Тауйск.

Apr 14, 2012 19:00

Село примечательно тем, что это второе после Охотска старейшее постоянное русское поселение на берегу Тихого океана. Старше Петропавловска и Владивостока, не говоря уже о Магадане. Приятель мой оттуда родом, давно перебрался в город, но свой сельский дом держит как дачу. Однажды летом зазвал меня к себе на рыбалку. Рыбалка удалась, а в селе как раз отмечали 357 лет основания Тауйска.

Тауйский острог срубил не то в 1652, не то в 1653 году казак Михаил Стадухин во время путешествия от устья Индигрки через Анадырь к Охотскому побережью.



Это место тауйчане так и называют «острог», хотя это новодел, Стадухин основал острожек немного в другом месте, да и сгорал он не раз. Тем не менее, для местных это зримый символ древности их села и площадка для проведения всех праздников. Несмотря на почтенный возраст, село самое что ни на есть обычное, со всеми присущими сельской глубинке горестями. При советской власти здесь был крупный рыбозавод и совхоз, который занимался картофелеводством. При Ельцине, как и во многих других селах, все было похерено и развалено. С работой туго, местные в основном живут за счет рыбы, во многих дворах промышленные холодильники. В селе стоит пограничная застава, несмотря на это, браконьеры не переводятся. Есть и кое-какие подвижки к лучшему. Несколько лет назад здесь построили новую больницу в два этажа. На первом поликлиника и палаты, на втором - квартира врача.






Больница жизненно необходима - Тауйск и еще два соседних села отделены от Магадана рекой Яной. Летом ее переплывают на пароме, в холодное время года проезд прямо по льду. В предзимье и ранней весной, когда лед тонок, а паром не ходит, село неделями отрезано от большой земли. Дорога в Магадан идет через два перевала, зимой их часто заметает, и проехать нельзя. Случись что, врачебную помощь надо оказывать на месте. Поэтому в больнице есть операционная и все прочее. Непросто было найти врача, но сыскался доктор с Украины и уже успел кому-то из местных спасти жизнь при огнестреле. Больница и несколько жилых домов, примерно такого же вида единственные новые здания в Тауйске, остальные обычные частные дома, крытые шифером и рубероидом, с простенькими заборами.




А вот такое я подметил забавное смешение народных обычаев.



Тауйчане




тауйчанки




и тауйчата.







В гости приехали ольчане со своим народным хором.




Дары короткого северного лета.




А эти люди считают себя наследниками Михаила Стадухина, хотя прямой преемственности между казаками-первопроходцами и современными нет. В основном это выходцы с юга России. Занимаются сельским хозяйством, МЧС-ники передали им выполнение обязанностей пожарной охраны.




Священник - отец Симеон из Армани, поселка который побольше и ближе к Магадану. В Тауйске своей церкви нет, хотя в царское время имелась деревянная 1864 г постройки. Простояла она почти сто лет до 60-х годов, правда при советах использовали ее под склад.




В тауйской церкви (не в этой, а в той, что была до нее) в 1840 в. служил о. Стефан Попов. С его именем связано появление первых книг на эвенском языке. С помощью тауйского казачьего старшины Гаврила Шелудякова Попов перевел на эвенский евангелие от Матфея, написал букварь с молитвами и составил тунгусско-русский словарь. Он же открыл первую в селе церковно-приходскую школу.

Советский значок - герб Тауйска.


казаки, краеведение, Тауйск, коренные народы, Магаданская область, Ольский район, история

Previous post Next post
Up