Давно уже я обещал коснуться вопроса о Кварте и Квинте в Древнем Египте с связи с противостоянием Белого Верхнего Египта - Хора и Красного Нижнего Египта - Сета. Традиционно считается, что в IV тыс. до н.э. более развитым был торгово-купеческий Нижний Египет, но в итоге фараон феодального милитаристического Верхнего Египта Нармер жестоко обЪединил две страны в одну. Для традиционалистов эта тема крайне важна - и в связи с Квартой и Квинтой, и в связи с Хором, но также и в связи с Красным Сетом (напомню, Сет по Генону - это и есть библейский Сиф (Seth), прародитель всех людей, кроме каинитов). Предлагамая ниже статья А.Романчука 2005 года предлагает переосмысления традиционной схемы завоевания Верхним Египтом Нижнего и показывает, насколько реально силён был культ Сета. Жду ваших соображений.
***
Спор Хора и Сета и возникновение Раннего Царства Древнего Египта: Юг или Север
Возникновение Раннего царства Египта связывается египтологами с победой Верхнего Египта (Юга) над Нижним (Севером) и последовавшим затем объединением долины Нила от моря до первого порога.
Такой картина образования Раннего царства рисовалась на заре египтологии (Тураев 1936: 167), такой же она осталась и по сей день (Перепелкин 1988: 296-325). Появляются уточнения, добавления, новые темы для споров, но главное остается неизменным - при возникновении Раннего царства Египта "объединение страны исходило с юга" (Тураев 1936:167). Сомнений в этом, насколько мне известно, ни у кого не возникало.
Ситуация вполне правомерна, поскольку о происхождении династий Раннего царства с Юга, из Тиниса, прямо говорят и письменные источники - Манефон, Геродот, египетские царские списки времени Нового царства (Перепелкин 1988: 296). Хотя, как отмечает О. Д. Берлев, "представление о торжестве Юга над Севером может быть основано пока только на примате всего верхнеегипетского в титулатуре царя, в названии должностей, в привычке называть Юг перед Севером и т. п., но это лишь косвенные данные" (Берлев 1984: 23).
Тем не менее существует ряд фактов, на которые не обращают внимания и которые позволяют усомниться в правильности существующей сегодня в умах египтологов картины - победы Юга над Севером при возникновении Раннего царства. И эти факты приводятся, что важно, тремя нашими главными источниками по истории Египта Раннего царства - Палермским камнем (летопись конца Древнего царства), Туринским папирусом (Новое царство) и Манефоном (время Александра Македонского).
Какие же это факты?
Прежде всего, следует отметить, что Палермский камень называет перед I династией ряд еще более древних царей, и все они - цари Нижнего Египта (Перепелкин 1988: 303). Царей Верхнего Египта он не знает.
Разумеется, можно считать, вслед за Ю. А. Перепелкиным, что это результат повреждения, и на отбитом верхнем куске Палермского камня как раз и были имена царей Верхнего Египта. Но сведения Палермского камня по этому вопросу согласуются с данными двух других источников.
Согласно Манефону и Туринскому папирусу, Египтом первоначально правили боги, затем их сменили полубоги (некий, или "духи Буто и Нехена") и затем - первый
царь-человек, Менее из Тиниса. Но между богами и некиями оба этих источник помещают две династии "царей Мемфиса и Севера" (Тураев 1936:167).
На мой взгляд, такого единодушия вполне достаточно хотя бы для того, чтобы задуматься о его причинах.
К тому же, стоит учесть еще один факт - титул царей Нижнего Египта (bj*t, знак "пчелы") считается исследователями наиболее древним египетским обозначение" понятия "царь" и лишь постепенно вытесняется другим титулом (nsw*t, знак "царского сиденья") (Савельева 1975: 134 ). И более того, в "Текстах пирамид" отмечен случай, когда титул bj*t (употребленный по отношению к одному из богов) был "соскоблен и переделан на официальное обозначение фараона" (Тураев 1936:192).
С другой стороны, в историографии отмечается, что "сведения Палермского камня - единственно сколько-нибудь надежное свидетельство о существовании нижнеегипетского царства» (Перепелкин 1988: 304). Некоторые же исследователи (Заблоцка 1989: 72) вообще сомневаются в существовании в Дельте в течение всего Раннего царства какого-либо политического образования, а признают наличие "только двух городов - Буто и Cаис" На мой взгляд, налицо проблемная ситуация. И размышлениям над ней я и хотел бы посвятить эту работу.
