Научите меня жить и "Вверх по лестнице ведущей вниз". Сочинение. После прочтения.

Aug 15, 2010 04:42




Бел Кауфман."Вверх по
лестнице, ведущей вниз"
Дети. Учителя. Бюрократия. Дети. Ошибки. Звонки. Дети...
Преподавание вызывает разные чувства. Как это непросто и почувствовать каждого, и себя не потерять, разрываясь на части. Так и эта книга, как будто бы разорванная на множество листочков, записок, документов, чувств... и собранная воедино. Как будто отрывочные воспоминания, беспорядочный поток мыслей, событий, взлетов и падений.

"Как безнадежно далеко все от учебника педагогики и от лекций профессора Уинтерса о психологии юношества. Я встретилась с юношеством лицом к лицу. Профессор Уинтерс наверняка учеников никогда в глаза не видел" Сильвия Баррет, главная героиня.

Ты думаешь, ты особенный?

Есть люди, которые мечтают учить других. Открыто или в глубине души. Кто-то хочет быть профессором в университете, кто-то -- учительницей младших классов, кто-то -- модным бизнес-тренером, кто-то -- правильным родителем. А чему учить будете? Не важно. Главное чувствовать, что люди собрались и слушают тебя. Значит ты умный или хоть в чем-то преуспел.

"Я все вспоминаю его слова: "Почему вы считаете себя какой-то особенной? Только потому что вы учительница?"" Сильвия Баррет.
До чего же способствует своему самолюбию хотя бы минутная возможность поучить кого-то жизни, уму разуму с высоты своего полета. Почувствовать себя особенным. И сколько времени требуется, чтобы понять, что это не так. Жалко терять высоту, но приятно ощущать равенство и возможность чему-то научиться.

"Так сойдёт! Я мастер," - говорил на полном серьезе четырехлетний пацан, разрисовывая Шрека под моим воспитательским надзором. Он толком не умел пользоваться красками и не знал, какого цвета что должно быть - но главным, особенным был он. -- "Надо успеть к маминому приходу. Я мастер."


http://aivazovski.ru/gal502/Повсюду люди.

Эта книга поражает огромным количеством детских писем. Так много правды. Много-много. Так много искренности, так много мыслей. Учителям еще учиться и учиться -- у детей. Как ставить оценки и за что, как и во сколько кормить в столовой, что задавать на дом и почему. Так просто найти множество ответов на свои вопросы -- спросить.

Они всё видят, всё чувствуют, делают выводы.

Педагогический роман. Такая внимательная, красивая учительница и он...
Обескураживает, будоражит, обезоруживает их любовь. Не по правилам, не по сценарию, неуправляемая, когда колотится сердце о твердую обложку классного журнала. Молчание и протест. Дерзкое пренебрежение никому не нужными законами и попытки обуздать бессмысленный мир, подчинившись ему. Против течения, бросая вызов тем, кто беспомощно плывет по течению абсурдных правил.

"В туалет с сопровождением". "Не прикасаться к ранам". "Вверх по лестнице, ведущей вниз."
"Вы же не бросали других детей," -- написал мне ученик, когда я решила закончить преподавание. Ранящая любовь.
"Просто этот предмет должен быть" -- услышала я на прощание, получив букетик полевых цветов и целую горсть черники. Сложно сдерживать свои чувства и казаться целеустремленной, когда тебя обступают дети и не хотят отпускать. Это что-то за гранью логики и правил.

"Не покидай нас," -- писал мне преподаватель, когда я была маленькой. Как это было важно.

"Возвращайтесь, пожалуйста. Мы ждем вас. Вы самая лучшая учительница в школе," -- читала Сильвия Баррет в письмах детей.
"Нет детей -- есть люди." Януш Корчак.

Педагогика, которой не существует.

Я думаю, что педагогику можно разделить на две части.

Первая - это передача знаний. Это можно делать с большим или меньшим успехом. Я считаю, что это зависит от того, насколько эти знания считает важными преподаватель. В принципе - это дело техники.

Вторая часть - воспитательная. По-моему, основное воспитание происходит "молча". Можно просто выключить звук, убрать все воспитательные фразы. Учитель воспитывает тем, какой он сам. Умение держать слово, жажда знаний или зазубренное занудство, хороший почерк или небрежность во всем, легкость в общении, человечность, неравнодушие, отношение к книгам и музыке, стиль в одежде и отношение к противоположному полу. Любые два человека, состоящие в каких-либо отношениях, воспитывают друг друга.

Авторитарная, жесткая мама, способная перекричать целый полк, уча "молчать, когда старшие говорят" и быть дома не минутой позже восьми - учит двум вещам -- беспрекословному подчинению и беспредельному властвованию. И это видно даже в бинокль из противоположного окна.

Педагогика и психология. 10 отличий.

Учителя, способные изобрести, создать интересные уроки, захватывающие домашние задания, сотрудничество и взаимовыручку, а также здоровое соперничество учащихся - это ли педагогика? Может быть. Но этот абзац захотелось начать именно со слова "учителя". Педагоги, которых сложно забыть, учили меня уже тем, как вели себя во время занятий. Остальное - если надо, изобретается по ходу. Я так думаю. Все равно ни в каком педагогическом ВУЗе не обучат тому, какими будут дети на твоем первом уроке.

Единственное, что на мой взгляд объединяет педагогику и психотерапию - это важность личности психотерапевта или преподавателя. Многочисленны, неоднозначны и сложны исследования об эффективности психологической работы. Но неизменно личность консультанта - важный фактор.* Проще научиться жить у того, кто сам проходил через это. Ну а так каждый дорожку себе пробивает сам. Психолог помогает пройти в том направлении, которое выбрал сам человек.

Консультант, в отличие от соц.работника или педагога работает в первую очередь на клиента, а не на общество. У него нет цели подогнать человека в общее стадо, подвести к правильному одобряемому обществом поведению. Если человек бьется головой об столбы - это его дело. Можно как вариант предложить ему надеть каску. (Алексей Вовк, волшебный психотерапевт, интересный человек.)

Как жить? Что делать? Как правильно? Так часто звучат вопросы клиентов. Но психолог лишь помогает найти свой ответ. Точно также я не могу сказать, как не надо жить, чего не делать, как неправильно. Есть опыт других людей. Не более того. Нет ни одной жизни, которая была бы лучше какой-то другой.

*Об исследованиях http://en.wikipedia.org/wiki/Psychotherapy#Criticisms_and_questions_regarding_effectiveness

дети, консультирование, книги, профессионализм, воспитание, авторитеты, работа, после прочтения

Previous post Next post
Up