Борисоглебский собор, Старица

May 15, 2008 12:18

Про старицкий Борисоглебский собор я уже писала здесь. ЗДЕСЬ К сожалению, в сообществе "Московское царство" об этом храме я могу сказать немного: все старицкие храмы сильно пострадали во время Ливонского нашествия 1609 года: «...приидоша ко граду тому сопостатнии Литовствии вои и Русские воры, град Старицу обступиша и пожжгоша, и люди в нем мечю подклониша, и пожжгоша соборную церковь... святых мучеников Бориса и Глеба, разориша, и в них множества людей посекоша и пожжгоша...». Даже страшно представить ужас людей, которые бежали от воинов, прятались в храмах, а там их сжигали заживо. После этого нашествия Старица долго не могла оправиться. Царь Михаил Федорович приказал восстановить крепостные стены, потому что Старица была близка к западной границе, но храмы разрушались и ветшали. Народу после нашествия и пожара в Старице осталось совсем немного, и царь присылает в город стрельцов. А дальше ее перекидывают из губернии в губернию: в 1708 году она была приписана к Смоленской губернии, в 1719 - к Тверской провинции Петербургской губернии, в 1727 - году к Новгородской и в 1775 - окончательно к Тверской губернии. Взяться за ремонт храмов, не приписанных монастырям, было некому и поэтому в 1802 году храм решили просто разобрать «по ветхости».

Почему остался фундамент мы не знаем.


Недалеко от места, где стоял собор долгое время был памятник. Фотография С.М.Проскудина-Горского



Теперь и его нет. Сейчас городские власти добиваются разрешения устроить на городище музей под открытым небом по примеру псковского музея на территории монастыря. Ждем.

Однако Борисоглебский собор в Старице все-таки есть. В 1797 году был издан указ: «о Построении в Вышнем Волочке... как равно и в городах в Старице и Зубцове на место ветких, новых соборов...», и посему на «построение старицкого собора выдано 7000 рублей.» (Шитков «Неизвестные страницы жизни белокаменных дел мастера из Старицы М.А.Чернятина»). В 1805 году был утвержден план нового собора.
В Старице всегда было много церквей. Для такого маленького города - слишком много. А.Шитков пишет: «Столько много храмов могло функционировать в небольшом городке только благодаря наплыву «дополнительных» богомольцев-паломников со всей Матушки Руси». Храм решили возводить на новом городище, недалеко от торговой площади. Дорога к нему шла мимо кузниц, это облегчало подвоз камня и других строительных материалов.



Проект собора заказали в Петербурге и принадлежал он швейцарскому архитектору Луиджи Руска. Про Руска известно, что «Луиджи Руска (1762 -1822) (в России известен как Алоизий Иванович Руска) родился в Аньо-Мондонико. Приехав в 1783 г. в Петербург, проектировал и перестраивал многочисленные здания, а с 1802 г. официально был признан архитектором. К его основным работам относятся здание Манежа и казармы Кавалергардского, Измайловского, Белозерского полков. Он участвовал в разработке архитектурных проектов летних резиденций русских императоров - Петергофа и Царского Села. По его проектам восстанавливалась колокольня Ивана Великого в Москве, Петропавловский собор и Аничков дворец в Петербурге. Покинув Россию в 1818 г., эмигрировал во Францию, где умер в 1822 году». Россия всегда любила иноземных архитекторов. Л. Руска принадлежат храмы в Таллине, Астрахани, Пемзе. Старицкий храм является как бы «братом» церкви Всех Скорбящих Радости в Петербурге. Шитков по этому поводу пишет: «Во второй половине XVIII - начале XIX века широко распространилась практика строительства, при которой проект присылался из столицы и воплощался местными мастерами без непосредственного наблюдения автора. Подчас замысел искажался до неузнаваемости, что объяснялось низкой выучкой местных строителей. В редких случаях архитекторам удавалось создать памятник подобающего уровня. К числу таких относится Борисоглебский собор».
Еще одним «старшим братом» Борисоглебского собора является одноименный собор города Торжка (архитектор Н.А.Львов).
Про него читаем у Смирнова: «Борисоглебский собор - один из лучших образцов строгого классицизма, где Львов предстает перед нами как последователь Андреа Палладио, итальянского архитектора XVI в.
Проектируя Борисоглебский собор, Львов разработал тип церковного здания, который стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов при этом смог добиться почти идеальной внешней кубовидности, создав композицию с практически равными фасадами: длина и ширина наружных стен - 14 сажень и 2 аршина (около 30 м), высота от поверхности земли до основания главы - 12 сажень (около 25,5 м), высота главы с крестом - 7,5 аршин (около 5,4 м).
Храм увенчан пятью главами. Центральный восьмигранный купол покоится на неравностороннем барабане. Его большие грани прорезаны полуциркульными трехчастными («палладиевыми») окнами. Угловые купола - полусферические, с круглыми окнами, характерными для творчества Львова. Завершение всех глав тоже типично львовское - золоченый шар с ажурным крестом.
Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря. Удачно выбрано место - с разных сторон он воспринимается по-новому. Собор поставлен так, что мы можем обозревать сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный - шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города». Почти все этом можно сказать о соборе Бориса и Глеба в Старице.