Размышления, на мой взгляд, правомерно начать, прежде всего, с широко известного мифа о "Споре Хора и Сета" (Матье 1956: 84). Ведь суть спора между этими двумя богами именно в том, кто из них будет обладать властью над Египтом.
В советской историографии за этим мифом многие исследователи отказывались видеть источник сведений об исторических событиях (Коростовцев 1976: 136). М. Э. Матье считала его отражением борьбы матриархата и патриархата и смены способа наследования власти (Матье 1956: 80).
Но, с другой стороны, вполне правомерным признается мнение о том, что "сокол (животное Хора. -А. Р.) и животное Сет отождествлялись с теми доисторическими правителями, которые им поклонялись" (Антес 1977: 69).
Кроме того, тот же Р. Антес писал, что "весьма распространенное мнение, что мифологические концепции использовались в Древнем Египте в качестве политического оружия не созвучно характеру египетской мифологии; такой прием не имел бы успеха. Напротив, влияние уже совершившихся политических событий на мифологические события - другое дело; это хорошо известно" (Антес 1977: 97).
В данном случае, прав ли Р. Антее, либо же нет, миф отражает политику, или же политика использует миф в своих целях, важно само наличие корреляции между этими двумя феноменами.
Ниже мы постараемся показать значительно большую информативность этого мифа, и именно в вопросе возникновения Раннего царства Египта, чем это обычно принято. Пока же заметим, что цари Раннего царства называли себя именно, и прежде всего, - Хорами. В середине же II династии вдруг появляются цари, называющие себя прежде всего Сетами (временно забрасывается, добавим попутно, царский некрополь в Абидосе). Заканчивается же правление этой династии царем, имя которого содержит и Хора и Сета и который называет себя - "Тот, в котором умиротворились оба бога" (Перепелкин 1988: 315).
Согласно мифу же, Сет узурпировал власть, законно принадлежавшую Хору, и Хор затем ее отнял обратно. Причем существует вариант мифа, в котором все заканчивается примирением Хора и Сета (Липинская, Марциняк 1983: 120).
Уже этот пример не позволяет просто отмахнуться от данного мифа. И, следуя принципу-"источники не врут" (хотя могут ошибаться), постараемся извлечь из "Спора Хора и Сета" максимум возможной информации.
Для начала напомним вкратце сюжет мифа, не вдаваясь в тонкости вариаций (Матье 1956). Осирис, бог-царь Египта, был предательски убит Сетом. По смерти Осириса его жена Исида собрала разрубленное на куски тело мужа и зачала посмертно от него сына (интересно, что самую важную для зачатия часть тела Осириса Исиде обнаружить так и не удалось). Родившийся сын - Хор вырос и после ряда состязаний с Сетом и испытаний вернул отцовский престол. Интересно, что в этом споре Ра - бог солнца и верховный бог, - поддерживал Сета, а не Хора и, только "скрепив сердце", уступил в конце.
Заметим здесь же, что некоторые исследователи считают, что в древнейших версиях мифа Хор и Сет, - братья, и совместно правят над Египтом (Липинская, Мар-
ЦИНЯН 1983: 213).
Но намного важнее другое. Красной нитью через весь миф проходит то, что предметом спора между Хором и Сетом является Верхний Египет, Юг - "белая корона". Хор же в этом споре выступает как царь Нижнего Египта, и это тоже подчеркивается неоднократно.
Исида родила Хора в Дельте, прятала его возле Буто ("своего города" - Тураев 1936: 181); кроме того Хор также прямо называется "юноша Дельты", а по "суду бога Тота" он получает Нижний Египет, Сет же - Верхний.
По отношению к Осирису в мифе также применяется именно титул "владыка Севера" (Матье 1956: 79), хотя он и выступает как царь всего Египта.
Наконец, по одной из версий мифа, записанной на так называемой "Стеле Шабаки" (именно в ней Сет и Хор примиряются), все начинается с того, что "Геб отдал Хору Север, а Сету - Юг" (Рак 2ооо: 151).
Интересно, что Сет, организуя заговор против Осириса, привлек к нему и "царицу Эфиопии" (Рак 2ооо: 116), то есть территории к югу от первого порога Нила.
