В. Поляков Экзамен на «Homo Sapiens - II». От концепций естествознания ХХ века - к естествопониманию
В переводе с латинского «экология» это «наука о жизни в среде обитания»: oicos (дом, жилище) + logos(наука). Современное определение: «экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между ними и средой обитания». Физика изучает взаимосвязи и взаимодействия в механических, электромагнитных и ядерных процессах, химия - взаимодействие элементов и веществ, биология - процессы в живых организмах, а экология - взаимосвязи живых организмов с окружающей природной средой. При этом понятие окружающая среда следует рассматривать, как включающее все факторы воздействия на живые организмы. Окружающая среда - это система взаимосвязанных природных и социальных объектов, явлений и факторов, в которых протекает жизнь организмов или человека.
Вот несколько экологических правил [66], доказывающих, что любое развитие на определённом этапе переходит в стагнацию, после чего должен быть выбран принципиально иной путь.
Ø Правило дивергенции Ч. Дарвина (1859 г): «Развитие любой группы организмов сопровождается её разделением на подгруппы с разными адаптивными направлениями, т.е. с разной специализацией», с разными способностями к приспособлению, разными направлениями деятельности и более жёстко приспособленными к определённой экологической нише.
Ø Правило прогрессирующей специализации Ш. Депере (1876 г): «Группа, вступающая на путь специализации, как правило, продолжает его до всё более глубокой специализации».
Ø Правило более высоких шансов вымирания глубоко специализированных форм О. Марша (1880 г): «Генетические резервы для адаптации глубоко специализированных групп снижены».
Ø Правило происхождения новых видов от неспециализированных предков Э. Копа (1896 г): «Новые крупные группы организмов происходят от неспециализированных групп предков».
Сформулированные общие законы развития биологических сообществ следует рассматривать как общесистемные. Тогда в обобщённом и расширенном виде эти законы можно переформулировать: «развитие любых системных сообществ, наук и техники идёт через специализацию, которая начавшись, развивается в сторону её усиления, но при изменении внешних условий система с узкой специализацией оказывается неспособной к приспособлению и обречена на вымирание».
Таким образом, познание взаимосвязей в живых организмах, человеке и сообществах людей может стать основой для понимания причинно-следственных связей в более сложных системах.
http://www.rae.ru/monographs/37-1071 ;-)))) Н. Реймерс в конце прошлого века предупреждал: «Утерян даже смысл структуры экологического цикла наук. Раз все «экологи», то почти всё стали называть «экологией», в том числе и охрану природы, и охрану окружающей человека среды... Такого взрыва профанации знания не было в истории человечества. Мало кто осознаёт печальный факт отсутствия в ней профессионального костяка - фундаментального экологического знания и его носителей. Без профессионалов никакая наука невозможна... Вузовская наука не способна пока формировать специалистов-экологов практической направленности (речь не идёт об инженерах по очистному оборудованию и тому подобному: они у нас причислены к «экологам» по недоразумению)» [