Сказ о Единорогах. Продолжение 3

Nov 01, 2021 15:41

Начало: https://magic-design.livejournal.com/226786.html

Продолжение: https://magic-design.livejournal.com/238661.html

Продолжение 2 : https://magic-design.livejournal.com/239540.html

Вернёмся на секунду к изображению Бога Энки у шумеров.
Мы видим Единорога и потоки воды с рыбами.
Символом Иисуса Христа был Единорог, а потом Рыба. И родился он под знаком Козерога.

Подведем промежуточные итоги. Итак, мы узнали, что:

1. Единорог существовал. И изначальное место обитания была Западно-Сибирская равнина.
2. Единорог находился на более ранней эволюционной ступени и мог скрещиваться с коровой, лошадью, оленями, козами, однако наличие рога оказалось рецессивным признаком.
3. Есть несколько направлений перемещения Единорогов и их потомков
4. Сюжет борьбы Льва и Единорога древний, и существовал ещё у Шумеров.
5. В Европу образ Единорога дошел через легенды, символы, религию и астрологию.
6. Символом Иисуса Христа был Единорог.

Основной вопрос этого исследования:
Почему на русском гербе во времена Ивана Грозного был единорог?

Если интересно, как такое получилось, давайте разбираться.

Единорог в России.

До сих пор мы рассматривали материальные свидетельства существования Единорогов. Теперь рассмотрим устное народное творчество.
Что, как не сказки могут нам рассказать об истории давно минувших дней?
Конечно, сказки подвергались корректировке, но основной сюжет остался неизменным.

Сивка-Бурка.



По ходу действия Иван-дурак с помощью волшебного коня Сивки-Бурки выполняет задание поцеловать царевну, сидящую в башне, после чего женится на ней и становится царевичем.
Можем ли мы узнать время появления этой волшебной сказки?
«У нас одна интересная славяно-германская сказочная параллель, которая дает нам предположить время создания сказок. Это мотив девицы в башне, известный в русской сказке о Сивке-бурке и немецкой сказки "Рапунцель". Сам сюжет о девице в башне пришел в Европу из Египта. В древнеегипетской сказке "Обреченный царевич" действие происходит в государстве Митанни (егип. Нахарина) в Северной Месопотамии.

Видимо, иноземный сюжет о девице в башне настолько понравился и германцам, и славянам, что они использовали в своих целях: славянские сказители использовали для занимательной комической сказки, а германский вождь Юлий Цивилис построил башню (строение не характерное для древних германцев), куда поселил волшебницу Веледу, ставшую прототипом ведьмы для немецкой сказки о Рапунцель. Разумеется, царевна из русской сказки это не германская Веледа, а царь - это не германский вождь. Просто славяне и германцы каждый по своему использовал сюжет из египетской сказки. Но это дает нам предположительную хронологическую привязку для датировки появления русских волшебных сказок - I в. н. э., видимо, именно в это время нашим предкам стала известна египетская сказка». (Источник https://cont.ws/@kamas/785318)

Очень рекомендую прочитать всю статью источника цитаты.

Обратим внимание, что волшебный конь присутствует только в славянской сказке.
«Имя коня как волшебной сущности, давшей название литературно обработанной русской сказке, несколько разнится (как в своей дополнительной третьей части, так и в категории грамматического рода) от сборника к сборнику. Если в сборнике П. Тимофеева (XVIII век) имя коня общего рода («Сивка-бурка, вещая каурка» ), то у А. Афанасьева (XIX век) оно мужского рода, с архаичным суффиксом, причём третьим именем, которое определено эпитетом «вещий», служит другое слово («Сивко-бурко, вещий воронко»)». (Википедия).

Рассмотрим составляющие имени:

Сивко - сивый, седой, т.е. белый,
Бурко - бурый, темно-рыжая масть,
Воронко - чёрный.

Как описан конь в сказке:

«Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает». (Источник: https://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/sivka-burka.html)

Не правда ли, волшебный конь очень похож на Единорога?

Сказка «Василиса Прекрасная».