Таким образом, из мифа вытекает парадоксальная картина. Она прямо противоположна традиционной точке зрения о победе Юга над Севером. В мифе победитель Хор ассоциируется с Севером, а побежденный Сет - с Югом.
Заметим, что вариант мифа, анализировавшийся М. Э. Матье, был записан именно на Юге, в Фивах (египетское название которых - Уа-Сет (Рак 2ооо: 4°)), в эпоху Нового царства (Матье 1956: 111). И его сюжет совпадает с реконструируемой на основании данных " Текстов пирамид" древнейшей (из известных нам) версий " Спора Хора и Сета" (Коростовцев 1976:125-126).
Но, может быть, миф ошибается?
Для проверки этого стоит ознакомиться с "религиозной географией" Древнего Египта и выяснить происхождение и центры почитания главных действующих лиц этого мифа. Нас интересуют прежде всего Хор, Сет и Осирис, а также Исида и ее сестра (по мифу) - богиня-коршун. И, наконец, Тот - бог мудрости и судья в споре Хора и Сета.
Вопрос этот очень сложен и запутан, но все же исследователи более или менее согласны по тем вопросам, которые для нас как раз кардинально важны.
Так, Хор - бог, почитавшийся в образе сокола "во множестве мест как Верхнего, так и Нижнего Египта" (Коростовцев 1976:57) . Тем не менее по поводу Хора еще Б. А. Тураев писал, что "возможно, культ Гора также (как и Осириса. - А. Р.) вышел из Дельты" (Тураев 1936: :182). Дж. Г. Брэстед выражается еще определеннее: "Сет олицетворял Ют, Гор - север" (Брэстед 1915: 40). Более близкие к нам исследователи считают, что "вероятно, какое-то время Хор был богом Нижнего Египта, а Сет - Верхнего" (Липинская, Марциняк 1983: 207). Или же - "обычно Хор считался хозяином Нижнего Египта, а Сет - Верхнего" (
http://www.egyptclub.Ru/Egyptgods./gor.htm).
М. А. Коростовцев, отмечая множество ипостасей и местных разновидностей Хора, отдельно останавливается на культе Хора в одном из самых крупных центров его почитания - в Эдфу (Верхний Египет). По текстам храма в Эдфу выделяются три ипостаси Хора: Хор Бехдетский, Хор, сын Исиды и Хор-старший, брат Сета. Общеегипетское значение имел "Хор, сын Исиды" (и ниже мы присмотримся ближе к этой богине). Помимо него, наиболее почитаем из них - Хор Бехдетский, культ которого попадает из Дельты, из города Бехдет, на Юг, в Эдфу, еще в эпоху Древнего царства (Коростовцев 1976:133) .
Сходной оказывается ситуация с Осирисом. Начиная с VI династии центром почитания Осириса как всеегипетского бога мертвых становится Абидос, в Тинисском номе Верхнего Египта (Берлев 1983: 34). Напомним, именно в Абидосе расположены погребения (или кенотафы? (Постовская 1959)) царей Раннего царства. И, согласно и Манефону, и Геродоту, и египетским царским спискам Нового царства, именно из Тиниса происходил Мина (Менее) - объединитель страны, основатель Мемфиса и родоначальник I династии (Перепелкин 1988:296).
Однако в Абидосе Осирис - гость, который постепенно вытесняет местного бога мертвых - Хентиементиу (Коростовцев 1976: 217). Откуда же он приходит в Абидос?
"Решить вопрос, где именно родина Осириса, трудно", - пишет М. А. Коростовцев. "Но уже в конце Древнего царства, в гробницах частных лиц Мемфисского некрополя Осирис часто назван "владыкой Бусириса" (город в Дельте, "Дом Осириса". - А. Р.)" (Коростовцев 1976: 125- И, считает он, "культ Осириса медленно, но верно распространялся с севера на юг" (Коростовцев 1976: 216).
Хотя в другом месте своей работы он, исходя из того, что иконография Осириса дает чаще всего изображение его в белой короне, склоняется к мысли о верхнеегипетском характере Осириса (Коростовцев 1976: 125).
Некоторые исследователи считают, что культ Осириса возник в Дельте на основе культа Анеджти, более раннего божества Бусириса. В частности, "джед" - ритуальный столб, фетиш Осириса, первоначально служил фетишем Анеджти. Анеджти изображался в виде человека с двумя перьями на голове (Рак 2ооо: 367).
