать по правилам необходимо готовить. В возрасте от 3 до похода в школу ведущим типом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Ведущий не значит, что ребенок играет все время, но это означает, что данный тип деятельности развитие за собой ведет. Произвольность (умение действовать по правилу) формируется именно в сюжетно-ролевой игре.

Не лишним будет, если вы перед школой с ребенком будете говорить о школе, о правилах в ней, почитаете ему об этом, посмотрите мультфильмы и фильмы, поиграете с ним в школу. Ребенок можт на себя роль учителя, ученика, директора, кого угодно брать. Перед тем, как начать играть, правила стоит обсудить.

Как произвольность диагностируется при поступлении в школу?
Ребенку может быть предложен ряд заданий, смысл которых не ясен ребенку. Например, переложить коробок спичек по одной спичке в другую коробочку. Это действие может надоесть, но если ребенок продолжает его выполнять, значит, ему важно довести дело, порученное взрослым до конца.
Ребенку может быть предложе ряд учебный заданий, которые предполагают следование правилу, например, графический диктант. Или нарисовать много одинаковых кружочков или написать много одинаковых букв. И т.д.

2. Желание ребенка идти в школу или его мотивация.
Это ключевой момнт. Сложно требовать от ребенка, которому школа неинтересна, выполения уроков, слушания учителя и т.д.

Социальный мотив к походу в школу закладывается в той же сюжетно-ролевой игре. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребнку становится недостаточно заметять отношения игрой, и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать - это пойти в школу.

Помимо социального аспекта, есть еще мотивы, направленные на саму учебную деятельность, как таковую. Эти мотивы закладываются, например в таких видах деятельности дошкольника, как изобразительная деятельность, восприятие сказки, учение письму, счету и т.д. Но опять же, этим начинающимся учебным действиям должен мотив предшествовать. Две совершенно разных ситуации:
Родители в один прекрасный день решают, что пора бы научит ребенка читать. Например, потому что уже другие читают. Ребенок не хочет, а его заставляют. Даже если ребенок и научится читать в этом случае, мотивации к учебной деятельности это не будет способствовать.
Ребенку интересно, что написано на вывесках, он спрашивает. Ему отвечают. Ему интересно, что написано на обложке книжки, которую ему мама читает каждый день. Ребенку вдруг пришло письмо и ему стало интересно, что ему написали (на перых порах там должна быть пара простых слов). С ребенком играют в игру, чтобы взять что-то из холодильника, нужно магнитными буквами попытаться написать тот продукт, который хочется. Родители в игру включаются и активно помогают. (Таких игр можно придумать миллион).

Как мотивация проверяется?
Ребенку предлагают ряд ситуаций, спрашивая, например, что бы он выбрал, телевизо посмотреть или в школу пойти? какое бы он расписание себе состваил? какую школу бы выбрал?
С ребенком играют в школу.

3. Коммуникативные способности и эмоциональное развитие. Предполагается наличие у ребенка таких качеств, которые помогают ему общаться с учителем, родителям сверстникам. Проверяют, как ребенок ориентирутся в нормах поведения в обществе. Насколько адекватно он умеет эмоционально реагировать на раличные явления. Дошкольник умеет уже сопереживать другим. Умеет это выражать в речевом плане.

Как это проверяют? Наблюдают, как рабенок взаимодействует и играет в другими детьми и взрослыми.

4. Сенсорное развитие. Важно может ли ребенок различать особенности фонем родного языка, точно дифференцировать речевые звуки. Это важно для усвоения грамоты.Написание букв, рисование, конструирование, выполнение различных физических упражнений требует от ребенка сложных процессов сенсорного анализа и синтеза.

5. Интеллектуальная деятельность. В этом возрасте происходит переход к словесно-логическому мышлению ( ему предшествует наглядно действенное и наглядно-образное мышление в более ранних возрастах).
Важно, что мышление становится основной высшей психической функцией возраста. То есть, например, важно не то, запомнил ли ребенок большой ряд стимулов (звуковых ли, зрительных ли), а как он это делал. Известно, что дошкольник запоминая, копирует образы. Мышление в таком запоминаии практически не учавствует. Школьник же начинает интеллектуализировать процесс запоминания. Зачем ему засорять свою память безсистемным рядом образов? Школьник перегруппировывает логически предложенный ему ряд.

Как это проверяют? Дают ребенку запомнить большой ряд слов. Если ребенок справляется, спашивают его, как он это сделал. Ребенок обыно говорит о тех подсказкакх, которыми он пользовался. Если ребенок не справляется, ему предлагают ряд картинок, которые ребенок может использовать для запоминания. Если ребеонк с помощью картинок справился, значит, он выполнил задание.

Еще одним критерием интеллектуализации является наглядное модлирование (это мостик между наглядно-образной и словесно-логической формой мышления)

6. Развите речи. Что проверяют:
  • словарный запас,
  • объем выссказывания, то есть количество слов и предложений в самостоятельно постоенном связном выссказывании.
  • степень усвоение грамматической системы языка: умение согласовывать части речи, умение использовать простейшие грамматические конструкции.
  • степень усвоения фонетической системы языка: произношение звуков, оценка произношения звуков,
  • нличие определенных речевых умений и умстенных действий (умение озаглавить рассказ, картинку, умение разделить такст, картинку на логически законченные части, умение составить план рассказа)
  • наличие навыков контроля, оценки, самоконтроля и самооценки в речевой деятельности
  • уровень сформированности описательной функции речи (способность ребенка дать адекватное описание содержания и способа своих действий.


Как это проверяют: просят составить рассказ по картинке или на определенную тему
Дополнительно на эту тему можно почитать (это ссылки из одной книги всего лишь, по мере нахождения других ссылок, буду добавлять их в этот пост. Буду благодарна за ссылки) :
1. Дошкольник. Часть 1. Сюжетно-ролевая игра.
2. Дошкольный возраст. Часть 2. Изобразительная деятельность.
3. дошкольный возраст. часть 3. восприятие сказки. учение.новообразования
4. Кризис 7-ми лет и готовность к школьному обучению

Здесь приведены далеко не все методики. Со временем постараюсь дополнить.

педпсихология, школа, возрастная психология

Previous post Next post
Up