Небольшой фрагмент из сказки:

«Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.
Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.
Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.
Василиса прошла всю-ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня».

Три коня Бабы-Яги: Белый, Красный и Черный.
Те же цвета, что и в предыдущей сказке.

Что же нам рассказывает Баба-Яга про своих коней?

«- Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
- Это день мой ясный, - отвечала баба-яга.
- Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
- Это мое солнышко красное! - отвечала баба-яга.
- А что значит черный всадник, который 'обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
- Это ночь моя темная - всё мои слуги верные!»

Время создания и этой сказки можно определить по деталям.

«Сам храм стоит в дремучей чаще, вдали от поселений и окружен страшными слухами о пропавших людях. Перед нами культ хтонической богини, не исключено, что тайный. Черепа на кольях вокруг храма даёт точную датировки сказки. Культ отрубленных голов - это кельтский культ. У славян он популярности не получил и был почти забыт. Так, лютичи, убив мекленбургского епископа Иоанна, отрубили его голову, насадили на копье и так посвятили ее Радигосту. Кельты приписывали голове особые жизненные и магические качества. В сказке черепа не только светятся огнём, но ещё и разговаривают, как разговаривают отрубленные головы в кельтских сказаниях.
Единственный период славянской истории, когда кельтская культура доминировала у славян - пшеворская археологическая культура (2 в. до н. э - 4-5 в. н. э.). На эту культуру сильное влияние оказали кельты, особенно в области металлургии. Античные историки надежно называют ее носителей венедами. Кроме славян-венедов пшеворская культура распространилась среди соседних германских племен. Это неудивительно, потому что вещи этой культуры превосходили по качеству и стилю германские». (Источник https://cont.ws/@kamas/238261)

Много интересного узнаете, если прочитаете статью в источнике.

А теперь вспомним цитату из Библии:

Книга Иова, XXXIX, 9-12: «9. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?
10. Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?
11. Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?
12. Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?»

Вопросы заданы так, что предполагается, что на все будет ответ «нет». Потому что, это Единорог не будет никому подчиняться. А если три коня в сказке - Единороги, которые служат Бабе-Яге? Тогда, просто само их наличие является характеристикой духовной мощи Бабы-Яги.

Давайте перейдем в Средние века, конкретно, во времена Ивана Грозного.

С помощью ифографики с сайта ТАСС (https://tass.ru/infographics/9021) вспомним основные моменты интересующего периода.



Попробуем восстановить общее представление о Единорогах в это время.

На Руси с конца XV века ходили переводы богословско-космографического трактата «Христианская топография», написанная между 535 и 547 годами Козьмой Индикопловым (греч. Κόσμας Ἰνδικοπλεύστης - Козьма, плававший в Индию). Варианты имени: Косьма Индикопловили, Косма Индикоплов, или Козьма Индикоплевст. Византийский купец в своем трактате отвергал систему Птолемея и отрицал шарообразность Земли. Его книга написана под влиянием несторианства и позже была особенно популярна на христианском Востоке (православном мире).



«В «Христианской топографии» изобразил устройство Земли в виде плоского более продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине которого находится земная твердь, омываемая океаном. Солнце вечером скрывается за конусообразной горой на севере, ночью оно двигается за ней к востоку, чтобы утром взойти вновь. Вверху над небесной твердью в форме двойной арки расположен Рай, где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме напоминает ларец или сундук». (Википедия)

Есть в топографии и описание Единорога, правда, в различных переводах рисунки разнятся. В некоторых зверь изображается с лапами, как у хищника, в других с копытами.



В церковных книгах, в убранстве храмов и даже в иконах встречается сюжет «Притча о сладости мира сего» («Притча о единороге»).