Таким образом, если говорить о Хоре и Осирисе, то хотя и нельзя на основании данных о центрах их почитания с полной уверенностью говорить о Нижнем Египте как месте их происхождения и изначального культа, общий характер сведений склоняет все-таки в пользу этой мысли.
Также относительно ясным является происхождение Исиды из северо-восточной части Дельты (Коростовцев 1976: 130). Что, соответственно, привязывает и "сына Исиды" к этому региону.
При этом Дж. Г. Брэстед считал, что "древнее царство на Севере было в значительной мере ливийским", именно ливийцы почитали Нейт, и "ливийцы носили татуировку в виде эмблемы Нейт на руке" (Брэстед 1915: 33).
Иначе обстоит дело в связи с культом Сета. Его совершенно определенно представляют как "древнее верхнеегипетское божество", основные центры почитания расположены в Коптосском номе Верхнего Египта, в городе Омбос, а также в XI номе Верхнего Египта и ряде мест Среднего Египта (Коростовцев 1976: 113). В Нижнем Египте культ Сетха появляется только во времена II династии (Коростовцев 1976: 111). следовательно, связь Сета и Юга, заявленная мифом о "Споре Хора и Сета", четко подтверждается и "религиозной географией".
Интересен и образ Сета, реконструируемый исследователями. Он изначально
выступает как спутник и защитник Ра, его передовой воин (Коростовцев 1976: 136;
Липинская, Марциняк 1983:129)- Более того, в представлении египтян, Сет олицетворял солнечный мир (тогда как Осирис - лунный) (
http://wAVw.egyptclub.Ru/ Egypt gods./osiris eg.htm ).
Теперь становится понятной и позиция Ра в тяжбе Хора и Сета. Тем более что в более древней традиции, зафиксированной в "Текстах пирамид", Осирис враждебен Ра (Коростовцев 1976:125).
С Югом, точнее, со Средним Египтом однозначно связывается и бог Тот, который почитался в Гермополе, в XV номе Верхнего Египта (ХИДВ 1980: 315), в образе павиана и ибиса. И, как отмечает Б. А. Тураев, "в древнейших частях "Текстов пирамид"присутствует глухое указание на то, что изначально Тот был за Сета" (Тураев 1936: 181).
Расположение центра почитания Тота объясняет, на мой взгляд, и сам факт его выступления в качестве судьи в споре Хора и Сета, и его первоначальное тяготение к Сету. Причиной тому пограничное положение Гермополя на стыке Юга и Севера - в древности граница Нижнего Египта была гораздо южнее: либо чуть севернее Гераклеополя (Постовская 1952: 64), либо даже чуть севернее Асьюта (Матье 1956а: 40).
Что интересно, ибис как символ Тота считается явлением более поздним и указывает, по мнению исследователей, на XV ном Нижнего Египта. В Гермополе же изначально почитался бог Хецур, который изображался в образе павиана, и даже - павиана с головой собаки, что очень важно, как мы увидим ниже (http// www.Egypt.km.ru/gods.ToT).
Наконец, богиня-коршун - Нехбет, богиня религиозной столицы Верхнего Египта - города Нехена, и вообще часто символ Верхнего Египта (Липинская, Марциняк 1983:199): на короне фараона именно коршун символизировал Верхний Египет, тогда как кобра - Нижний Египет (Тураев 1936:167). Богиня-коршун выступает в мифе в качестве жены Сета (и вообще считалась женой Сета (Берлев 1969: 14)), что весьма показательно.
Таким образом, приведенные данные говорят не только о связи Сета и Верхнего Египта, но и о группировке богов - персонажей мифа о "Споре Хора и Сета" именно по их происхождению. Сету дружественны боги Юга, противниками же его выступают боги Севера - Хор, Осирис, Исида и не упомянутая ранее Нейт.
Участие Нейт в мифе очень симптоматично. К ней тоже обращаются за судом, и она судит в пользу Осириса (Липинская, Марциняк 1983:127). И это неудивительно - Нейт, "Устрашающая", являлась богиней Саиса (одной из столиц, наряду с Буто, Нижнего Египта; храм Нейт в Саисе носил название - "дом царя Нижнего Египта" (Брэстед 1915: 33)), изображалась в нижнеегипетской, "красной" короне (Липинская, Марциняк 1983: 198).
