"Освободительная война" продолжается?

Jul 06, 2011 23:23

Во вчерашнем арабском ролике мелькнула книга «Освободительная борьба татарского народа».

http://magadansky.livejournal.com/28113.html

Вот обложка книги крупным планом:




А вот она на столе Халима Шамсутдинова слева от компьютера.




Меня заинтересовало, что это такое изучают в магаданском татарском землячестве. Стало любопытно, против кого имам Шамсутдинов собирается вести освободительную войну, тем более - в Магадане. Вбил в поисковик и офигел. Выяснилось, что книга, мягко говоря, скандальная и не раз становилась предметом обследования на наличие экстремизма. Кроме того, ей занималась президентская комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России. На сайте «Свободная пресса» есть статья про эту книгу под названием «Казанское ханство продолжает борьбу за независимость» с подзаголовком «детская литература в Татарстане учит, что Российское государство - сборище мародеров, грабителей и захватчиков»:



«Исторический» скандал разгорелся вокруг… детской книжки, изданной Татарским государственным книжным издательством. Красочный альбом под названием «Освободительная борьба татарского народа», напечатан тиражом 5000 экземпляров и, как положено детской литературе, богато украшен иллюстрациями. На обложке изображена картинка с ликом Христа над пылающей мечетью, портрет лидера татарских националистов Заки Зайнуллина и даже… шеврон татарского легионера войск СС.

Но и содержание книги весьма любопытно. Автор Нурулла Гариф рассказывает детям о взаимоотношениях русских и татар в период завоевания Казанского ханства, о христианизации мусульман Поволжья и, конечно же, о «пятисотлетней войне» за независимость Татарстана от России. Этот период в истории, в представлении Нуруллы Гарифа, явлен как непрекращающаяся война против русской «оккупации». Российское государство, по определению автора - это сборище мародеров, грабителей и захватчиков. Губернаторы Казанского края - все до единого названы «карателями».

Для усиления воздействия на детскую психику книга обильно насыщена рисунками пыток и казней, которые «русские оккупанты» применяли к татарам-мусульманам. Тут и подвешивание за ребро, и колесование, и дыба, и даже закапывание живьем в землю. Правда, заканчивается сей исторический экскурс на лиричной ноте - Нурулла Гариф советует детям не следовать стереотипам и штампам. Лучше - поразмыслить над уроками истории, в особенности над теми, которые касаются «московско-казанских отношений». Чтобы детям легче было представить эти отношения, автор на этой странице помещает картинку: черный ворон о двух головах (очень своим видом напоминающий государственный герб России) хищно атакует башню татарской царицы Сююмбике - символ татарстанской независимости.

http://svpressa.ru/issue/news.php?id=12268

Несколько более сдержанную в оценках статью, но подтверждающую все факты опубликовала «Независимая газета» под заголовком «Татарская освободительная борьба продолжается»:

«Президентская комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России может получить на рассмотрение одно из первых скандальных дел из Татарстана, поводом для которого стала детская историческая книга. Преподаватели одного из казанских вузов считают, что издание «Освободительная война татарского народа» фальсифицирует историю и содержит материалы, разжигающие межнациональную рознь. Председатель исторической комиссии, глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин получил письмо из Казани с просьбой к комиссии провести экспертизу книги и изъять ее из открытой продажи.

Книга «Освободительная война татарского народа» вышла в Татарском государственном книжном издательстве еще в 2007 году. Красочное издание альбомного формата посвящено, как говорится в аннотации, «борьбе татар против завоевательной политики русского государства и освободительной войне за восстановление своей государственности». Несмотря на низкую цену - всего 30 руб. (стоимость двух поездок на автобусе), - книга плохо расходилась, и за два года тираж остался нераспроданным. Альбом так и остался бы незамеченным, если бы на него не обратили внимания историки.

На обложке выпущенной в государственном издательстве «Освободительной войны» изображен шеврон татарского бойца-легионера СС и портрет лидера татарских националов Заки Зайнуллина, известного своими скандальными высказываниями. Венчает книгу изображение схватки между русскими и татарскими воинами у подножия пылающей мечети. Содержание издания не менее интересно.

Автор, историк Нурулла Гариф, анализирует отношения между русскими и татарами с XVI века по наши дни. У книги отсутствует формальное ограничение по возрасту, но стиль изложения максимально адаптирован для детской аудитории.

Автор четко разделил персонажей книги на татар, которые защищают свою Родину, и русских, которые грабят, мародерствуют, убивают. Нурулла Гариф, кстати, редко употребляет слова «Россия», «российский» или «российское государство», почти всегда «русский», «русские», «русское государство». Например: «Как только русские вошли в город, они тотчас занялись грабежом», «русские пытались послать против них (татар) присягнувших ним жителей Казанского ханства... но казанцы не пошли на братоубийственную войну и объединились против оккупантов», «русские колонизаторы пришли в Закамье и начали захватывать лучшие земли», «татары шли в бой с многовековой мечтой отцов и дедов - освободить свою столицу (Казань) от неверных». Автор всегда категоричен - в его трактовке все царские чиновники и губернаторы Казанского края (Шереметьев, Татищев, Потемкин, Руич и Панин) названы «карателями».

Двуглавая птица, пикирующая на татарский архитектурный символ - башню Сююмбике, многим напомнила орла с герба России.

В заключении Нурулла Гариф пишет: «Несмотря на неимоверные испытания, которые пришлось выдержать татарскому народу начиная с 1552 года, он смог сохраниться, остался несломленным и гордым. Борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни».

http://www.ng.ru/regions/2009-08-19/1_book.html

Добрая такая настольная книга у Халима Шамсутдинова. Крепим межнациональный мир в отдельно взятом городе.

диаспоры, Магадан, национализм

Previous post Next post
Up