«Притча о сладости мира сего (Притча о единороге) входит в состав одного из самых известных произведений средневековой христианской литературы - «Повести о монахе Варлааме и индийском царевиче Иоасафе», переведенной с греческого на славянский язык не позднее первой половины XII века». (https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5530)



«В древнерусском искусстве изображения беседы преподобных Варлаама и Иоасафа известны с рубежа XIV - XV веков. Есть также упоминание о том, что их образы были в церкви Успения на Волотовом поле во фресках 1363 года.
... Отдельно следует рассматривать изображения входящих в "Повесть" притч, так как "Притча о сладости мира" известна уже по русским памятникам раннего XIV века: миниатюре Лавришевского Евангелия, написанного в Лавришевском монастыре под Новогрудком в начале XIV века (Краков, Библиотека им. Черторыйских. № 2097 IV, л. 38 об.)

Описи последующего времени свидетельствуют, что списки "Повести" были в библиотеках всех крупных русских монастырей, а также в домашних библиотеках частных лиц». (Алексей Гульманов, https://vash-alex.livejournal.com/1583119.html) Обратите внимание на источник, по ссылке много интересного.

«Притча старца Варлаама повествует о человеке, бежавшем от беснующегося единорога и упавшем в пропасть, но уцепившемся за ветви растущего из пропасти дерева и удержавшемся на выступе скалы. Корни этого дерева непрестанно подгрызали две мыши - белая и черная, из стены высовывали головы четыре аспида, а на дне пропасти обитал страшный огнедышащий змий, готовый пожрать несчастного, Однако с ветвей дерева капало немного меду, и, забыв об угрожавших ему опасностях, человек устремился к сладости этого меда. По толкованию Варлаама, единорог - смерть, преследующая человека; пропасть - мир сей, исполненный всяческих бед и опасностей, дерево - временная человеческая жизнь, срок которой отмеряют дни и ночи - белая и черная мыши; четыре аспида - четыре стихии, из которых составлен человек. Наконец, огнедышащий змий - это адская пасть, ожидающая грешников, а капли меда - сладость мира сего, ради которой человек оставляет заботу о спасении». (https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5530)

«Эта притча включалась также в состав Прологов - особых назидательных сборников, которые были чрезвычайно широко распространены в Древней Руси. Иллюстрации притчи, помимо лицевых рукописей «Повести о Варлааме и Иоасафе», могли использоваться в качестве самостоятельного назидательного сюжета в Псалтирях (начиная с греческой Псалтири 1066 года из монастыря Пантократора на Афоне). Древнейший пример композиции на этот сюжет в русском искусстве - клеймо на Васильевских вратах новгородского Софийского собора 1336 года, перенесенных Иваном Грозным в Троицкий собор Александровской слободы». (https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5530)



Рассмотрим икону Соловецкого монастыря «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г.



«Икона привезена в 1923 г. из Соловецкого монастыря, где, по-видимому, она была выполнена. Надпись на ней свидетельствует: «ЛЕТА ЗНГ [7053 (1545) г.] НАПИСАНЫ БЫСТЬ ИКОНЫ СЇИ ПРИ БЛ(АГОВЕР)НОМ И ВЕЛИКОМ КН(Я)ЗИ ИВАНИ ВАСИЛЕВИЧ(Е) ВСИЯ РУСИ И ПРИ АРХИЕПИСКУПИ ФЕОДОСИИ ПРИ ИГУМЕНИ ФИЛИППИ». Нет оснований сомневаться в подлинности надписи. Ее датировке не противоречат ни палеографические признаки, ни само содержание. Иван Грозный, принявший царский титул в 1547 г., здесь назван только великим князем.

Центральная композиция - с молящейся Спасу Богоматерью, предстоящими ей соловецкими святыми и припадающими иноками - представляет собой любопытный соловецкий вариант «Богоматери Боголюбской», древний список с которой в XV в. стал моленной иконой московских князей, а впоследствии городской святыней.

Изображение Богоматери Боголюбской на нашей иконе свидетельствует о связи ее заказчика или исполнителей с Москвой, так как в Новгороде, в епархию которого до 1682 г. входил Соловецкий монастырь, этот образ не был распространен.