Заметим в скобках, что в эпоху Раннего царства имена большинства цариц содержали в качестве компонента имя Нейт (см.: Постовская 1959). И ее даже считают, для времени Раннего царства, покровительницей цариц (Липинская, Марциняк 1983: 198).
Итак, что же получается? Боги-победители принадлежат Северу. А бог- побежденный - Сет, напротив, принадлежит Югу. Неужели все наши источники ошибаются и победил (и объединил Египет) на самом деле Север, а не Юг?
Воздержимся пока, однако, от выводов. Картина остается неполной без привлечения еще одного интересного персонажа, мельком упомянутого в "Споре Хора и Сета". Речь идет об Анубисе, боге-шакале, по одной из версий - сыне Сета и богини-коршуна (Тураев 1936: 1936: 179). Он почитался на Юге, в Кинополе (ХИДВ 1980: 306), XVII номе Верхнего Египта и в Асьюте (Тураев 1936: 178), в XIII номе Верхнего Египта, где его культ сливается с культом другого, собственно местного бога-шакала (или собаки) - Вепуата (Матье 1956а: 2о).
Правда, по другим версиям, у Анубиса самые разнообразные родители, вплоть до Осириса (Липинская, Марциняк 1983:199). Но для нас важно другое - на Юге, и именно на Юге существовал очень развитый культ шакалоподобного (собакоподобного) бога. И сам Сет иногда изображается в образе шакала (
http://www.kemet.ru// dictionary//index.htm: Сет(Сетх, Сутех),
http://www.egyptclub.Ru/Egyptgods./set.htm).
Понять значение этого позволяет крайне интересный анализ праздника "хеб-сед", проделанный М. Э. Матье (1956а).
Прежде всего, рассматривая различные этимологии названия этого праздника, она склоняется к точке зрения о том, что оно значит "праздник бога Седа". Бог Сед, по ее мнению, ипостась Вепуата, и почитался в том же образе - образе шакала (Матье 1956а: 7; Рак 2ооо: 159).
Сед - не кто иной, как один из вариантов Сета, и считался богом смерти (http// www.gamingeeks.oig./Resources/Kate Monk/Ancient World/Egypt/Religion.htm).
Итак, Сед, Сет и Вепуат - боги-шакалы Верхнего Египта. Сюда же следует отнести и шакала Анубиса (как было отмечено выше, нередко отождествлявшегося с Вепуатом), и, наконец, бога - покровителя Абидоса и некрополя царей Раннего царства - Хентиементиу, тоже изображавшегося в виде шакала или собаки (Коро-стовцев 1976:118).
Сам "хеб-сед" рассматривается М. Э. Матье (и большинством исследователей) как праздник ритуального восстановления сил фараона (символически умирающего и воскресающего в ходе праздника) и восходит к более древнему обряду убийства престарелого вождя. "Хеб-сед" - один из наиболее важных ритуалов, выполняемых фараоном, и справлялся уже в эпоху Раннего царства.
Ритуал праздника предоставляет нам чрезвычайно важную информацию.
В первую очередь мы обращаем внимание на то, что в начале праздника фараон шествует перед наосами богов. При этом "перед южными наосами его сопровождают "духи Нехена" - жрецы в шакальих (!) масках, а перед северными - "духи Пе" - жрецы в масках сокола (!)"(Матье 1956а: i6).
Нехен, как уже упоминалось, религиозная столица Верхнего Египта, Пе (вместе с Деп) - одна из частей города Буто - столицы Нижнего Египта.
Таким образом, "хеб-сед" однозначно подтверждает и связь шакала (следовательно, Сета) с Югом, и связь сокола (следовательно, Хора) - с Севером.
Что же, победитель и побежденный поменялись местами?
Однако Вепуат в ритуале праздника никоим образом не подходит на роль побежденного бога. Более того, само название праздника, если исходить из тождества Седа и Вепуата, означает "праздник бога-шакала".
И действительно, в ритуале "хеб-седа" четко выделяются два главных лица - царь и Вепуат. Во всех действиях Вепуат предшествует фараону, и вообще возглавляет процессию. В ходе праздника фараон периодически подходит к штандарту - фетишу Вепуата, чтобы поклониться ему и умастить его.
