Оригинал взят у
michael101063 в
Дано ли нам изменить судьбу? часть 2. Чем глобальней будущее событие, тем меньшее влияние на него может оказать отдельная человеческая воля. Это объясняет тот известный факт, что, например, события будущего человечества или отдельной страны можно предсказать (спрогнозировать) с гораздо большей точностью, чем судьбу отдельного человека, поскольку с повышением иерархического уровня биологических систем их поведение становится более детерминированным. Иными словами изменить судьбу отдельного человека гораздо легче, чем, например, судьбу народа. Не случайно С.Лайт отмечает: «Что касается явлений мирового масштаба, то случаи, когда какое-либо важное событие, предначертанное Вселенной в отношении той или иной страны, не осуществляется, крайне редки. Но у личности есть определенная доля свободы. Индивид, по сравнению с коллективом людей, обладает большей возможностью избежать неблагоприятных обстоятельств».
Об этом прекрасно знали еще древние мыслители и философы. Так еще Цицерон полагал, что в то время как некоторые события всецело предопределены судьбой, в отношении других событий человек обладает определенной свободой выбора. Птолемей отмечал факт большей предсказуемости событий из жизни народов и государств, по сравнению с судьбой отдельного человека. Из известной нам истории человечества мы также можем узнать множество примеров предопределенности судеб народов и их правителей (чья судьба неразрывно связана с судьбой своего народа), в то время как отдельным людям удавалось кардинально изменять свою судьбу.
Отмечает подобный факт и Г.Локтионова, утверждая, что для каждого отдельного человека отклонения от заданной судьбы могут быть велики, в то время как для группы людей эти отклонения приближаются к наиболее вероятному значению. И чем больше группа людей, тем меньше возможность реализации маловероятного события, а, следовательно, будет осуществлен наиболее вероятный сценарий.
Подобный наиболее вероятный сценарий развития событий американский психотерапевт А.Минделл называет путем наименьшего действия для людей и сообществ. В этом отношении люди подобны элементарным частицам, которые, каждая в отдельности может избирать любую вероятность траектории движения, однако общие характеристики поля, состоящего из частиц, остаются при этом, достаточно стабильны и предсказуемы.
Описывая данный физический процесс в микромире американский физик Р.Фейнман отмечает: Каждому процессу соответствует своя амплитуда, некоторое комплексное число… причем вероятность этого процесса равна абсолютному значению квадрата этой амплитуды волновой функции». Современные физики знают, что невозможно одновременно вычислить импульс и местонахождение элементарных частиц
"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">*. Они ведут себя как осознанные объекты, выбирающие траектории своего движения от наиболее вероятных (путь наименьшего действия) к наименее вероятным. Или говоря словами Р.Фейнмана, «природа требует, чтобы каждая частица во Вселенной исследовала каждый и всякий из своих путей».
Подобным же правом свободы воли наделены и люди, определяющие вероятность путей своей судьбы, уровнем осознанности. Не случайно психотерапевты отмечают, что основная часть человеческого существа стремиться к познанию окружающего мира и осознаванию себя.
Таким образом, предопределенность будущего относительна и фактор свободной воли способен вносить в него свои коррективы. Именно этот фактор и определяет возможный веер вероятностей. И именно наиболее вероятную версию будущего (которая вовсе не обязательно реализуется) «прозревают» в своих «видениях» пророки и оракулы, а современные ученые "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- стараются просчитать, вычислить либо воспринять интуитивно в качестве основы для научного прогнозирования.
"Times New Roman";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">* Принцип неопределенности, сформулированный в 1927 году немецким физиком В.Гейнзенбергом. Согласно этой теории подробное знание одной величины, характеризующей частицу делает менее точным измерение сопряженного свойства.