1. Под экологическими проблемами я буду подразумевать то, что более всего влияет на жизнь человека: непрерывное ухудшение качества окружающей среды - атмосферного воздуха, воды и почвы.
Эти проблемы слагаются из двух составляющих: с одной стороны - из загрязнения окружающей среды вредными продуктами человеческой деятельности, а с другой - из непрерывного уничтожения под те или иные нужды природных ресурсов.
В Московском регионе эти две составляющие находятся в наиболее тесной связи, являясь последствиями неконтролируемой урбанизации.
Феномен неконтролируемой урбанизации состоит в том, что декларируемые принципы устойчивого развития территории путем грубого передергивания отождествляются с увеличением ее так называемой «инвестиционной привлекательности», предусматривающей, в конечном счете, ее максимальную застройку и заселение.
Но если вдуматься - что может привлечь потенциального инвестора в Московском регионе? Конечно, земельный ресурс, который можно застроить каким-либо объектом продажи. В Московском регионе строительный бизнес один из самых высокодоходных, поскольку идет в зоне непосредственной близости от основных финансовых потоков и позволяет надувать спекулятивные пузыри в среде инвесторов. А какой земельный ресурс наиболее «дешев»? Конечно, «бесхозные» и беззащитные лесные территории, кадастровая стоимость которых в Московской области - несколько тысяч рублей за гектар. В результате, из окружающей среды изымается ценнейший средозащитный природный ресурс и, одновременно, производится ее загрязнение промышленными и бытовыми отходами.
2. Очень хорошо этот механизм можно проиллюстрировать историей с Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД), где объектами инвестирования были с самого начала объявлены производственные и складские центры и торгово-деловые комплексы, поскольку одним из ее назначений являлось участие в «экспорте транспортных услуг».
Небольшой исторический экскурс.
Когда-то власть, корыстно, но нуждалась в населении - как источнике своего процветания и стратегическом ресурсе. Власть, особенно столичная, не забывала, что лесопарки и пригородные леса способствуют очищению воздуха в городах, служат любимым местом отдыха этого населения. Именно тогда, в 1935 году, и был запланирован Лесопарковый защитный пояс города Москвы (ЛПЗП) с режимом заказника.
Его основной функцией было сохранение вокруг Москвы лесных средообразующих и водоохранных массивов, служивших и местом загородного отдыха. В расширенные в 1960-м границы ЛПЗП вошел северный комплекс водохранилищ - Клязьминского, Учинского, Пяловского, Пестовского - в системе канала им. Москвы, территории вдоль Москвы-реки и р. Пехорки. Более чем 40% из 172,5 тыс. га территории ЛПЗП занимали лесопарки. В Правилах застройки ЛПЗП г Москвы, он трактовался как «зеленые легкие» Москвы. В дополнение к ЛПЗП, в 1950 году Правительство СССР специальным постановлением создает вокруг Москвы 50-километровую «зеленой зону».
Шли годы, на ЛПЗП и «зеленую зону» велось активное градостроительное наступление. В противовес ему, в 1990-1991 годах был разработан «альтернативный» Генплан города Москвы, в котором предусматривалось линейное развитие городских территорий Московской области вдоль основных радиальных направлений. В 1992 году появились совместно разработанные «Основные направления развития Москвы и Московской области на период до 2010 года», где территория в границах лесопаркового защитного пояса рассматривалась как «внутренняя зона Московской агломерации» с жестким режимом регулирования градостроительной активности.
Однако с началом эры «большого хапка» и в условиях бесконечного дележа сфер влияния между Москвой и ее областью, все эти разработки потеряли актуальность. Население стало превращаться для власти во все более нежелательное обременением свалившейся ей в руки собственности. Конечно, нефти и газа в Подмосковье не добывают, но зато есть другой, не менее ценный природный ресурс - земля. На которой можно строить коммерческие объекты, а в Москве - еще и «озеленять», ответвляя в карманы бюджетные потоки…
Вот в рамках такого «сна разума» родилась ЦКАД, а местом ее рождения является постановление Правительства МО от 30.12.2003 № 743/48. Цитировать этот документ - просто мед пить:
«Московская область - неотъемлемая часть России и Европейского континента, территория которой развивается согласно общеевропейским законам, разделяет общеевропейские ценности, поддерживает общеевропейские гуманитарные идеи. Правительство Московской области одним из первых в России поддержало Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, принятые Комитетом министров Совета Европы».
В этих «основных направлениях», ЦКАД, создание которой «может вестись "не с нуля", а опираясь на существующие Малое и Большое Московские кольца», позиционировалась как «инструмент спасения головных участков федеральных дорог от транспортных пробок».
Но, на самом деле, вовсе не «спасением от пробок» были озабочены авторы «Основных направлений»:
«Строительство ЦКАД повысит инвестиционную привлекательность Московской области, создаст предпосылки для развития производственных и складских центров, торгово-деловых комплексов. В качестве первоочередных узлов развития выделяются следующие: Клин - Солнечногорск - Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово - Бронницы, Электросталь - Ногинск, Рахманово. По экспертным оценкам на прилегающих к ЦКАД территориях может быть создано не менее 300 тыс. новых рабочих мест, что позволит значительно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней».
После такого зачина, ЦКАД внесли в мае 2006 г. в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденную Правительством РФ еще в 2001 г. Дорога с 4-6-полосной проезжей частью имела ориентировочную протяженность 417 км, стоимость инвестиционного проекта - 228,5 млрд. рублей.