В целом, Вепуат может считаться даже главным персонажем "хеб-седа". Это отмечает и М. Э. Матье, объясняя это тем, что Вепуат имел в древности большее значение, а центр его почитания - Асьют (Саути) сыграл очень важную роль в завоевании Югом Севера. Сам Вепуат изображался воинственным богом, и носил титул "Схвативший Обе Земли", то есть Юг и Север (Матье 1956а: 20).
Интересно, что один из центров почитания Сета - в XI номе Верхнего Египта и находится на расстоянии примерно пяти километров от Асьюта (Коростовцев 1976: 113).
В понимании причин того, почему Вепуат играл такую роль в "хеб-седе", проясняющее значение имеет тот факт, что в религиозном сознании считалось, что после смерти и встречи с богиней смерти Кебхет (дочерью Анубиса) царь оживает уже очищенным и в виде шакала (Матъе 1956а: 27).
Также, уже в "Текстах пирамид" читаем, что умерший фараон уподобляется "лежащему шакалу", или, восседая на троне Осириса, имеет "руки Атума" (и все остальные части тела - тоже Атума), но "голову Анубиса" (Коростовцев 1976: 212).
Общеизвестно, что после смерти фараон обожествлялся именно как Осирис - "вождь западных", то есть бог-царь мертвых. И уже упоминалось, что только со времени Среднего царства Осирис в качестве бога мертвых вытесняет других "вождей западных" - Хентиементиу и шакала-Анубиса (Коростовцев 1976: 217).
Очевидно, что первоначально цари рассматривали в качестве своей загробной ипостаси именно бога-шакала. Объяснить это можно лишь тем, что первоначально бог-шакал, Вепуат - личный покровитель царя, его "тотем".
Таким образом, "хеб-сед" - праздник царя-шакала и выходца с Юга. Он является свидетельством в пользу того, что именно Юг победил Север.
Но как же быть с отмеченными выше парадоксами?
Прояснить их помогает тот же "хеб-сед" и положение Вепуата в этом празднике.
Действительно, Вепуат, являясь главным лицом праздника, при этом удивительно бездеятелен и не вписан в сценарий. Он - своего рода "свадебный генерал". А это наводит на мысль, что Вепуат - более поздняя интерполяция в уже сложившийся сюжет.
Кто же авторы этого сюжета? Ряд обстоятельств наводит на мысль, что "хеб-сед" изначально - праздник царей Севера.
Прежде всего, само одеяние фараона в "хеб-седе" - это "характерное ритуальное одеяние древних правителей Буто", то есть царей Нижнего Египта (Матъе 1956а: 15). Далее, существенную часть праздника составляли ритуальные бои, участники которых "как бы боролись за обладание Хором-фараоном". Эти участники "изображали жителей Деп и Пе (двух частей города Буто)" (Матье 1956: 23).
И, наконец, в египетском погребальном ритуале исполнялась так называемая "пляска Муу". Исследователи видят в ней древний погребальный ритуал правителей Нижнего Египта. "Муу" восходит к слову "вода", а "водяные" - утопленные правители Буто (Матъе 1956а: г8).
Утоплен был, согласно древнейшей версии мифа, и Осирис Сетом (Матье 1956: 79)-
Представляется, что достаточно непротиворечивой интерпретацией, учитывающей все изложенное выше, будет следующая гипотеза.
Династии Раннего царства действительно были выходцами с Юга, и, вполне вероятно, именно из Тиниса. Однако до них политическое лидерство принадлежало, и, вероятно, уже достаточно давно, правителям Нижнего Египта (именно Буто и Саиса), некоторые из них, возможно, правили уже и всем Египтом - Каирский камень дает ряд правителей додинастической эпохи уже в двойной, "красной и белой" короне (Перепелкин 1988: 303).
Следует отметить, что в начале прошлого века ряд исследователей высказывали мысль о том, что образованию Раннего царства предшествовало объединение Египта вокруг Гелиополя (Тураев 1936: 167). Однако, насколько можно судить, данная идея только постулировалась, и аргументом им служил прежде всего культурный приоритет Гелиополя (в частности, на широту этого города указывает египетский календарь). Сегодня же, как было упомянуто в начале работы, эта гипотеза не только забыта, но и утверждается отсутствие соперника Югу в Дельте.
Полагаю, что все вышесказанное требует пересмотра такой точки зрения.
Но, сущность проблемы состоит прежде всего в том, что победа Юга почему-то отразилась в мифе как поражение его олицетворения - бога Сета.