Обращение соловецкой братии к покровительству московской святыни становится понятным, если вспомнить, что игумен Филипп был сыном московского боярина и до монашества служил при дворе великого князя. О том, что он держался не новгородской, а московской ориентации, свидетельствует целый ряд фактов и прежде всего особое благоволение к нему московского правительства. Филипп не раз обращался в Москву с просьбами о льготах монастырю и неизменно получал их. Вклады Ивана Грозного в Соловецкий монастырь в игуменство Филиппа особенно значительны. Дважды, в 1550 и 1551 гг., Филипп наряду с архиереями вызывался в Москву: по случаю составления судебника и на церковный собор. И наконец по воле царя он стал в 1566 г. московским митрополитом. Среди врагов же Филиппа, которые способствовали лишению его митрополичьего сана, был новгородский архиепископ Пимен и часть соловецкой братии, по-видимому не сочувствовавшей его устремлениям». (https://icon.spbda.ru/2017/10/03/pamyatnik-s-soloveckikh-ostrovov/)

Возникает закономерный вопрос. Не по воле ли заказчика добавлен сюжет Притчи о Единороге в эту икону? Заказчик в это время для этой иконы мог быть один - Иван Грозный.

Давайте рассмотрим и Голубиную Книгу.

«Голуби́ная Кни́га «небесное послание в стихотворной форме, народная песня о начале всего сущего». А. Веселовский сопоставляет с апокрифическим Апокалипсисом Иоанна и «Беседой трех патриархов» (Ягич, AfslPh 1, 86; Сперанский, Устн. Слов. 371 и сл.).
Это название произошло из Книга Глубины - названия так наз. «Беседы трех святителей», которая заимствовала сведения о происхождении всего земного из апокрифической псалтыри и книги о мудрости Соломона; см. особенно Мочульский, РФВ 17, 365. Сближено по народн. этимологии с го́лубь под влиянием представления о святом духе, спускающемся в образе голубя (Матф. З, 16)». (Происхождение слова Голубиная Книга в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М. https://lexicography.online/etymology/голубиная-книга)



«О том, что загадочная книга существовала уже в начале XIII в., свидетельствует написанное в 1224-1237 гг. житие Авраамия Смоленского - ученого священника, которого при жизни объявляли еретиком, а после смерти - святым. Обвиняли же в ереси за то, что он читал «г’лубинныя книги». Апострофом здесь передано «титло», заменявшее в рукописи «ъ» («ер»). «Ер» в те времена означал полугласный звук, отчасти исчезнувший, отчасти перешедший в «о» («пълкъ», «въстокъ»). То есть читать можно и «глубинные», и «голубиные». Однако в древнерусских индексах запрещенных книг нет ни «Глубинной», ни «Голубиной» книги. Есть лишь некая «Глубина», но в числе книг дозволенных. Возможно, это Псалтирь, нередко именовавшаяся русскими книжниками «Глубиной» ради «глубины премудрости» царя-псалмопевца Давида. Или же поначалу Церковь отнеслась к православной вроде бы «Глубинной книге» терпимо, но затем обрушилась на сочинение, популярное среди вольнодумцев». (https://history.wikireading.ru/351612)

«Упала с небес книга. Звалась она «Голубиной» - от своей чистоты и небесной святости. Или «Глубинной» - от глубины заключенной в ней премудрости. Не смогли ее прочитать ни святые пророки, ни цари, даже древний царь-великан Волот. Удалось это только Давиду Евсеевичу - святому царю, гусляру и пророку. Говорилось же в книге о том, как начался наш мир: откуда пошли белый свет, солнце, месяц, звезды, заря, гром, ветер, откуда взялись сословия - цари, князья-бояре, крестьяне. И о том, что есть в этом мире самого святого и главного: какой царь над царями царь, какая земля всем землям мать, какое самое главное море, озеро, река, церковь, гора, камень, дерево, трава, зверь, птица. А еще о том, как боролись Правда с Кривдою и где она, Правда, подевалась в этом грешном мире. Подивились все мудрости Давидовой. А царю Волоту был вещий сон, и решил он отдать свою дочь за сына Давида - будущего премудрого царя Соломона.