Сейчас, на завершающем этапе утверждения проекта строительства, длина дороги (522 км) увеличилась на четверть, а стоимость инвестпроекта дошла до 520 миллиардов. Предполагаемая опора на существующие кольца сведена до минимума - порядка 100 км. 40% трассы проходит по территории защитных лесов. Под вырубку для ее строительства попадают леса на площади более 5 000 га… Но это - только вершина айсберга, точнее - грядущей экологической катастрофы.
3. Ключевым шагом в «поддержке» «Основополагающих принципов устойчивого развития на Европейском континенте», стало принятие Правительством МО в 2007 г. Схемы территориального планирования Московской области. В ее составе есть «Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства - территории концентрации градостроительной активности». Синий цвет этих территорий не оставляет буквально ни одного живого места в радиусе порядка 30 км от МКАД и отчетливым широким поясом следует вдоль будущей ЦКАД.
Одновременно, в 2008 году принимается закон «О промышленных округах в Московской области», которым предусматривается создание в Московской области 56 промышленных округов общей площадью более 10 тыс. га.
По оценкам экологов, появление на месте преобладающих вдоль ЦКАД аграрно-лесных ландшафтов почти сплошной, более чем 500-километровой кольцевой полосы из застроенных территорий приведет к необратимым для природы последствиям, угрозам образования фотохимического смога, техногенного загрязнения водохранилищ до опасных пределов и других нарушений основ системы жизнеобеспечения Московского региона.
Итак, неконтролируемая, ориентированная на центр области, урбанизация, превращение Московской области в перевалочную базу для всей страны - основной источник ее экологического неблагополучия.
4. Надо отчетливо понимать: создание такой «инвестиционной привлекательности» идет за счет наших с вами жизней и жизни наших детей. Не случайно сросшийся с властью бизнес, так заботящийся об этой «привлекательности», тщательно скрывает от нас экологическую информацию и вывозит свои семью жить за границу, где понимают, что здоровье и продолжительность жизни населения не может не входить в затраты инвестора, как это имеет место у нас.
Немного о комплексной экологической оценке экологического состояния Московской области.
Около 10% территории области находится в критическом состоянии. Это Люберецкий, Химкинский, Ногинский, Раменский, Каширский районы.
Высокой степенью опасности характеризуется около 34% (весь ЛПЗП).
Около 90% населения области живут в зоне сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха. Особенно это относится к городам Воскресенск, Дзержинский, Клин, Мытищи, Серпухов, Подольск, Электросталь (Битюкова В.Р., Колдобская Н.А. Экологическая ситуация в Московской области за последние 20 лет / Нерешенные экологические проблемы Москвы и Подмосковья. М., 2012).
5. Не случайно, все эти проекты «создания инвестиционной привлекательности», которая якобы подразумевает улучшение качества жизни людей от этих же людей тщательно скрываются. Где и когда обсуждалась эта Схема территориального планирования, не прошедшая даже государственную экологическую экспертизу, этот закон о промышленных округах? Население и экспертное сообщество полностью исключены из процедуры принятия решений по таким проектам; когда дело доходит до обязательных публичных слушаний, на создание проекта уже затрачены миллиарды рублей и вся мощь сросшегося с властью бизнеса направляется на то, чтобы обеспечить реализацию проекта независимо от результатов этих обсуждения даже в том случае, если не удастся провести их фиктивно и/или сфальсифицировать их результаты.
Тщательно скрывается либо просто не ведется и статистика заболеваемости, а официальных расчетов экологически зависимой заболеваемости и смертности в России вообще не существует. Мы можем, в основном, только косвенно оценивать, насколько плохая экология влияет на смертность и заболеваемость. Можно посчитать, например, как различаются, например, темпы роста смертности от новообразований по всей стране, от темпов ее роста только в городах, где загрязнения, вызывающие рост этой заболеваемости, существенно выше. Оказывается, эти темпы в городах в 1,24 раза превышают темпы этой смертности по всей стране, в то время как темпы смертности в сельской местности с темпами по стране совпадают.
Но иногда удается добыть информацию по конкретному району. Так, в 2011 году Солнечногорская горбольница предоставила по запросу местной телекомпании статистику заболеваемости новообразованиями и бронхолегочными заболеваниями; сюжет был показан 30.11.2011. Дело в том, что в 2006 г. в Солнечногорске были построены 2 химических завод, о чем жители узнали только тогда, когда стало нечем дышать. И вот буквально за 3 года в городе возник резкий рост онкологической заболеваемости: ее среднегодовое значение по сравнению с 7 предыдущими годами выросло на 55%, причем заболел каждый 12-й житель города, что является показателем экологической катастрофы (Морозова Н.Е. Доступность и объективность экологической и санитарно-эпидемиологической информации на примере проблемы химзаводов в подмосковном Солнечногорске / Нерешенные экологические проблемы Москвы и Подмосковья. М., 2012).
6. В заключении, нельзя не отметить крайне опасную практику вынесения органами исполнительной власти противоречащих действующему законодательству решений и последующая «подгонка» под эти решения законов Государственной Думой РФ. Так, для целей легитимации прокладки автомагистралей через лесопарковые зоны Московского региона в последние 3 года Госдумой дважды вносились существенные изменения в федеральное законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы. Эти действия не только создают угрозу уничтожения невосполнимых природных ресурсов, не только нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, но и ведут к социальной напряженности в обществе, демонстрируя гражданскому обществу его невозможность отстаивать свои права в правовом поле.