Именно это и нуждается в объяснении в первую очередь.
И таким объяснением может быть то, что в Египте еще до возникновения Раннего царства сложилась достаточно прочная, хорошо организованная и укоренившаяся политическая традиция, в основе своей - именно и четко выраженная традиция Севера. Поэтому новой политической элите, захватившей власть силой (а может быть, не столько силой, сколько по варианту "призвания варягов"), приходилось с ней считаться и подстраиваться под нее.
Результатом такого подстраивания и стала мимикрия царей-шакалов под царей-соколов. При этом своя "шакалья" сущность отнюдь не забывалась - "вне заупокойного культа Сет долго не считался злым богом. Тот примирил его с Гором, и он наравне с ним правил Египтом и считался предком фараона" (Тураев 1936: 183). Выше мы видели, что и в заупокойном культе Сет изначально был покровителем фараона.
Просто со временем маска стала настолько привычной, что превратилась в новую сущность.
Хорошим подтверждением именно такого развития событий служат выводы О. Д. Берлева, полученные им в результате блестящего анализа такого мифологического персонажа, как "сокол, плывущий в ладье" (Берлев 1969).
Этот бог почитался, по его словам, "только в Среднем Египте, что не доказано, но вполне вероятно". Центром почитания, по крайней мере с VI династии, был XII ном Верхнего Египта (Берлев 1969: з).
В X номе Верхнего Египта, в городе, который греки называли Антеополь, почитали двух "соколов в ладье". И О. Д. Берлев показывает, что написание имени бога Антеополя - свидетельство того, что он является удвоенным простым "соколом в ладье" (Берлев 1969: 4,8).
"В птолемеевское время в храме в Эдфу имя бога ХП писалось символом, который использовался в титулатуре фараонов для выражения так называемого "золотого имени" фараона. Считается, что этот символ отражал триумф Хора над Сетом" (Берлев 1969: 5). Соответственно, и "сокол в ладье" понимался как разновидность Хора-победителя.
Однако в результате своего исследования автор прочитал имя этого бога - Нем-ти и отождествил его с персонажем мифа о "Споре Хора и Сета" - богом-перевозчиком, который польстился на золотое колечко Исиды, и перевез ее, нарушая запрет, на остров, где происходил суд между Хором и Сетом. За это он и был наказан - ему "отрезали перед ног его", то есть ступни (Берлев 1969: 26).
Соответственно, бог-победитель оказался на самом деле богом - страдальцем и скитальцем (ладья - показатель его кочевого характера), а "знак, употреблявшийся в имени фараона для выражения "золотого имени", в имени бога ХП нома - отнюдь не символ победы, но, напротив, намек на страшную казнь" (Берлев 1969: 26). И использование знака "золотого имени" при написании имени бога XII нома - явление позднее (Берлев 1969: 5).
Однако гораздо важнее другое - "сокол в ладье" оказался на деле... Сетом.
Так, бог X нома - Сет. Имеются и изображения его в виде Сета, и прямо назван он Сетом, и сопровождает его богиня Небтхо-коршун, которая считалась женой Сета. "По своей природе, которую не могут скрыть второстепенные детали, этот бог - Сет, а вовсе не ипостась, мирящая Хора и Сета" (Берлев 1969: 14).
В этой связи стоит вспомнить, что цари Раннего царства отмечали праздник, называемый "служение Хору", и "определяли это выражение иероглифом барка" (Тураев 1936: 176). Б. А. Тураев полагал, что этот праздник отмечался в виде процессии, сплавлявшейся по Нилу. Кроме того, мы знаем, что ранние цари I династии писали свое имя в рамке, верхняя линия которой вогнута, а на ней изображен сокол (Перепелкин 1988: 302). О. Д. Берлев специально оговаривает, что этот архаический вариант написания царского имени не имеет ничего общего со знаком "сокол в ладье" (Берлев 1969: 16). Не оспаривая его мнения, считаю все же необходимым подчеркнуть эту параллель.
Отметим также, по поводу "золотого имени" фараона, что золото являлось эмблемой Сета, почитавшегося в Омбо (Берлев 1969:5), хотя в XII номе Верхнего Египта, по свидетельству позднего источника, золото считалось мерзостью, так как символизировало плоть пострадавшего бога, содранную с костей его (Берлев 1969: 26). Напротив, почиталось серебро, символизировавшее кости.