Так пели те, кого на Руси издавна звали «каликами перехожими». Были то не просто нищие бродяги. Не попрошайки, которые не могли (или не хотели) работать и которым подавали из жалости да ради награды небесной. А странники, ходившие по святым местам. Во времена богатырские были то вовсе не калеки в нынешнем смысле этого слова. (Само слово «калика» - от латинского caliga, «дорожный сапог»). А люди сильные, вооруженные и зачастую не бедные - с увесистыми посохами, порой отделанными дорогой моржовой костью, с бархатными сумами, в железных шапках-шлемах. Ходили они целыми ватагами и сами могли кого угодно калекой сделать. Такими увековечила их былина «Сорок калик со каликою».

Калики, повидавшие мир, были начитаны и нередко вольнодумны. Даниил Паломник из Чернигова прославился в конце XII в. как писатель и даже стал героем былин. Он же, видимо, написал по дороге первый трактат о древнерусском язычестве. А Василий Калика, избранный в 1331 г. архиепископом вольного Новгорода, украсил Софийский собор вратами с апокрифическими изображениями и сочинил послание о том, как отважные новгородские мореходы будто бы доплыли до земного рая». (https://history.wikireading.ru/351612)

И что же говорит нам «Голубиная книга» про Единорогов?

В разных стихах книги Единорог назван по-разному, например, Индрик-зверем, Авандрий-зверем и т.п.

«Живёт зверь за Океаном-морем.
А рогом проходит зверь по подземелью,
аки ясное солнце по поднебесью,
он проходит все горы белокаменные,
прочищает все ручьи и проточины,
пропущает реки, кладязи студёные.
Когда зверь рогом поворотится,
словно облацы по поднебесью,
вся мать-земля под ним всколыбается…
все зверья земные к нему прикланятся,
никому победы он не делает». (http://palomnic.org/poet/folk/golub_book/)

«(14)
Ходит он по подземелью,
Пропущает реки, кладязи студеные.
Живет он во Святой горе,
Пьет и ест во Святой горе.
Куды хочет идет по подземелью,
Как солнушко по поднебесью.
Потому же у нас Индрик-зверь всем зверям отец.
(Киреевский. С. 46)

Живет Единорог - во Святой горы,
Он проход имеет по подземелью;
Прочищает все ключи неточные.
Когда Единорог-зверь поворотится,
Вскипят ключи все подземельные:
Потому Единорог-зверь всем зверям зверь.
(Варенцов. С. 26)

Единорог-звирь над звирями звирь.
Как живет тот звирь во Фавор-горы,
Проходит он по по подземелью,
Прочищает ручьи и проточины;
Куда звирь пройдет,
Тута ключ кипит,
Куда звирь тот поворотится,
Вси звири звирю поклоняются:
Потому тот звирь над звирями звирь.
(Бессонов. С. 296)

И т.п. (https://history.wikireading.ru/351614)

Обратим внимание, что опять Единорог связан с водой.

«Единорог-зверь - всем зверям отец.
Почему единорог всем зверям отец?
Потому единорог всем зверям отец,-
А и ходит он под землею,
А не держут его горы каменны,
А и те-то реки его быстрые;
Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А того ли люта льва-зверя;
Сошлись оне со львом во чистом поле,
Начали оне, звери, дратися:
Охота им царями быть,
Над всемя зверями взять большину,
И дерутся оне о своей большине.
Единорог-зверь покоряется,
Покоряется он льву-зверю,
А и лев подписан - царем ему быть,
Царю быть над зверями всем,
А и хвост у него колечиком». (http://palomnic.org/poet/folk/golub_book/)

Общее представление мы получили, а детали можно почитать как по ссылкам, так и в других статьях в интернете, коих великое множество, так как тема про «Голубиную книгу» популярна.

Обратим внимание, что прочитать книгу не смогли ни святые пророки, ни цари, даже древний царь-великан Волот, а удалось это только Давиду Евсеевичу - святому царю и пророку.

Так кто же такой, царь Давид?



