Олег Донских о недавних заявлениях министра образования и науки Дмитрия Ливанова
Автор - публикатор
01.12.2012 г.
"Ну, давайте себе представим московский вуз. Зарплата преподавателя средняя между 20 и 30 тысячами рублей. Как это назвать? Знаете, у меня есть несколько версий того, чем это может объясняться. Версия первая, это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая, это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. И версия третья, что они просто ну, скажем так, перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов, мягко говоря". Д. Ливанов
В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики…
- Корень зла да извержен будет, - вопил директор, вздымая к тусклому чухонскому небу свой тощий перст.
Н.С. Лесков «Административная грация»
Нет, не директор гимназии с Волыни вздымает ныне к чухонскому небу свой перст в жесте карающем. Нет, бери выше! Сам министр образования и науки нашел корень зла и пути его искоренения. Не прошло и пяти месяцев со времени назначения его министром, как ему вдруг открылось, что преподаватели вузов получают мало, недостойно. Что такое20-30тысяч рублей?
Он представил себе, как можно (или, точнее, как нельзя) жить на такие деньги, содрогнулся, и спросил себя, как же они живут? Ведь так жить нельзя! И, будучи доктором наук в области физики твердого тела, подошел к вопросу твердо и уверенно. Он не стал растекаться мыслию по древу, собирать данные, проводить статистический анализ, выверять следствия. Он булатным мечом вперил свой мощный нержавеющий ум в самый корень проблемы. И тут же навскидку выдал три гипотезы: 1) это плохие преподаватели: хорошие, такие как он сам, за эти деньги работать не будут; 2) это те, кто вместо того, чтобы спокойно и достойно работать в одном вузе и в нем же достойно получать, бегает по разным вузам и получает две-три зарплаты (разумеется, за счет качества); 3) взятки берут. И принял министр железобетонное решение начать повышать зарплаты преподавателей. Но, конечно, хороших, т.е. тех, которые работают за гораздо бóльшие деньги в эффективных вузах. Повысить же можно будет за счет тех, кого закроют вместе с неэффективными.
Эту заботу о хороших преподавателях нельзя не оценить по достоинству. Особенно учитывая тот факт, что министр получил в сентябре выговор президента в связи с ненадлежащим исполнением поручения по зарплате ученым и преподавателям. Он до этого считал, что преподаватели так хорошо зарабатывают, что зарплату повышать не надо. Но после президентского выговора озаботился, и зарплату повысили на целых 6%. Казалось бы, чего им еще надо? А преподаватели продолжают бегать по подработкам. Ну как тут быть? Это уже вызов с их стороны, наглость. Пришлось в интервью унижаться перед ними и обещать, что планируются даже еще большие повышения, и особенно для тех, кто еще останется преподавателем в 2018 году. Насчет 2018 года - это понятно, потому что, как в старой притче, - или эмир, или осел, или сам… Но вот что реально стоит за оскорбительными словами министра? Об этом стоит поразмышлять.
Во-первых, они означают, что министр не имеет никакого представления о реальности, которой он руководит. Он не представляет себе ни уровня оплаты труда, ни уровня того уродливого методического экстаза, который развернулся в средних специальных и высших учебных заведениях в связи с внедрением компетентностного подхода и новых поколений стандартов. А это дополнительная, очень трудоемкая и крайне малооплачиваемая нагрузка. И, главное, практически совершенно бессмысленная. Т.е. первая мысль возникает о том, что министр совершенно не соответствует своему положению. Он даже не невысокого уровня, а просто вне мыслимых уровней.
Во-вторых, его слова означают, что он искренне презирает тех, кто работает в вузах. Потому что ни в одной из трех версий он не говорит о деструктивной роли государства и, в частности, своего предшественника (находившегося восемь лет у руля нашего образования) в том, что вузы и преподаватели оказались в такой ситуации. Он, по-видимому, искренне считает, что не бездарно проводимая реформа, не административная вакханалия виновны в сложившемся положении вещей, а убожество преподавателей. Нужно быть очень сильно, с крепостью высоколегированной стали уверенным в своем положении, чтобы чохом обвинить громадное большинство преподавателей в убожестве и во взяточничестве. Да, гвозди бы делать из нашего министра, закалил его НИТУ МИСиС - университет стали и сплавов!
В-третьих, это означает, что в нашем отечестве быстро растущий разрыв между так называемой «элитой» и остальным населением достиг уже такой величины, что она даже представить себе то, что происходит внизу, в принципе неспособна. И уже неспособна даже изображать заботу. О качестве управления в этой ситуации уже можно не говорить.
И, наконец, в-четвертых, из процитированных в эпиграфе слов министра еще следует, что поскольку жить на 20-30тысяч невозможно и невыносимо, преподавателям нужно не бегать по подработкам и прекратить брать взятки, а забастовать. Терять-то им все равно нечего.
Олег Донских - профессор, зав. кафедрой философии Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), главный редактор журнала «Идеи и идеалы».
http://freeuni.ru/?p=145 _________________________
Прим. ред. См также:
Комментарий К.Н. Морозова к выступлению министра Д.Ливанова
Обращает на себя внимание оценка личности министра Д.Ливанова, которая была приведена в официальном докладе фракции КПРФ в Госдуме. Представивший дрклад от имени фракции депутат Н.В. Арефьев назвал этого министра американским агентом, сознательно разрушающим образование в Росссии..И никто из депутвтов даже возражать не стал против очевидности.
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6593&Itemid=39