Вокруг "золотого имени" сложилось несколько точек зрения. О. Д. Берлев полагает, что золото здесь - символ вечности. Но греки, пишет И. В. Рак, трактовали его как "Хор, победитель Золотого", то есть Сета (Рак 2ооо: 401). Сам И. В. Рак считает такое толкование достаточно поздним.
Показательно здесь то, что в традиции, более близкой по сравнению с нами, "золотое имя" пусть даже таким образом, но связывалось с Сетом. Выскажем догадку - не означало ли изначально "золотое имя" фараона просто его имя как Сета?
Таким образом, пример "сокола в ладье" показывает, как происходила и как далеко могла зайти трансформация Сета. Объяснением же этому может быть именно предложенная выше гипотеза.
Следует добавить только, что цари первой династии, вероятно, пытались в значительной мере легитимизировать свою власть в глазах Севера, выдавая себя за Хоров. Цари же второй попытались вести себя более радикально, что и выразилось во введении Сета в имена фараонов.
С этим согласуется и то, что именно от представителей второй династии дошли надписи, свидетельствующие об их войнах с Нижним Египтом и разорении его (Тураев 1936: 170; Перепелкин 1988: 304-309). Цари I династии оставили надписи о войнах в Эфиопии (т. е. к югу от первого порога Нила) (Перепелкин 1988: 309).
С другой стороны, следует заметить, что "при второй половине I и при П династиях первым лицом после царя в государстве считался "хранитель печати Красного дома" (т. е. казнохранилища Нижнего Египта. - А. Р.)" (Постовская 1947: 243). Но при Перибсене и Хасехемуи (цари второй половины II династии. - А. Р.) появляются должности "хранителя печати для всех документов Юга" и "хранителя печати по делам дани Севера"
(Постовская 1947: 247).
Как представляется, весьма многозначительные изменения. Но в целом, это тема отдельного разговора.
Подводя же итоги приведенных выше размышлений, хочу еще раз подчеркнуть, что, на мой взгляд, гипотеза о более ранней и достаточно длительной традиции государственности в Нижнем Египте по сравнению с Верхним и, вероятно, первоначальном объединении Египта именно царями Севера лучше всего объясняет приведенные выше факты. Тем не менее данную работу следует рассматривать главным образом как попытку привлечь внимание исследователей к затронутым проблемам.
Алексей Романчук
Статья опубликована в сборнике "ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ"
НЕСТОР № 7 (2005 №1), Спб.
Литература
Антес 1977 - Антес Р. Мифология в древнем Египте // Мифологии древнего мира. М., 1977-
Берлев 1969 - Берлев О. Д. Сокол, плывущий в ладье, иероглиф и бог // Вестник древней истории (ВДИ). 1969. №1.
Берлев 1984 - Берлев О. Д. Источники по истории Раннего царства Египта // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
Брэстед 1915 - Брэстед Дж. Г. История Египта. Т. 1. M., 1915.
Заблоцка 1989 - Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989
. Коростовцев 1976 - Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
Липинская, Марциняк 1983 - Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983.
Матье 1956 - Матье М. Э. Мифы Древнего Египта. М., 1956.
Матье 1956а-Матье М. Э. Хеб-Сед (из истории древнеегипетской религии) // ВД И.
1956. № з-
Перепелкин 1988 - Перепелкин Ю. А. Древний Египет. Раннее царство // История Древнего Востока. Зарождение первых классовых обществ и древнейшие очаги цивилизации. М., 1988.
Постовская 1947 - Постовская Н. М. Начальные стадии развития государственного аппарата в Древнем Египте // ВДИ. 1947. №1.
Постовская 1952 - Постовская Н. М. Царь Скорпион и его время // ВДИ. 1952. № i.
Постовская 1959 - Постовская Н. М. Абидос и Мемфис (к определению памятников I династии) // ВДИ. 1959. №3.
Рак 2ооо - Рак И. В. Египетская мифология. СПб., 2ооо.
Савельева 1975 - Савельева Т. И. Абидосский указ царя Нефериркара (XXV век до н. э.) //Древний Восток. Ч. 1. M., 1975.
Тураев 1936 - Тураев Б. А История Древнего Востока. Ч. 1. M., 1936.
ХИДВ1980 - Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 1. M., 1980.