Очень коротко, потому что нам надо только общее представление. Расширить свои знания можно без труда - о Давиде написано много.
«Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула (основателя единого Израильского царства, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу). Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству - сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.


Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.
Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.
Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями». (https://24smi.org/celebrity/20155-tsar-david.html)

«Авторы Нового завета видят в Давиде пророка (Деян. 2:30) и героя веры (Евр. 11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца Иисуса, «Сына Давидова» (Деян. 13:22 и след.; Мф. 1:1, 6; Мф. 9:27; 15:22; Рим. 1:3), который одновременно есть и Давидов Господь, Христос (Мф. 22:42-45). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк. 1:32, 33).
Согласно христианскому вероучению, пророчества сбылись, из рода Давида в мир пришёл ожидаемый Мессия - Иисус Христос». (Википедия)

Читаем в Книге Голубиной:

«Премудрый царь Давыд Евсеевич!

Скажи ты нам, проповедай:

Который царь над царями царь?

Кая земля всем землям мати?

Возговорит премудрый царь,

Премудрый царь Давыд Евсеевич:

У нас Белый царь - над царями царь.

Почему ж Белый царь над царями царь?

И он держит веру крещеную,

Веру крещеную, богомольную,

Стоит за веру христианскую,

За дом Пречистыя Богородицы, -

Потому Белый царь над царями царь.

Святая Русь-земля всем землям мати:

На ней строят церкви апостольские;

Они молятся Богу распятому,

Самому Христу, Царю Небесному,-

Потому свято-Русь-земля всем землям мати».

(https://www.marquette.edu/maqom/golubinaja.html)

Итак, мы видим, что над царями Белый царь, а Русь-земля - всем землям мать.

У Ивана Васильевича царь Давид пользовался большим уважением.

«Упорно вчитываясь в любимые тексты и бесконечно о них размышляя, Иван постепенно и незаметно создал себе из них идеальный мир, в который уходил, как Моисей на свою гору, отдыхать от житейских страхов и огорчений. Он с любовью созерцал эти величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников божиих - Моисея, Саула, Давида, Соломона». (В.О. Ключевский. «Курс русской истории». Лекция XXX, «Характеристика царя Ивана Грозного». http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch30.htm)

«Антоний приехал в Москву три месяца спустя после убийства царевича; он застал еще царя и весь двор в черных одеждах, с отрощенными волосами, по придворному обычаю. Иезуиту хотелось устроить религиозное прение о вере с царем и убедить его силой своих доводов. Но Иван не изъявлял на то большой охоты. "Что спорить о вере, - говорил он, - каждый свою веру хвалит. Мне уже пятьдесят первый год, воспитался я в истинной христианской вере и переменять мне ее не годится! Придет страшный суд, и тогда Господь рассудит: какая вера правая, наша или латинская?" - "Святой отец, - сказал Антоний, - вовсе не хочет, чтобы ты менял древнюю греческую веру, основанную на учении Св. отцов и постановлениях Св. соборов. Он хочет только, чтоб ты исследовал: что есть истинного, и то утвердил в своем царстве. Он хочет, чтобы во всем мире была одна церковь; и мы бы ходили в греческую к вашим священникам, и ваши ходили бы к нашим". Антоний распространился об истории церкви, а в особенности о флорентийском соборе, и заключил свою речь такими словами: "Если ты, великий государь, вступишь с папой в соединение, то не только будешь государем на прародительской отчине своей в Киеве, но и в царствующем граде Константинополе; и папа, и цезарь, и все государи будут об этом стараться". - "Не сойтись нам с тобою, -сказал на это Иван, - наша вера христианская, а не греческая, была издавна сама по себе, а римская сама по себе; греческой наша вера называется оттого, что пророк Давид за много лет до Рождества Христова пророчествовал: от Ефиопии предварит рука ее к Богу, а Ефиопия то место, что Византия, а Византия первое государство греческое просияло в христианстве"». (Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Глава 20. Царь Иван Васильевич Грозный. http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom20.htm)

Окончание следует...

Текст, Разное, unicorn

Previous post Next post
Up