Борисоглебский собор в Старице. М.Чернятин


Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице С-Петербург. Л.Руска


Борисоглебский собор в Торжке Н.А.Львов

Кто являлся вдохновителем данного проекта: Руска для Львова или Львов для Руска? Храмы похожи, они все построены в стиле классицизма и отвечают всем классическим канонам. И тот и другой архитектор зарекомендовали себя как талантливые авторы. По проектам Львова построено много церквей и светских зданий Торжка и его окрестностей. Все они отличаются вкусом и стилем. А местоположение торжсковского храма почти совпадает с храмом в Старице.


Панорама Дмитрия Позина. Старица. Лето.

Панорама из Википедии. Торжок. Зима.

Однако храм Бориса и Глеба очень старицкий. И это благодаря его настоящему строителю и мастеру своего дела Матвею Алексеевичу Чернятину.




Матвей Чернятин - уроженец Старицы. Родился в семье старицких купцов. Учился на архитектора в Твери, работал управляющим в имении Тутолмина. Генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин - старицкий меценат, к этому времени на его деньги построена первая старицкая больница для бедных и неимущих, Троицкая церковь Успенского монастыря. Проекты всех построек принадлежат М.Чернятину. О Тутолмине в Старице вспоминают с благодарностью и уважением, его именем названа существующая теперь городская больница, а вот об авторе Борисоглебского собора долгое время не знали. Однако «архивы старицкого городового магистрата и тверской духовной консистории, хранящиеся в Государственном архиве Тверской области, сохранили имя зодчего». К этому времени Чернятин ушел из управляющих и стал опять архитектором. Следя за постройкой, Чернятин «изменил облик храма, не выходя за рамки стиля». (А.Шитков) «В старицком соборе применена немного видоизмененная и «подправленная» конструктивная система Н.А.Львова», - пишет И.Палкина (науч.сотрудник Гос. Исторического музея.)

Храм был летний, без колокольни, поэтому в 1817 году протоиерей Борисоглебского собора Алексей Трифильев писал в Тверскую духовную консисторию: «Означенная Борисоглебская Соборная Каменная церковь на казенную сумму хотя выстроена, но за нездачею оной церкви строительньницею еще не освящена, а при оной вновь выстроенной каменной Соборной церкви колокольни еще не имеется, почему и желательно нам для благолетия выстроить, по приложенному при семь прошении плану, каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию.
15 июня 1817 года губернский архитектор Легранд утвердил план, сочиненный Архитекторским учеником Чернятиным, на построение при вновь выстроенном Борисоглебском Соборе, каменной колокольни, а под оною теплую церковь.» (А.Шитков)


Колокольня стоит отдельно и несколько отличается по архитектуре от храма, она более нарядная, легкая.
О фресках собора можно прочитать в воспоминаниях Федора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 году. «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написаны по нынешним образцам.»
Сейчас собор закрыт. Восемь лет назад в нем была лесопилка, стояли станки. Сейчас он закрыт. Фрески местами сохранились, но сказать наверняка не могу. Об иконостасе тоже мало что известно.

Старица

Previous post Next post
Up